Все записи
08:38  /  25.04.13

9434просмотра

Гимн нью-йоркскому автобусу № 15

+T -
Поделиться:

Виталий Мелик-Карамов наш хороший московский приятель. Недавно, будучи у нас в гостях, он рассказал забавную историю про Нью-Йорк и я попросил его ее записать. Он выполнил мою просьбу и с его позволения (и позволения редакции) я публикую эту историю у себя в блоге.

Гимн нью-йоркскому автобусу № 15

Виталий Мелик-Карамов

Много лет подряд, приезжая в Ню-Йорк, я пользовался автобусным маршрутом номер пятнадцать, который отвозил меня от гостиницы в центре Манхэттена вниз, в даун-таун. То есть, в ту единственную часть города, где улицы лежат не ровной сеткой, а выглядят кривыми закоулками. Это место называется Уолл-стрит и только там, в Нью-Йорке, ты идешь не на чистое небо, а на стену торчащего перед тобой небоскрёба. Маленький кусочек огромного города, который можно назвать «каменными джунглями».

Замена автобусного парка стоила Нью-Йорку, вероятно, не одну сотню миллионов долларов. Зато теперь это мягкое в ходу просторное чрево оборудовано кондиционером. В нью-йоркском летнем влажном пекле автобус, как глоток свежего воздуха. Остановки автобуса в Манхэттене расположены через блок. Другими словами, автобусы тормозят так: 27-я улица, потом 25-я, 23-я... Никаких остановок «Школа» или «Поликлиника». Билетов нет, как нет и контролеров. Это совсем не означает, что житель Нью-Йорка честнее москвича. Но входит он в автобус только через переднюю дверь и опускает деньги — сейчас большей частью единую метрокарту — два доллара с четвертью (а двадцать лет назад меньше доллара —  жуткая инфляция) в кассу рядом с водителем. Турникет отсутствует, как и боковое ограждение  водителя от пассажиров. Средняя дверь (задней, нет) открывается только после того, как посадка закончена. Штурмом автобусы не берут, полное спокойствие в любой очереди. Нет и никаких служебных и красных удостоверений. Отсутствие для всех бесплатного проезда — завоевание капитализма.

Вечер. Конец рабочего дня. Еду в полном автобусе. Тихо. Народ усталый, разобщенный, ничего между собой не обсуждает. На одной из остановок, на передней площадке появляется старушка того типа, что у нас принято называть «божий одуванчик». Сравнение усиливается еще и тем, что опирается она на сумку на колесиках. Старушка азиатского вида, то ли японка, то ли китаянка? Куда ехать, она, вероятно, знает, но не может объяснить водителю, молодой девушке, как теперь принято говорить, афроамериканке. Наш шофер восседает над старушкой в кожаных перчатках, голубой форменной рубашке с коротким рукавом, темно-синих брюках, пояс которых увешан всевозможными ключами (точь-в-точь как у полицейского, нет только наручников и кольта) и изо всех сил пытается разобраться в птичьем говоре старушки, чтобы угадать в нем пару английских слов.

Похоже, мы застряли надолго. В отличие от российских правил, следующие «пятнадцатые», могут объехать наш автобус. Проходит несколько минут, и водитель начинает сама подсказывать старушке названия улиц, районов... Никакого контакта. Девушка просит написать адрес, старушка не понимает, что от нее хотят...

Автобус стоит уже минут десять. Нас объехала уже парочка «пятнадцатых», которые шли сзади. Наконец, водитель встает со своего командирского кресла и громко спрашивает, обращаясь к салону: «Кто-нибудь знает китайский?» Поскольку в Нью-Йорке каждому находится место, вперед выходит молодая китаянка. Но старушка китайского языка не понимает. Тогда призывают человека, говорящего по-японски. Находится и такой. Без результата.

Автобус стоит. Старушка тоже не шевелится.

Мы не двигаемся уже минут двадцать. Полное отчаяние у водителя автобуса, зато старушка продолжает мило улыбаться и щебетать, но из автобуса никак не выходит, опираясь своей невесомой рукой на сумку. Никто из пассажиров не дает ей совета выкатиться и отправиться дальше на такси. Пауза в переговорах.

Автобус стоит.

Я с интересом ожидал развязки, но такого простого конца предугадать не смог. На переднюю площадку поднялся старше средних лет высокий полный белый бородач в черной беретке и старой куртке. Так у нас выглядят незнаменитые художники. Бородач неожиданно заговорил на языке старушки, вероятно, на вьетнамском, потому что, скорее всего, он мог быть участником той войны, а не, предположим корейской… Тут сразу и выяснилось, что старушка влезла не в тот автобус. Черная водительница ловко выскочила из-за руля и быстро спустила сумку на тротуар. Старушка повернулась к салону и помахала всем освободившейся рукой. Потом сказала, наконец, словечко по-английски. Это было «спасибо». Автобус радостно заржал. Водитель помогла неудачливой пассажирке спуститься, после вновь села за руль, и мы покатили дальше. Все пассажиры зааплодировали. Бородач снял берет и раскланялся с совершенно серьезным видом. Я взглянул на часы.

