Все записи
15:32  /  22.09.16

1116просмотров

Новая жизнь краеведческих музеев

+T -
Поделиться:

Каждый хотя бы раз заходил в краеведческом музее какого-нибудь города N – прялка, угол про красноармейцев, гильзы с «Великой отечественной войны» на красном панбархате, ну и что-нибудь про местную великую стройку, иногда про заслуженного деятеля. Не о чем говорить, а уж тем более подумать – скукота. Каждый раз думаешь, я бы по-другому все сделала. Сделал Российский фонд культуры, ну, точнее доверил делать тем, кто понимает в человеческом и музейном.

Музейной программе «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры всего два года. Придумывать, что это будет за программа Никита Михалков (глава Фонда) доверил Анне Михалковой, а она позвала журналиста Марию Шубину:«Меня позвали придумать что-нибудь живое для фонда, а у меня почему-то всплыло краеведение как заброшенный мир вне Москвы – цель была выйти за пределы Москвы в регионы», – объясняет Маша свой выбор.Общие друзья и знакомые, конечно, все скривились, ну, во-первых, Фонд культуры, во-вторых, Фонд культуры, в-третьих, что с этим можно сделать? Они сделали следующее: набрали экспертов, тех, кто понимает, как делать современный музей про жизнь людей; объявили конкурс для начала в одном из регионов – на Дальнем Востоке; получили заявки; выбрали лучшие, вывезли экспертов в регион учить заявителей. В полуфинал из 18 заявок, поданных в номинации «Экспозиция» прошли 8 музеев. Всего номинаций было три: «События» – это кроткосрочная музейная программа, «Стипендия» – грант на повышение квалификации, на удивление на нее мало, кто решился. И самый большой грант в номинации «Экспозиция». В этой номинации победителями стали 5 музеев. Год назад они получили по 1,5 млн рублей, им предоставили возможность советоваться с лучшими кураторами в России, они проводили конкурс дизайнеров-оформителей и за год смогли открыть совершенно новые экспозиции и музеи. Пять современных очень разных, но именно что про место, в котором они находятся, то есть краеведческие. Тема конкурса: «Частная память XX века» – это стало залогом, что все участники должны были развернуть свои концепции к людям, актуальному, к понимаю истории, в которой нет никаких ответов.

Один из победителей, например, школа в Лермонтовке Хабаровского края. Буквально школьный музей, его директор вместе со старшеклассниками собрали большой документальный материал о репрессированных жителях села Лермонтовки: письма, воспоминания, документы из государственных архивов Владивостока и Хабаровска. До этой учительницы, основательницы музея, и ее учеников с жителями села, где в каждом четвертом доме были репрессированные, никто не разговаривал. Вроде бы как зачем, когда и так понятно, а если посмотреть материалы музея, то становится очевидно, что никому из них не понятно, за что они оказались когда-то в Лермонтовке.

Другая экспозиция открылась 16 сентября в Благовещенске – «Чердак. Истории». Старый чердак сохранился в том виде, в каком был в начале XX столетия, когда в здании находился универсальный магазин торгового дома «Кунст и Альберс». О предприимчивых горожанах, о самих магнатах – Кунсте и Альберсе, о чердаках, их, чердачных страстях к накопительству и собирательству историй. Часть экспонатов появились, когда стали разбирать старый чердак. Это самое красивое пространство в Благовещенске оно теперь не только про экспонаты, а про каждого, кто любит сидеть на чердаке читать, смотреть и слушать.

Или вот, про сэвэнов – деревянные скульптуры божков. Когда-то они были у каждого местного жителя Приамурья. Потом пришла советская власть под страхом уголовной статьи запретила иметь их дома, велела сжечь. Ничего себе, с одной стороны советская власть, с другой боги – сложно было жителям, того же Комсомольска на Амуре. Скульптуры сдавали тайно в музей, где годами хранились в запасниках. В результате про сэвэнов, про ритуальную скульптуру нанайцев все забыли, кроме музейных работников. Историю сэвэенов, за что они отвечают, а главное, что теперь будет с теми, кто все-таки сжег можно узнать на новой экспозиции «Музея изобразительных искусств» Комсомольск на Амуре. К открытию исследователи записали много этнографических интервью с теми, кто еще помнит в чем смыслы ритуалов и изображений.

Самая большая история открывается в конце сентября в Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева, городе Владивосток. Экспозиция про мирное море – про рыбацкий и торговый флот. О моряках, которые уходят на много месяцев в море, о тех, кто их ждет на берегу, о семьях морских и на суше – о любви и о времени.

Последний этой осенью открывается музей в Находке, собственно про Находку. Это молодой город, который никак не может разобраться со своей идентичностью: то он город первооткрывателей, то главная пересылочная для заключенных, то современный международный порт. У каждого своя «Находка». В окнах музея важная часть экспозиции – сам город.

Пять современных музеев на Дальнем Востоке – это не про теорию малых дел, а про то, как начать в огромном регионе разговор о ценности человеческой жизни, о смыслах без ура-патриотического взвизгивания. В этом году конкурс Фонда переместился в Сибирь – уже 5 музеев выиграли гранты, осенью 2017 будет открытие новых экспозиций. Значит будет уже 10 классных музеев про истории людей за Уралом – а это уже достаточно, чтобы начать не только думать, но и менять жизнь к лучшему.

Новости наших партнеров