Все записи
11:42  /  16.07.13

2005просмотров

ГРАВИТАЦИЯ

+T -
Поделиться:

Приглашаю на выставку своего старого друга и очень хорошего архитектора Тотана Кузембаева. Открытие в Центре Дизайна ArtPlay в четверг 1 августа этого года в 7 вечера. Для тех, кто любит читать, прилагаю свой текст, Тотану посвященный.

 

ГРАВИТАЦИЯ

Выставка-инсталляция Тотана Кузембаева

 

Взяли прах; на весы горсткой малой он пал.

Этот вес с весом камня нежданно совпал.

Низами

Во все стороны простиралась степь, иногда гладкая, иногда холмистая, на юге стояли высокие горы. Дети решили добраться до гор - и просто отправились к ним пешком. Шли полдня, устали, не дошли и вернулись домой. К следующему путешествию дети готовились - собрали еды: хлеба и арбузов, поймали в степи диких осликов и отправились во второй раз. Верхом на осликах передвигаться было быстрее, так прошел день, но ближе к ночи, осознав, что горы не приближаются, дети повернули обратно к дому, где их уже давно искали родители. Дети не знали, что горы от их аула в неделе верховой езды. Горы были мечтой. Горы притягивали. Горы для степного жителя были как город, место удаленное, малодоступное и притягательное. 

 

Город - лингвистически - место огороженное, загражденное, гора - место возвышенное, лесное; оба слова со старославянскими и древнеиндийскими корнями. Здесь можно было бы вообразить резной город в частоколе бревенчатых стен, но откуда в степи взяться дереву, разве что мифологическому? Из строительных материалов - только глина и солома. Даже если город появляется как парящий мираж, как он однажды явился детям-путешественникам, это город сухих саманных стен. Город и гора в тюркских языках звучат как кала и тау - никакого фонетического или этимологического сходства. Хотя заманчиво было бы найти в детстве Тотана Кузембаева что-то символическое, что указывало бы на будущую профессию архитектора, как это было с Фрэнком Ллойдом Райтом, которому когда-то подарили детский деревянный конструктор Фридриха Фрёбеля... 

 

Тотан предложил назвать инсталляцию с войлочными холмами и лунками, из которых в потолок проецируются видеоизображения его деревянных построек, “гравитацией”, то есть именем всемирного тяготения; свойством материи, выражающимся во взаимном притяжении тел. Про холмы тут все понятно - они символизируют казахскую степь, войлочный ковер - юрты, лунки - “шанырак”, "солнечные" отверстия в куполах юрт, парящие изображения - город-мираж. Что в этой инсталляции про гравитацию кроме формального разделения на легкое  и тяжелое, верх и низ? Архитектура всегда имеет дело с тяжестью и никогда с невесомостью. О тяжести (gravitas) рассуждал еще Марк Витрувий Поллион: “Если ртуть слить в какой-нибудь сосуд и опустить на нее стофунтовый камень, он плавает на ее поверхности и не может своим весом ни придавить этой жидкости, ни выжать ее, ни разделить. Если же, вынув камень, положить туда скрупул золота, он не будет плавать, но сам собою опустится на дно. Таким образом, нельзя отрицать, что тяжесть отдельных вещей зависит не от их веса, но от их природного состава”. Тяжесть у Витрувия не равнялась весу, а крылась в природе вещей. Так же он описывал и свойства дерева: “Деревья обладают несхожими между собою и различными качествами. Это относится к дубу, вязу, тополю, кипарису, ели и прочим породам, наиболее пригодным для построек. Ибо дуб не годится на то, на что идет ель, кипарис - на то, на что вяз; да и остальные породы не имеют одних и тех же сходных между собой природных черт, но каждая в отдельности, заключая в себе особенности составляющих ее основных  начал, оказывается пригодной в сооружениях одна - на одно, другая - и на другое дело”. За две тысячи лет с времен Архитектуры Витрувия для архитекторов ничего принципиально не изменилось, хотя в истории теорий гравитации произошло много изменений, в которых участвовали такие ученые умы, как Галилей, Ньютон и Эйнштейн. Архитектура - это по-прежнему тяжесть и природа материала. И бремя накопленных знаний. 

 

Однако вернемся в казахскую степь, где нет ни ртути, ни золота, ни дуба, ни кипариса, где из построек только крытые войлоком и неизменные на протяжении веков юрты, - есть ли там гравитация в архитектурном понимании этого слова? По всей видимости, есть, когда на горизонте есть горы, и город парит как мираж. Если каждый день садиться на гилянского ослика и отправляться навстречу мечте, можно это тяготение, притяжение земного и горнего считать архитектурным качеством.  

 

...К слову, если Райту игрушечные кубики подарили, то Тотан свои кубики делал сам, закладывая глину в спичечные коробки. Когда игрушечные кирпичи высыхали, из них можно было строить города.  

 

Комментировать Всего 8 комментариев
Гравитация

Тотан Кузембаев - один из самых известных российских архитекторов, лауреат множества премий, среди которых есть престижные международные; принадлежит поколению “бумажных архитекторов”, считается мастером современного деревянного зодчества, большинство его построек локализовано в Пирогово на Клязьминском водохранилище. Архитектура Кузембаева разнообразна стилистически - от экономичных конструктивистских до избыточных барочных - при этом всегда артистически и мифотворчески изобретательна.

Выставка-инсталляция ГРАВИТАЦИЯ приурочена к 60-летию Тотана, представляет собой крытую войлоком объемную модель холмистого ландшафта, напоминающего одновременно сказочный ковер-самолет, степной пейзаж и юртовый поселок времен казахского детства архитектора. Из отверстий-лунок в вершинах куполов юрт в потолок проецируются видео-и-слайд изображения проектов и построек мастерской Тотана Кузембаева, зрители рассматривают их, лежа на войлочной поверхности искусственного ландшафта. Инсталляция развернута в Большом выставочном зале Центра ArtPlay. На антресоли демонстрируются графические работы последних лет.

К открытию выставки приурочен выпуск монографии ТОТАН.

Куратор выставки: Юрий Аввакумов 

Инсталляция: Юрий Аввакумов / Тотан Кузембаев

Дизайн каталога: Игорь Бурый

Информационные спонсоры: Проект РОССИЯ, Интерьер+Дизайн, ТАТЛИН

Организаторы: Фонд Исмаила Ахметова, центр дизайна ArtPlay

Генеральный спонсор: ArchSkin

При поддержке MusivumGallery 

Открытие выставки: в четверг, 1 августа с 7 до 10 часов вечера

Дни и часы работы: с 2 по 28 августа с 11 до 20 часов

Москва, ул. Нижняя Сыромятническая д. 10, стр. 3,

3-й этаж (Большой выставочный зал)

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Жилище завтра

одна из ранних конкурсных работ на тему гравитации

Т. Кузембаев, В. Аристов, А. Иванов - Жилище завтра, 1984

Юрий Аввакумов Комментарий удален автором

Очень интересно. Скажите пожалуйста как можно попасть на открытие?

прийти на выставку. вход бесплатный