Автобус стоял на остановке двадцать пять минут.

Легко себе представить подобную сценку в Москве: какой-нибудь старичок-узбек (азербайджанец, калмык, якут). Почему в Москве? Потому что московский автобус будет самым интернациональным из всех возможных автобусов на территории нашей необъятной родины.

Никакими выводами я бы не хотел заканчивать эту историю, случившуюся в автобусе пятнадцатого маршрута на второй авеню в городе Нью-Йорке. Тем более, что в это же время в Бруклине третий день шли беспорядки: черные выясняли отношения с евреями.

Помнится, у нас повсюду висели плакаты, изображающие дружбу народов — трое ребят героической внешностью: белый, черный и желтый — стояли, обнявшись на фоне развивающихся флагов. Но если меня спросить, как я вижу дружбу народов, то я сразу представлю себе улыбающуюся старушку-азиатку, внимательную афроамериканку и белого неудачника бородача  (ещё не пенсионер и без собственной машины). И эта троица не овеяна знаменами, а внутри переполненного и терпеливого автобуса.  

Комментировать Всего 31 комментарий

Видимо, бородач, ветеран вьетнамской войны, узнал в старушке молодую вьетнамку, которая чудом спаслась во время резни в деревушке Сонгми.

Эту реплику поддерживают: Сергей Тимофеев

Надо полагать, что в следующем автобусе ей помог участник  уничтожения деревни Чангбанг.

Cергей,как говорится, при всём уважении. Ну ладно Самвел, у него срач по любому поводу уже превратился в недержание, а Вы то зачем. Представим Ваш день рожденья и вот говорит Вам тост друг,рассказывая какой Вы хороший, а тут встаёт некто и сообщает как Вы у него в детстве сп.....ли 20 копеек, это конечно важно, но не отменяет того, что всё должно быть вовремя и к месту.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Игорь, мое участие в ерничестве, организованном Самвелом, объясняется тем, что в данном тесте есть место, мимо которого пройти нельзя: «Легко себе представить подобную сценку в Москве: какой-нибудь старичок-узбек (азербайджанец, калмык, якут)….»

Поэтому перед нами  еще одно эссе на тему – они (здесь и автор с распространителем – приютившиеся) белые  и пушистые, и они - …

Это не я с воспоминаниями о детских шалостях на 70-ти летии, а мне в булку гвоздь сунули, а я не жру, потому что разбираюсь (это по-Райкину).

За уважаение - спасибо. Оно взаимно.

Я Вас услышал, Сергей, но тем не менее. Не хочу открывать новую, набившию оскомину, дискуссию по-поводу где и кто лучше это уже здесь было и не раз - не договорились, потому что невозможно да и не нужно. Но не могу не согласиться со Степаном, что интегрально уровень лояльности и ,да простит меня русский язык, мультикультурности в Нью Йорке и Торонто сильно отличается от Москвы и сценка, приведённая Степаном, гораздо вероятней по левую сторону океана, хотя и в Москве, наверное, возможна. А на войне, как на войне. Это уже потом понятно, что воевали не за то и не там. Американцы и сами уже давно это поняли. Все империи "делали это" в разные исторические периоды.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Сергей Любимов, Marat Gilmutdinov

На самом деле Вы правы - дискуссия обрыдла. Но Пачиков не успокоится, пока Россия не примет конституцию США. А пока время не пришло -  самоутверждается. 

По поводу того, что американцы сделали выводы - большое у меня сомнение: Ирак и Афганистан его усиливают. 

Игорь,

позволю с Вами не согласиться! Никакого срача с моей стороны и в помине нет! Просто мне обидно, что автор очерка, носитель редкой по знатности и культурному наполнению армянской фамилии, проявляет такую не свойственную армянам национальную брезгливость.

Обидно вдвойне! Ибо другая армянка, и не просто подписчица, а генеральный директор Сноба, пишет редакционную статью о Геноциде армян и допускает обидные неточности. А на мою просьбу исправить - держит высокомерную паузу...

Еще раз! Это не срач, а обида, вызванная армянским чванством и низкопоклонством ко всему чуждому - турецкому и американскому!!! 

Павел, 

А в чем проявилась "национальная брезгливость" Виталика? Можете привести мне цитату из его зарисовки?

