Все записи
МОЙ ВЫБОР 11:43  /  4.07.14

17666просмотров

Пятнадцать ответов на вопросы русским

+T -
Поделиться:

Статья Валерия Панюшкина с как бы безобидными "вопросами к русским" появилась в очень интересное время, и несёт в себе, как мне кажется, по крайней мере, два подтекста:

а) А есть ли у нас, невзирая на весь гламур и пафос, настоящая самоидентификация?

б) А не сравнить ли нам себя с украинцами, у которых (вряд ли кто будет оспаривать, несмотря на политические пристрастия), национальная идентификация, несомненно, есть?

Я совершенно русский человек (как и Панюшкин), которого, впрочем, какие-то добрые люди внесли в список врагов русского народа (ещё в юном возрасте, сперва просто как родственника "врагов народа"). Попробую ответить на некоторые вопросы, приведенные ниже.

  1. Почему вы считаете себя русскими? По чистоте русской крови или у вас (как и у меня), кроме русских лейкоцитов намешано еще полтора литра финских, польских, турецких, цыганских? Может быть, язык? Родной русский язык делает вас русскими? Может быть, что-то еще?

    По языку, по самоидентификации и по культурным кодам (о чём мы здесь, на Снобе, очень много и часто диспутировали за прошедшие годы). Тут всё очень просто, и кровь абсолютно не при чём. Считающий себя русским является русским, точка.Если говорить в технических терминах, "русский" - это один из тегов человека, который может сосуществовать с другими тегами того же индивидуума, например "доктор", "спортсмен", "американец", "еврей", "консерватор", "холостяк" и т.п.Лучше всех тему национальности в разных контестах раскрыл Лев Гумилёв в своей изумительной книге "Конец и вновь начало".

  2. Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы русские? Испытываете ли вы радость хотя бы от того, что понимаете непереводимые русские слова и выражения, типа выражений «да нет» или «всё ничего»?

    Бывает, что испытываю.. Именно от того, что есть коды и интерфейсы, на которых мы, русские (в широком, культурном смысле этого слова, конечно), иногда общаемся между собой через многослойные смыслы, тонкие интонации, идиомы, полутона, через одним только нам понятные аллюзии и метафоры. От встроенной любознательности, интереса к другим народам и культурам, умения адаптироваться в новые модели жизни, работы и поведения тоже получаю удовольствие.. Особенно, глядя как тяжело это даётся некоторым другим народам (особенно азиатам).

    Но приходится испытывать и стыд за то, что я русский, особенно в 2008-м и в этом, 2014-м году, после чудовищных и непростительных взрывов ненависти к нашим двум самым братским народам (об этом ниже).

  3. Что хорошего в русских? Ну, то есть, что в русских плохого, мы знаем: много пьют, агрессивные и заказывают перед ужином капуччино. А что хорошего? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?

    Адаптируемость и жгучий интерес к остальному миру. Умение видеть "большую картину", это часто приходится наблюдать в хай-тек компаниях с русскими архитекторами и фаундерами. Талантливость в совершенно неожиданных вещах. Упорство в достижении казалось бы недостижимых целей. 

  4. Как выглядит русский пейзаж? Ну, то есть я вполне могу представить себе человека, который, из дальних странствий воротясь, умиляется русским березкам. Но станете ли вы в патриотическом восторге целовать черный камчатский песок? А мокрую ямальскую тундру? Где эти границы родного? Про Крым понятно, что он священная земля — «слава русских моряков» и все такое. Но если бы Хрущев отдал Украине не Крым, а Белгородскую область, было бы менее обидно? Вот я и спрашиваю: где границы священной родной земли? Кунашир, Итуруп и Шикотан, положа руку на сердце — это родная земля? Или просто жалко отдать? А Аляску жалко, что отдали?

    Таких, на самом деле, много и каждый хорош по своему. Мне почему-то приходят в голову разные виды вокзалов, полустанков, железных дорог, видов из окна и т.п.. Символ движения, больших пространств, состояний ожидания, перемещения, тревоги, что ты ждёшь (провожаешь или встречаешь), а жизнь несётся мимо тебя..

  5. Какова наша национальная трагедия? То есть какова наша главная победа — понятно. И понятно, что трагедий у нас было столько, что хватило бы на десять народов. Но все же какая наша трагедия главная? Монголькое иго? Церковный раскол? Многовековое рабство? Революция? Коллективизация? ГУЛАГ? Распад Советского Союза?

    Их, к сожалению, было очень-очень много.. Большинство не на нашей памяти.. Но если связать вместе октябрьский переворот 1917-го, Большой Террор, отрицательную селекцию населения за советские и пост-советские годы, нынешний откат в тоталитарное государство после очередной оттепели, то вместе они образуют одну большую трагедию, которая продолжает развиваться на наших глазах..

  6. Когда был наш Золотой век? При Иване IV? При Петре I? При Александре I? При Сталине? При Путине?

    Начало XX века до Первой мировой войны. Время надежд, поразительного вектора развития промышленности, искусства, социальных процессов. Тогда была русская нация, сделанная совершенно из другого материала. Достаточно посмотреть на лица людей на фотографиях той эпохи. 

  7. Кто наш главный герой? Ослябя? Князь Пожарский? Суворов? Жуков?

    А почему только воины и военачальники? Почему не учёные (Ломоносов, Менделеев, Лобачевский) или писатели, которые были по-настоящему совестью нации (Бунин, Короленко, Леонид Андреев)? Кстати, Гагарин тоже подошел бы на эту роль.

