Все записи
15:58  /  5.08.14

1938просмотров

Ученье – свет, хоть и незатейливый.

+T -
Поделиться:

Элизабет Гилберт. Происхождение всех вещей. Рипол Классик, 2014.

Обширнейший, длиннейший, интереснейший и вполне бы достойный называться настоящим-пренастоящим английским и, вероятно, викторианским, роман (если бы там не было сексуальной линии, которая красной нитью... ну, вы понимаете: то про то, чтоб мастурбировать, мечтая взять в рот мужской половой член, в викторианских романах как-то не очень писали). 

Совершенно при этом неважно – была ли такая женщина (которая главный герой) в натуральной действительности XVIII-XIX веков, либо ее без никаких на то оснований сочинила неанглийский писатель XX века, но женщина получилась пассионарной, многосложной, закомплексованной, нетипичной для своего времени и очень неубедительной (это если она была взаправду). А если ее не было – то и ладно, в романах и не такие небывалые персонажи прекрасно жизнедействуют (взять хотя бы Гулливера, детей капитана Гранта или старика Хоттабыча). Так вот и эта героиня – заставила прожить всю свою биографию вместе с ней, заинтересоваться ботаникой (особенно мхами) и теорией, параллельной дарвиновской, поездить по миру (что совсем не то же самое, что поездить по миру в веке двадцатом), настрадаться и умереть, в общем-то, счастливой, ученой и мудрой.

За внешней увлекательностью и многофигурностью – хотелось бы написать, что кроется глубина и многозначность, но она там не очень кроется. Там кроется американская чуть-чуть попсоватая простодушность с ее желанием все непонятное разжевать, а все неприятное карамелизировать, но и это, знаете ли, здорово – потому что неамериканский викторианский роман, будучи написанным ровно о том же, вогнал бы своего читателя в тьму депрессивную, а американский викторианский роман мягко завлекает своего читателя к свету, к свету – дескать, все хорошо, что хоть как-то кончается...