Степан,

возможно, я неправ, но национальная брезгливость проявляется, когда и гордый внук армян, и финн, и ныне дикой тунгуз, и друг степей калмык воспринимаются Виталием абстрактнее (чужими, не родными) искусственной мешанины людей из плавильного котла. 

Цитату привести не могу - пренебрежение родным,национальным разлито между строк.

А мне армянская грубость, азербайджанская лесть, тунгуская наивность, калмыцкая настороженность, грузинское бахвальство дороже фальшивой, показной и безучастной (нейтральной) "доброжелательности" американцев...

"Цитату привести не могу - пренебрежение родным,национальным разлито между строк."

Павел, это как раз тот случай, когда уместно сказать, что каждый видит в тексте то, что в нем ищет. Помните анекдот про мужчину, которому психиатр рисует поочередно то квадрат и две точки, то треугольник и две точки, то круг и две точки и спрашивает у пациента: "Что это означает"? Кстати, откуда это глубоко-высокомерное знание про "фальшивую, показную и безучастную (нейтральную) "доброжелательность" американцев"?

Дайте рассказ прочесть Вашим близким и друзьям и спросите у них видят ли они в нем "национальную брезгливость" (только спросите ровно это, а не что-нибудь другое, вроде: "Как тебе понравился рассказ"). Я  утверждаю, что Вы единственный человек, который это увидел (нашел). Я знаю Виталика почти тридцать лет и точно могу сказать, что в нем нет национальной брезгливости. В Вас она есть.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Marat Gilmutdinov

Простите, Игорь, но мне кажется, что вы слишком резки. Возможность прилюдно высморкаться в суп "слишком много о себе возомнившему" является важной традиционной ценностью для многих наших (и не только) соотечественников.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Игорь Вечеребин, Marat Gilmutdinov

Офигеть, как давно все в СССР поменялось, а пропаганда продолжает работать. У Вас, Сергей никогда не было желания посмотрить с другой стороны? Или запомнились юношеские настроения и все остально уже не пробивает броню?

Не знаю, читаете ли Вы по английски, но я думаю, несложно найти и русские варианты. Вот статья в Википедии насчет войны. В ней есть разделы War Crime и есть подразделы где описываются преступления обоих воюющих сторон. Перечитайте оба. Учтите, что американские военные шли под суд за свои преступления, но я ни разу не слышал, что бы С.Вьетнам осуждал своих бойцов. Не говоря уже о том,

Viet Cong insurgents reportedly sliced off the genitals of village chiefs and sewed them inside their bloody mouths, cut off the tongues of helpless victims, rammed bamboo lances through one ear and out the other, slashed open the wombs of pregnant women, machine gunned children, hacked men and women to pieces with machetes, and cut off the fingers of small children who dared to get an education.[170][unreliable source?][280][unreliable source?] According to a U.S. Senate report, squads were assigned monthly assassination quotas.[281][unreliable source?] Peer De Silva, former head of the Saigon department of the CIA, wrote that from as early as 1963, Viet Cong units were using disembowelment and other methods of mutilation for psychological warfare.[282]

Ну а потом пролистайте ниже и посмотрите что началось после ухода американцев. Единственно, что фотокорреспондентов там тоже послали в лагеря перевоспитания и они знали что надо снимать что нет.

On 2 July 1976, North and South Vietnam were merged to form the Socialist Republic of Vietnam.[309] Following the communist takeover, 1–2.5[310] million South Vietnamese were sent to reeducation camps, with an estimated 165,000 prisoners dying.[311] Between 100,000[310][312][313] and 200,000[314] South Vietnamese were executed.[315] R.J. Rummel, an analyst of political killings, estimated that about 50,000 South Vietnamese deported to "New Economic Zones" died performing hard labor,[279] out of the 1 million that were sent.[310] 200,000 to 400,000 Vietnamese boat people died at sea, according to the United Nations High Commissioner for Refugees.[316]

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Сергей Любимов

Владимир, ну зачем же сразу и про броню? Вы хотите дискуссии в этой тональности? Я - могу. Поверьте. 

Теперь о Вами написанном. 

Военные преступления тема сложная. Крайне. Не сомневаюсь, что вьетнамцы не были расположены к политесу, после того, как  их полили напалмом и отравляющими веществами. 

Что касается наказания. Здесь я советую Вам внимательно ознакомиться с этой темой. Наномню, что за Сонгми осудили одного Келли, который отбывал наказание ... три дня. Вы это имели в виду? 

Вот в том то и дело, что тема сложная. На тему написана масса исследований, читай разбирайся, если интересно. Но почему-то ведь не хочется? Достаточно повесить облетевшую весь мир фотографию и вопрос с вежливос тью снят? К чему вестисть на дешевую провокацию? Есть же определенный уровень общения, да  даже правила приличия. Хотите укорить американцев? Поднимите тему Вьетнама, только сделайте это на должном уровне. Тот что тут задал П.Тихомиров, соответствует.... даже затрудняюсь определить уровень, что бы не обидеть никого. Или Ваша цель общения здесь - вентилировать свое раздражение?

