Все записи
21:59  /  5.02.14

2759просмотров

Душевный Баршай, гомогенный Лимонов и старый Чижов.

+T -
Поделиться:

Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана. Corpus, 2013.

Испытанная “Подстрочником” методика Олега Дормана – снять кино, а потом расшифровать отснятое в книгу – сработала и тут, и снова безупречно: книга вышла и с душой, и со вкусом, и страшно интересная, и глубоко познавательная. Причем познавательная не в историко-информативном смысле, а в том смысле, что познавать глубинные тайны человеческой души, особенно когда она принадлежит отнюдь не рядовому человеку – это кажется каким-то очень нужным читательско-гуманистическим процессом. Что это за способ хитрый у Дормана: разговорить своих героев таким образом, что они честно раскрывают ему (и нам) себя – не могу догадаться, да и не столь он важен, этот способ – результат важнее. Даже невероятно далекие от музыки и нюансов исполнительской или дирижерской профессий люди не смогут не проникнуться запредельной, жинеобразущей (и жизнеутверждающей) любовью к ней Баршая. Любовью не фанатической, а всепоглощающе нежной и доброй. Которая заражает читающего если не любовью же, то точно – интересом и уважением. Кстати, как и в случае с “Подстрочником”, по-моему, стоит не только книгу прочесть, но и фильм увидеть – в любой последовательности. Это разноприродные произведения, и помимо повторения ощущений, каждый способ донесения до нас важных вещей сработает по-своему. И обязательно – хорошо, благодатно сработает.

Эдуард Лимонов. Апология чукчей. АСТ, 2013.

Неустрашимый борец со всем, что он считает плохим, за все, что он полагает хорошим – вне зависимости от того, договорился ли читатель с ним в определениях или нет – все равно производит на читателя необоримо сильное впечатление своей честностью, зашкаливающей за общепринятые пределы. Со времен пресловутого (и древнего уже) “Эдички” Лимонов не стал прилизанней, приличней, корректней и вообще, похоже, не изменил своим литературно-этическим принципам (а про принципы политические мы тут говорить не будем). Вполне может быть, что это и не принципы вовсе, а просто сильнейшая потребность (или естественная привычка) говорить о себе правду – вне зависимости от того, понравится она кому-нибудь или нет. Эта книжка – вроде как сборник уже где-то когда-то опубликованных колонок, но, надо сказать, она как-то ладно скроилась, и смесь путевых заметок, полудневниковых полноинтимных заметок, почтикультурологических эссе и по-хорошему любительских философских рефлексий получилась, что называется, гомогенная.

 

Евгений Чижов. Темное прошлое человека будущего. Олма-Пресс, 2002. Перевод с подстрочника. АСТ, 2013.

Евгений Чижов, малопишущий (или малопубликуемый?), в прошлом, 2013 году выпустил в свет один из лучших романов года – “Перевод с подстрочника”, но речь не о нем. Или нет, давайте все-таки и о нем тоже, ибо лишнее напоминание о хорошей книжке не может быть лишним. Роман – о неудачливом литераторе, который соблазнился предложением переводить труды некоего вроде как среднеазиатского диктатора, владельца бывшей советской республики, и попал сначала в рай для творческой личности, а потом – в ад для личности любой. Роман – и простой, и не очень, и легкочитаемый, вроде, и при этом многослойный и “междустрочный”. Хороший, короче. А я ж не могу так вот запросто отпустить хорошего писателя – я начал искать, что он там еще написал... И нашел книжку аж 2002 года. И она оказалась тоже хорошей, но другой – а ведь для хорошего писателя это как раз и обычно: писать книжки хорошие, но разные. Это такое неравномерное и неодностильное повествование о человеке, который мог бы вполне претендовать на главную роль у какого-нибудь Достоевского (или, к примеру, даже Сологуба). Почему такие параллели? – Да потому, что Чижов старательно копается в психологическом и даже психопатологическом нутре своего героя, перемежая это копание внимательными примечаниями окружающей жизни. Но потом вдруг оставляет копания и превращает свою историю в эксцентричный трагифарс. Но потом превращает ее обратно в экзистенциалистскую полуфантасмагорию. Но потом превращает ее в фарс обратно. Но потом – в трагедию. Но потом – еще во что-то... В общем, не найдете романа 2002 года – ну так найдите хотя бы прошлогоднюю книжку. Непростой это писатель – Чижов, но провоцирующий на разбирательство. А читать его – как раз несложно. Особенно если не разбираться – а он и так прочтется с интересом, без вдумывания. Но лучше все-таки попробовать его обмозговать.