Сотрудник редакции
Все записи
15:49  /  23.10.11

1085просмотров

Дягилев: петербургский формат

+T -
Поделиться:

Имя Дягилева — один из главных наших мировых брендов, как Третьяковка, МХТ или Большой. Даже странно, что так долго создатель «Русских сезонов» оставался выключенным из зоны актуальных интересов наших экспозиционеров и культурологов. Три года назад лед тронулся: впервые в Петербурге состоялся фестиваль «Дягилев. P.S.». И стало понятно, что нет, имя работает, продолжение возможно.

Неожиданно «Постскриптум» получился художественно содержательным и достаточно внятным. Тут и Джон Ноймайер, попытавшийся вернуть одну из славных дягилевских легенд — балет «Павильон Армиды», и новые спектакли Алексея Ратманского и Анжелена Прельжокажа, и выставка «Танец» в Эрмитаже с полотнами из лондонской Тейт и парижского музея Орсе. Все чинно, благородно. На мой вкус первому дягилевскому фестивалю, быть может, не хватало только ауры сенсационности, какого-то неожиданного открытия. Ведь сам Сергей Павлович всегда предпочитал скандал вежливым аплодисментам. Успех, завоеванный без борьбы и конфликтов, казался ему слишком пресным и скучным. Недаром своим девизом он сделал фразу, которую однажды бросил Жану Кокто: «Удиви меня!» Удивить Дягилева было трудно. Почти невозможно. Но сам он не переставал удивлять мир на протяжении почти 20 лет. Теперь тому, кто сумеет нас удивить, 28 октября, в день закрытия фестиваля, будет вручена бронзовая Жар-птица. Но до этого много чего еще должно произойти.

Из главных событий фестивальной недели — концерт «Шедевры французского барокко. Жан-Филипп Рамо» в исполнении симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Дягилев, как и весь круг «Мира искусств», обожал XVIII век. И фигура Рамо, который, по словам Дидро, освободил французскую публику от деспотии итальянцев и, прежде всего, от любимого композитора Людовика XIV — Люлли, как нельзя лучше подходит для дягилевского фестиваля. Немного аутентичной архаики, немного эпатажного модерна плюс западная прима, канадское сопрано Барбара Ханниган, поразившая когда-то своим участием в постановках Саши Вальц Passion и «Мацуказе», где от нее потребовался не только вокал, но и почти танцевальная пластика. Женщина смелая, яркая, опытная. Пела в Зальцбурге, и в венском Концертхаусе, в театре Шатле. Концерт состоится в Александринском театре 25 октября.

Дягилев любил оперу. Собственно, «Русские сезоны» в Париже, как известно, и начались с оперных спектаклей. Поэтому логично, что в рамках фестиваля оказалась выставка, посвященная великой оперной диве всех времен и народов Марии Каллас, названная в честь знаменитого фильма Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда». Много старых платьев, театральных костюмов, фотографий, эскизов и кое-что из личных вещей певицы, которые не были проданы на недавнем аукционе Sotheby’s в Милане. По иронии судьбы приторговывает мемориальным раритетами и владеет всеми правами на записи Каллас сын экономки ее бывшего мужа Джованни Менегини, с которым она развелась из-за греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. Всю оставшуюся жизнь Менегини доказывал с письмами в руках, что Мария любила только его и хорошо пела тоже только при нем. После его смерти всем архивом завладела экономка, а теперь и ее сын. Кого любила и как пела Мария Каллас, можно будет узнать на выставке в Шереметьевском дворце, в Музее музыкальной культуры. Кстати, на открытии 26 октября ожидается первая леди Светлана Медведева.

Ну и, конечно, балет. В программе он всего один — «Белоснежка» в постановке Анжелена Прельжокажа. Но этот стоит многих добросовестных реставраций старых дягилевских спектаклей. От романтической сказки для детей дошкольного возраста не осталось ничего. Диснеевскую версию не стоит даже и вспоминать. Перед нами разворачивается балетная фантасмагория под музыку Густава Малера. Фрейдистские мотивы, которым Сергей Павлович вовсе не был чужд, звучат с неожиданной откровенностью и обескураживающей прямотой. Зловещий подтекст сказочки братьев Гримм оборачивается насыщенным, плотным текстом актуальной современной хореографии, которая не чурается ничего, включая полную обнаженку. Детей вести необязательно. Спектакль состоится 26-27 октября на сцене Александринского театра.

Для учености и самоуважения любой солидный фестиваль не может обойтись без формата конференций. «Дягилев. P.S.» решил провести целых две: международный симпозиум «В круге Дягилева» с участием известных музыковедов и круглый стол «Между триумфом и скандалом. Мода от Дягилева». Все основные докладчики — бывшие театроведы: Карина Добротворская, президент Conde Nast, Екатерина Истомина, обозреватель ИД «Коммерсант», и ваш покорный слуга. Надеюсь, обойдемся без скандала. Триумфа, впрочем, тоже не гарантирую.

Комментировать Всего 1 комментарий

Сергей, спасибо за блестящий, очень ёмкий и концентрированный текст!

Это правда, что при жизни Дягилева ни одно из его детищ не было показано

в России?