У меня есть свое мнение и другие примеры об состоянии вежливости в НЙ, вся страна гораздо более доброжелательная и внимательная к людям чем этот город в частности, тут можно увидеть всякое. Даже за себя не поручусь, что опаздывай бы я на работу, я бы не психанул и не вставил бы свои две копейки в разговор. Человек из Москвы написал свои впечатления. Вы, помнится, писали свои о Германии?

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Сергей Любимов

А я вот очень хорошо понимаю ситуацию. Сам живу в деревне с населением около 30.000 человек и часто наблюдаю картину, особенно в старом центре с узкими улочками, когда перед тобой останавливается машина, открывается окно и водитель начинает разговаривать с прохожим или спрашивает что то полицейского. Машины выстраиваются в очередь, никто не бибикает не орет и не бежит с пистолетом разбираться, почему стоим. Бывает и по долгу приходится ждать. Завтра и ты можешь встретить знакомого или будешь спрашивать дорогу. Другая жизнь, другие люди, другой ритм , мне нравится.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Marat Gilmutdinov

"когда перед тобой останавливается машина, открывается окно и водитель начинает разговаривать с прохожим или спрашивает что то полицейского."

(У этого водителя) 

Дед, наверно, был франкистом.

Этот в деда — живодёр.

Эту реплику поддерживают: Андрей Коралев, Marat Gilmutdinov

Дорогой Степан,

знаю, что расстраиваю тебя такими репликами. Но я не смог промолчать. Теперь в твоей воле меня, как старший брат, ругать, порицать и злиться...  

Вы правы, Павел - в самом деле, Вы меня расстраиваете "такими репликами". Я все же надеюсь, что в реальной жизни Вы более доброжелательны. Хотя, если честно - многие мне верят ...

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин

Многие считают меня мизантропом, гомофобом, женоненавмстником, брюзгой и бабником.

На самом деле, я гораздо хуже!!!

Вы на себя наговариваете.

"Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать "  В сочетании со старшим братом, особенно с маленькой буквы, какие-то ассоциации не те приходят. Ночь наверное виновата.

Главное, чтоб не приходили белочки, и, не дай Бог, старушки с косой!

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Отличная зарисовка. Спасибо, Степан.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Американцы сразу поразили меня своим дружелюбием к "понаехавшим" не только по сравнению с родными пенатами, но и по сравнению с Европой.  Я могу рассказать десятки историй тому в подтверждение.  Вот только пару дней назад проходила таможенный контроль.   Служащий явно заметил, что пункт посещения (Казахстан) и место рождения совпадают - спросил "с родственниками ездила встречаться?", но шлепнув штамп лучезарно улыбнулся и сказал "welcome HOME".  

Дом всегда один - отчий!

Хочется поправить таможенника: Таньки, гоу хоум!

Вы таки поняли как меня зовут!  Всего-то полтора года занял процесс!  Чертовски рада за Вас.

А что до отчего дома, то, будете смеяться, но Штаты больше напоминают мне СССР (в хороших смыслах), чем местность, откуда вещаете Вы.

Павел, я с Вами не знаком, но предполагаю, что Вы живете в отчем доме. Мне не повезло, в моем отчем доме живут захватчики, но надеюсь, что мои внуки будут жить в отчьем доме. 

Жил-был человек. Он носил маски. Некоторые из них были добрые, другие - не очень. И были у него совсем мерзкие. А когда он внезапно умер, на его лице была самая мерзкая из его масок. И люди запомнили его именно таким. 

(Сон приснился).

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Игорь Вечеребин, Алия Гайса

Я знаю этого человека. Поверьте мне, он будет умирать медленно и долго, радостно раздаривая маски. 

Раз Вы с ним знакомы, попрошу Вас передать ему мои пожелания долгих лет жизни!

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Сергей Кондрашов

Я вот езжу последний месяц в общественном транспорте. Автобусов у нас почему-то нет, есть маршрутки и троллейбусы.

В троллейбусах остановки объявляет голос. Троллейбусы очень терпеливо ждут когда я с ребенком в коляске в троллейбус зайду и выйду. Один раз попался троллейбус старого образца с лесенкой, а не платформой вровень с остановкой, водитель вышел из троллейбуса и помог мне поднять коляску.

Водители маршруток более нервные, но вот уж с чем у них нет проблем, так это с пониманием узбеков, таджиков и киргизов, поскольку они обычно той же национальности и языковой группы. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков