Все записи
15:44  /  14.02.15

3427просмотров

АЙСБЕРГ(и)

+T -
Поделиться:

Государственный Музей Архитектуры им. А.В. Щусева

Проект «Белый Город»

представляют выставку АЙСБЕРГ(и)

17 февраля - 15 марта 

флигель Руина, Воздвиженка 5/25

 

Идея: Елена Ольшанская

Арктическая экспедиция: Оле Йорген Хаммекен

Фото и видео: Галя Моррелл

Экспозиция: Юрий Аввакумов

Музыка: Лера Ауэрбах

Дизайн книги: Иван Александров

Координация проекта: Татьяна Царева

 

 

Одним из первых художников, отправившимся в опасное северное путешествие за айсбергами, был Фредерик Эдвин Чёрч. Его картина "Айсберги" 1861 года называлась "самым выдающимся произведением" американского искусства своего времени. В немалой степени успех картины был предопределен необыкновенной натурой, неизвестной зрителю. Трагедия Титаника и его кинематографическое отражение Джеймса Камерона породило особую фобию - завораживающий страх встречи с айсбергом - и многократно усилило интерес широкой публики. В наши дни "ловлей" айсбергов занимается датско-исландский художник Олафур Элиассон, выставлявший крупные куски ледника в пространстве художественной галереи. Галерея была оборудована рефрижератором для поддержания природных found objects в выставочном состоянии. 

 

Сегодня все знают о существовании айсбергов, но мало кто встречал их воочию. Между тем, айсберги на обоих полюсах Земли остаются магнитом для притяжения любителей экстрима и ценителей чистой красоты. Изменчивые формы тающих и застывающих на морском ветру айсбергов, среди которых не встретить двух одинаковых, стали источником вдохновения у архитекторов. Айсберги из-за их размеров сравнивают с небоскребами, хотя, как известно, верхушка айсберга устремлена не к небу, а в морскую пучину. Поля айсбергов складываются в ином художественном воображении в мегаполисы ледяных гор, хотя пока человечеству больше угрожает глобальное потепление, а не новый ледниковый период.

 

Художник-естествоиспытатель Галя Моррелл преодолела сотни километров северной Атлантики и Гренландии на собачьей упряжке, открытой лодке, пешком и на лыжах, сфотографировала тысячи видов неодушевленной природы: "Чем дольше и дальше я путешествовала в стране айсбергов, тем больше я думала о нашем сходстве с ними. Молодые, жизнерадостные, дряхлые, элегантные, распутные, пафосные, кичливые, белые, голубые, красные, черные, оранжевые, – и у каждого  своя история. 

Айсберги кажутся безжизненными сооружениями, но каждый из них - это густонаселенный небоскреб, обитатели которого в нем рождаются, вырастают, влюбляются, производят себе подобных, старятся и умирают. В каждом плавучем доме живут миллионы живых существ – от железной бактерии и снежной хламидомонады до белых медведей и нерп. С верхних этажей   айсбергов, «пентхаузов», люди, полярные экимосы, следят за ходом морских зверей, ориентируются в хаосе вечно движущегося льда,  определяют сезоны и годы. 

Архитектор Природа создала айсберги как гигантские зеркала, в которых мы можем увидеть собственное отражение. А увидев, может быть станем по-другому думать и однажды – жить по-другому?"

 

Оле Йорген Хаммекен: "В стране айсбергов ощущаешь великое присутствие истины, "правды жизни".  Правды, которая одновременно – мираж. Истина, как айсберг, удаляется по мере приближения к ней. Все - игра света, тени, озона и низких температур."

 

Ангаангак Ангакорсуак, гренландский шаман, хилер, основатель международного сообщества Мудрость Льда: "Самое большое расстояние в человеческой жизни – это путь от разума к сердцу. Пока человек не научится преодолевать это расстояние сам, он никогда не сможет летать как орел и парить над айсбергами – зеркалами нашей души».

 

Юрий Аввакумов: "Это выставка о свете, цвете и звуке, растворенном и исходящим из спрессованного снежного вещества, составляющего плавучие ледяные горы. Это выставка о среде обитания человека и о редких людях, меняющих тепло своих тел на полярный холод айсбергов".

 

 

 

 

 

 

Читайте также

Новости наших партнеров