Все записи
12:17  /  1.11.20

349просмотров

Посещение музея

+T -
Поделиться:

 У нас дома среди немногочисленных альбомов по изобразительному искусству был один, в который я часто в детстве заглядывал: Выставка картин Дрезденской галлереи (так, с двумя л) 1955 года. Иллюстрации в каталоге были черно-белыми, что придавало изображениям документальную достоверность, и я действительно верил в существование всего и всех изображенных на картинах старых мастеров: не только в девушку, читающую письмо, Вермеера, мальчика Пинтуриккьо  или блудного сына Рембрандта, но и в Святого Себастьяна де Мессины, Мадонну Рафаэля или Венеру Джорджоне. Много позже, когда я закончил 8й класс, то оказался в школьной поездке в Германию и увидел эти картины воочию. Помню, что был совершенно заворожен Динарием Кесаря Тициана, и абсолютно разочарован зелеными портьерами Сикстинской мадонны. Потом я поступил в Московский архитектурный институт. В первый год обучения нам читали лекции по истории искусства, лекции я посещал, слайды с образцами классического искусства смотрел, конспектов не вел, к экзамену готовился дома, обложившись случайными книгами и альбомами, главным из которых по-прежнему был тот самый каталог дрезденской коллекции. В ответах на вопросы экзаменационного билета я плавал, так что об искусстве Месопотамии рассказывал, описывая по памяти экспозицию берлинского музея Пергамон - из той же школьной турпоездки. Короче говоря, дело мое на экзамене складывалось неважно, и экзаменатор Мария Васильевна Зубова (тогда она, между прочим, писала книгу Пабло Пикассо. Актеры и клоуны) предложила мне сыграть в “угадайку”. Это когда по открыткам с репродукциями картин нужно угадывать их авторов. Я угадывал настолько удачно, что получил в итоге свою четверку и резюме: “К вашему бы глазу еще и книжку почитать”. Я и сейчас предпочитаю смотреть, а не читать, и люблю ходить в музеи, а не в библиотеки. А про выставку 1955 года в Государственном музее изобразительных искусств я знаю теперь очень много, потому что в 2015 году к 60-летию той выставки делал как художник в музее инсталляцию с пластинками-фотографиями на штативах, расставленных в тех местах, откуда велась документальная съемка. Выставка Дрезденской коллекции стала самой посещаемой в нашей музейной истории. Ее посетило один миллион 200 тысяч человек. Музей работал по 12-14 часов в сутки, так же стояла и знаменитая с тех пор очередь в Пушкинский. И моя мама стояла в этой очереди и видела легендарную выставку… Нет, я родился не через девять месяцев после посещения музея моими родителями, а через два года. И да, я все равно верю, что любовь к искусству у меня оттуда, то есть отсюда - из этого музейного пространства. Так же, как в детстве верил, что меня назвали в честь Юрия Гагарина, хотя он полетел в космос через четыре года после моего выхода в свет.