Александр Кабаков. Стакан без стенок. АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014.

Елена Павлова. Укротители лимфоцитов и другие неофициальные лица. Corpus, 2014.

Как писал вечный и сложноопровержимый Хармс, “хорошие люди, а не могут поставить себя на правильную ногу”...

Вроде, и неудобно ругать эти книжки (тем более, кто я такой, чтоб это делать; тем более, что кто-нибудь наверняка обидится на меня за это; тем более, что отдельными местами эти книжки вполне себе хороши и не заслуживают ругательств). Но они – не цельные, не стройные, то есть –  не то чтобы книжки, как это ни прискорбно.

Первая – это собранные с миру по нитке хорошие тексты, которые никак друг с другом не дружат, не соотносятся и не коррелируют – то есть, как я могу предположить, пришла пора для “нового Кабакова” (читатель ждет уж...) – ну, давайте, скомпилируем разных старых-новых Кабаковых (эссе и сказки, мемуары и колонки) и спрессуем их в очередной сборник. И не столь важно, что тексты не плющатся в неделимую массу, авось читатель как-нибудь сам отжует и отслюнит один ингредиент от другого и не будет пенять на отсутствие не то чтобы композиции, а просто даже приблизительно единой затеи/идеи: с чего бы этим все текстам надо оказаться в одно время и в одном месте?

А Елена Павлова, еще не имеющая весомой репутации, просто-напросто собрала все свои дневниковые записи – и те, которые научно-популярно рассказывают о том, как у нас там внутри  живут всякие мелкие тела-антитела, как стволовые клетки и доноры помогают реинкарнациям пациентов – и те тексты, где она с немножко утомительной иронией рассказывает о ненатуральной (ну, неубедительной, потому что слишком уж литературно-развеселой) жизни лаборатории, где все это происходит – вот собрала, сложила в кучку – и получился не страшно длинный, но какой-то страшно необязательный текст. Частями – бойкий. Но в целом – какой-то ненужный.

В любой солянке, особенно сборной, должно быть много составляющих. Но, все-таки, солянка – это то, что лопаешь залпом, обжигаясь и причмокивая, насыщаешься, отваливаешься и назавтра про нее забываешь. А с книжкой так не получается – ее ж все равно разжевываешь (даже если читаешь быстро), и в процессе разжевывания понимаешь, что вот тут чеснок плохо пригнан к капусте, а тут – мясо не соответствует укропу.