Сейчас в галерее «Проун» на «Винзаводе» проходит выставка «Планы на будущее», на которой есть и несколько моих эскизов. Эти пять рисунков, которые мой друг Миша Белов воплотил в скульптуре, были сделаны еще в 2003-м для выставки «Чертежный архив Москвы» в берлинской галерее Института международных культурных связей IFA. Потом эта выставка проходила в Бонне и Штутгарте, и затем в Москве, в Музее архитектуры.

Первый рисунок — это конференц-зал в голове Ленина, второй — дом нового русского в форме его собственной головы, третий — эскиз научно-исследовательского института в куполе церкви, четвертый — образцовое жилье для рабочих в терриконе, с пальмой посередине, и последней — некий пантеон славы в каске рабочего. В этих картинках, а потом в скульптурах была заложена определенная ирония, связанная именно с несоответствием задачи и примененного масштаба и формы самой архитектуры.

[bigallery list="145972"]

[bigallery list="145974"]

[bigallery list="145976"]

[bigallery list="145978"]

[bigallery list="145980"]

Проект «Чертежный архив Москвы» был посвящен динамике развития московского градостроительного пространства в ХХ веке. Чтобы избежать в этой экспозиции слишком обобщенного образа города, мы взяли за основу пять важных и символичных мест — Пушкинскую площадь, Охотный ряд, Зарядье, Крымскую набережную и Воробьевы горы — и проследили их эволюцию с момента превращения Москвы в столицу до современности. В рамках этой выставки мы в том числе рассказывали об архитектурной гигантомании 20-30-х годов, о взрыве масштабов города. И как ироническую иллюстрацию на эту тему я сделал к выставке пять рисунков и пять скульптур.

Сегодня мы так часто жалуемся на то, что многие места в Москве выглядят уже не так, как сто лет назад. Но исчезать старая Москва начала еще в те годы. Эти рисунки — это игра с масштабом, попытка поместить какие-то функции в совершенно не подходящие для этого формы. Например, довольно трудно в голове сделать дом или институт в куполе. Одно в другое не вмещается, но его стараются поместить. В этом я видел некий символ советской архитектуры, когда один дом возникал на месте пяти улиц. И эти рисунки иллюстрировали именно такой подход.

Сейчас эти рисунки и скульптуры существуют самостоятельно. Например, три скульптуры находятся в Музее архитектуры во Франкфурте. А эскизы Марина Лошак, арт-директор галереи «Проун», отобрала для выставки.