Все записи
22:11  /  7.01.13

1968просмотров

КАБИНЕТ - ВЕРТЕП

+T -
Поделиться:

Одна из последних новостей 2012 года: кабинет Давида Саркисяна переехал из теплого административного корпуса музея архитектуры в холодный выставочный флигель Руина. Как мы помним, сохранение кабинета Давида было темой дискуссий с назначенным директором музея и переписки с теперь уже бывшим министром культуры. Директор предлагал содержимое кабинета Давида перенести в постоянную экспозицию и демонстрировать в стеклянной витрине, экспертное сообщество настаивало на сохранении genius loci, и министр занял сторону общественности. В кабинете появилась стеклянная дверь, так что любой посетитель мог осмотреть инсталляцию, не заходя внутрь. Но неудобство для администрации, при котором кабинеты двух директоров, действующего и ушедшего, вынуждены были существовать бок о бок, осталось.  В какой-то момент кстати для новой дирекции возникло заключение о повышенной пожароопасности кабинета, и стало понятно, что инсталляцию в прежнем виде сохранить не удастся. В этих обстоятельствах друзья Давида архитекторы Юрий Григорян и Александр Бродский приняли решение реализовать план нового директора по передислокации кабинета в другое пространство. Основную работу в короткий трехмесячный срок проделали сотрудники и стажеры бюро Меганом Глеб Сошников, Юлия Ардабьевская и Полина Филиппова, которые по своей молодости Саркисяна совсем не знали. То, что сделано, впечатляет высоким качеством современного музейного экспонирования. Теперь пространство инсталляции - это не кабинет с крашеными стенами, окном во двор, люстрой и казенной мебелью, а, скорее, глухой кирпичный каземат, в котором за стеклянными стенами разместились металлические стеллажи и видеоэкраны, рисующие прежнюю жизнь интерьера и его создателя. Стены и стеллажи повторяют геометрию прежнего кабинета, и, конечно, большинство вещей, населявших старый кабинет, аккуратно перенесено в новое заведение в том же порядке, какой задал этим вещам Давид. Но это уже не "кабинет директора", не "музей-квартира", а нечто другое… 

 

В Лиссабоне есть очень красивый собор - Базилика Эштрела, построенный в конце XVIII века. Его архитектура соединяет черты позднего барокко и неоклассицизма. В соборе, как отдельная достопримечательность содержится чудесный вертеп, произведение Жоакина Машаду де Каштру, знаменитого португальского скульптора того времени. Вертеп, занимающий огромную стеклянную витрину в особом помещении собора, состоит из рождественских сцен и сценок, в которых задействовано около 480 разновеликих фигур из пробки и терракоты - там и волхвы, и избиение младенцев, и пастухи, и множество крестьян, рыбаков, солдат, охотников, торговцев, влюбленных, представляющих современную скульптору Португалию. Так вот, первое, что по своей барочной избыточности вертеп в Эштреле может напомнить тому, кто встречался с Давидом, его собственную кабинетную инсталляцию. Так же, как в рождественском вертепе в Эштреле, книги, фотографии, сувениры и прочие предметы и приметы безбытного директорского существования складываются в свои драматические сцены. Еще очевиднее в Руине стал сугубо художественный характер постановочного чуда, созданного Давидом в конторском помещении, и сам он, нравится это кому-то или нет, перестал быть одним из директоров музея имени Щусева, но остался в нем художником, что для истории искусства гораздо важнее. Управленцы приходят и уходят, а произведения искусства, как известно, живут вечно.

Комментировать Всего 3 комментария

Заметка написана в Рождество, в третью годовщину смерти директора музея архитектуры им А.В. Щусева Давида Саркисяна.

Спасибо, Юрий, за светлый и глубокий текст! 

Самвел

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Поличенко

4 июня в 7 час. вечера в Руине Муара официальное открытие кабинета и мемориальной таблички.