Главной темой архитектурного фестиваля «Зодчество-2010», который прошел с 15 по 17 октября в Центральном Манеже, стала идея «нужной» архитектуры. Его девиз — татлинский лозунг: «не к новому, не к старому, а к нужному». Нужное — это наши с вами нужды. Сейчас, например, нужно, на мой взгляд, сокращать дистанцию между архитектором и потребителем архитектуры, одному — стать ближе к народу, другому — осознать себя частью общества. Мое дело на фестивале — всего лишь обозначить путь, связанный не с проспектом маршей и побед, и не с трассой «Формулы-1», а с обычной дорогой, по которой ездят люди по своим повседневным делам.

Вот, например, американская выставка «Социально ответственная архитектура» — здания школ, музеев, больниц, библиотек... много интересного и профессионалам, и любителям. Часть проектов, здесь представленных, отбиралась по конкурсу для демонстрации в метро. Интересный проект рождается ведь не тогда, когда архитектору дали много денег, и не тогда, когда не дали денег совсем и архитектор вынужден изворачиваться, а когда этот проект интересен всем — и заказчику, и проектировщику, и людям вокруг.

К сожалению, не удалась моя подрывная идея извести премию «Хрустальный Дедал» — архитекторы не смогли все-таки отказаться от дальнего криминального родственника . Зато мы сделали татлинский приз, стилизованную модель памятника Третьего Интернационала. Все-таки что значит гений! Большинство других призов, попадая в дом, встают в место под названием сервант, а эту штуку за стекло не поставишь, для нее нужен подиум. И она сразу придает дому что-то от музея, делает его местом, имеющим отношение к искусству, потому что башня эта, конечно же, скульптура, и делалась в мастерской у Франгуляна мастером Ашотом из толстых, свернутых в спираль листов патинированной меди.

Фото предоставлено автором

Ну, а еще я вхожу в жюри конкурса молодых архитекторов «Локальная утопия в глобальной дистопии». Конгресс архитекторов, который пройдет в следующем году в Токио, будет обращен в 2050 год. На эту же тему мы придумали свой конкурс.

Это мое последнее «Зодчество», два фестиваля подряд для одного куратора вполне достаточно. Главное, что мне удалось здесь сделать, — найти павильонную схему экспозиции, простую и понятную, показать, что она ничем не хуже ярмарочной; провести в прошлом году кураторский конкурс, в результате которого на биеннале в Венеции оказался, как все знают, Сергей Чобан; ввести премию Татлина за лучший проект...

Есть вещи, которые я не доделал, — мне так и не удалось избавиться от «Дедала».

Я помню, как во времена моего детства люди радовались переезду в новую квартиру, открытию клуба, станции метро, как торжественно сдергивалось полотно с нового памятника. То есть архитектура доставляла радость. И это очень важное ее свойство, сейчас, к сожалению, утерянное. А когда мы снова начнем радоваться сначала одному, потом другому, потом многим свежепостроенным зданиям, когда мы все вместе начнем радоваться — и архитекторы, потому что построили красиво, и заказчики, потому что дом удобный получился, и, наконец, просто местные жители будут рассказывать: смотрите, у нас новая школа, — вот тогда у нас будет действительно все хорошо.