Я задержала этот текст. Мне просто очень не хотелось ставить крест на старейшей американской ярмарке современного искусства Armory Show и я все ждала ревью англоязычных изданий – вдруг их мнение разойдется с моим, вдруг угасание может пойти на пользу и она вот-вот как птица феникс возродится из пепла. Но заметок о ярмарке, по сравнению с предыдущими годами, было удивительно мало, и в нескольких прозвучало – умирающая. Цифры подтверждают: 2010 год – 289 участвующих галерей, 2011 – 274, 2012 – всего 228 дилеров. А тут еще и конкурент нагрянул – мощная, яркая, живая лондонская Frieze Art Fair в мае филиально откроется в Нью-Йорке, многие галереи легко переметнулись к новичку.

Куратору частных коллекций искусства XX и XXI века Лизе Джейкобс, после VIP-экскурсии для участников проекта "Сноб", вопрос об Armory задаю аккуратно: "Чем отличается ярмарка в этом году?" Она отвечает дипломатично: "Больше места, чтобы увидеть работы художников, не так много народа, и кураторами был проведен куда более тщательный отбор произведений. Многие постарались предствить наивысшее качество". У меня же складывается впечатление, что дилеры, в этом году получившие гораздо больше пространства для своих галерей, просто решили не рисковать и выставить проверенные работы. Молодых художников совсем мало, что неудивительно – арт-ярмарка тот же рынок, хочешь заработать, делай ставку на качественные хлеб, молоко и мясо. Эксперименты со страусиными яйцами может и хорошо, но есть опасность не найти своего покупателя. Обывателю посещение такой Armory приносит радость – воздух, пространство, нет толпы и можно в удовольствие рассматривать старое новое (modern art) и новое новое (contemporary) искусство. А вот мрачные галеристы, от ничегонеделания играющие в солитер на компьютере или лениво разглядывающие "вип-туристов" (то есть тех, кто пришел посмотреть, но явно не собирается ничего покупать), вряд ли отобьют аренду своей просторной арт-будки.

Тем временем спрашиваю Лизу Джейкобс как лучше ходить по арт-ярмаркам: "Действовать логически – постараться понять как организована ярмарка. Нарисовать себе карту, и придерживаться ее, чтобы ничего не пропустить". Начнешь отвлекаться и глазеть по сторонам, переходя от одной яркой работы к другой, скорее всего пропустишь самое важное и интересное.

В этом смысле VIP-тур совсем не соответствует ее совету, мы перебегаем от работы к работе, успев посмотреть за час не более 15 работ. Джейкобс вместе с коллегой Маргарет Эрбе строят свои туры так: по верхушкам немного всего для понимания – несколько выдающихся и признанных работ, парочка провокативных и шокирующих, важные работы в историческом контексте, редкие и произведения “в тренде”. Современное искусство это ведь та же мода, здесь рулят тренды. В этом году Лиза отмечает два: молодые художники критикуют, высмеивают предшественников. Например, на строгой работе художника, помешанного на чистоте формы и цвета, выращивают совершенно сумасшедшую инсталляцию, полную экспрессии. "Я вижу очень много подобного, - говорит куратор, - художники "занимают" работы предыдущих мастеров и саркастически переосмысливают их". Второй тренд этого года – уход от фотографии в сторону живописи.

Но главный тренд, на мой взгляд, это все-таки превращение арт-ярмарки в музейное пространство. В том году Armory Show больше напоминала арт-помойку, в этом же хоть и подочистилась, но нет в ней задора. А без него и без покупателей этому громадному супермаркету от искусства своего существования не оправдать.