  8. Кто наш главный пророк? Аввакум? Пушкин? Толстой? Солженицын?

    Многие уже отметили Салтыкова-Щедрина. Я бы добавил Андрея Платонова и Венедикта Ерофеева.

  9. Какая у нас национальная колыбельная песня? (Меня очень занимает этот вопрос. Не могу вспомнить без посредства фольклорных сборников ничего, кроме «мужики там все злые, как собаки цепные, они бьются, дерутся, топорами секутся, и по будням там дождь, и по праздникам тож дождь». Мне лично в детстве вместо колыбельных пели песню про Щорса и «Темную ночь».)

    Песня, приведённая Панюшкиным, кстати, очень классная (хотя и не колыбельная), называется "Там по праздникам дождь". Одной национальной колыбельной у нас, очевидно, нет, но каждое поколение имеет свою замену.. Например моя дочь засыпала под "Печаль" Цоя и "Гуд-бай Америка" Бутусова.

  10. Какой у нас национальный танец? Ирландцы на радостях пляшут джигу, кавказцы — лезгинку, евреи — фрейлехс, а мы что?

    Реально такого нет. Или, скажем, что можно танцевать в клубах и дискотеках, то и подойдёт.. Хотя энтузиасты водят хороводы на своих хэппенингах.

  11. Какая у нас национальная игра? Ну, вот такая игра, в которую каждый русский играл бы в детстве, и в которую не играли бы больше нигде на свете? Только не говорите — футбол. Или в какую игру мы играем лучше всех? (Европейцы сказали бы по старой памяти — шахматы.)

    Вообще-то футбол, но раз о нём говорить нельзя, то пожалуй Казаки-разбойники.Лучше всех мы ни во что не играем, и вообще профессиональный спорт всё меньше и меньше имеет отношение к национальным традициям и границам, всё перемешалось. 

  12. Какая у нас национальная одежда? (Нация не обязана сохранять национальную одежду, но все же многие сохранили. У шотландцев — килты, у японцев — кимоно, у украинцев — вышиванки.) Вы как бы оделись на вечеринку в русском стиле?

    Когда-то были косоворотка и сарафан, из головных уборов - картуз и кокошник, но на вечеринки всё-таки так не одеваются, за исключением фольклорных сообществ, которые вполне себе существуют, даже за границей.

  13. Какое у нас национальное блюдо? Ну, не щи же ведь уже давно. Национальное блюдо — это то, что едят каждый день. Итальянцы — макароны, абхазы — мамалыгу, китайцы — рис, американцы — гамбургеры. А мы? Может быть, пельмени? (Про национальный напиток не спрашиваю. Это понятно.)

    Я бы назвал картошку с селёдкой, суп-солянку, на праздники салат Оливье, блины.Национальный напиток, очевидно, квас, правильно  Валерий?  :- ))

  14. Какая смерть считается у нас достойной?

    Как говорится "на миру и смерть красна" - в этом вся национальная философия..

  15. Какие народы являются нам братскими?     Это - больная тема.. На мой взгляд, в первую очередь наши самые братские народы - украинский и грузинский. И именно с ними мы умудрились испортить отношения до такой степени, вплоть до войны.. Понадобится много лет, много терпения и глубокого исправления, чтобы вернуть эти отношения на прежний уровень..

В заключение, предлагаю всем ответить на те же вопросы для сравнения мнений:

А вот интерактивная карта, показывающая как отвечают посетители сайта на вопрос "Почему вы считаете себя русскими?" в разных городах и странах 

Комментировать Всего 43 комментария
Вопросы русским

Вообще-то вопросов гораздо больше.

Пожалуйста, предлагайте свои и я добавлю их в ротацию

Еще было бы интересно спросить, какая у русских главная книга. "Евгений Онегин"? "Война и мир"? "Преступление и наказание?" "Собачье сердце"?

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев, Таня Ратклифф

Если тот вопрос добавил, включи в него, пожалуйста Мастера и Маргариту. Я то я не смогу ответить :-)

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев, Liliana Loss, Iouri Samonov, Таня Ратклифф

Лена, уже сделано, как можно было без Михаила Афанасьевича!

Судя по статитстике ответов = никак! :-)

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев

Должен ли человек быть воцерковленным православным, чтобы считаться истинно русским?

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев

Была ли революция 1917 года естетвенной вехой человеческого прогресса или огромной трагедий

И была ли революция 1917-года, и если да, то какая из них ?

Тогда давай уж открытм текстом - какая пошла в ЗАЧОТ :-)

Я знаю ? Вроде бы была одна - февральская, и все было бы хорошо, если бы не угар патриотизма, разгон сначала временной хунты, а затем нелигитимного учредительного собрания. И понеслось....

Ну если ты не знаешь - никто не знает! :-)

Серж, ты знаешь, что февральская уже влекла за собой октябрьскую, т.к. и угар патриотизма и все остальное были неотъемлемыми компонентами ситуации. 

Леш, скажем так - повлекла. В истории есть сослагательное наклонение, в состояниях близких к бифуркациям минимальное воздействие способно изменить исход. Но не нашлось никого, кто смог бы или жестко разобраться с большевиками - это было бы самым простым решением, или все-же взять их антивоенную пропаганду на вооружение и попробовать выйти из войны, пусть и ценой аналогичной Брестскому миру. Хотя думаю, это и тактически обошлось бы дешевле. Правда не политику, который взял бы на себя такую ответственность.

Сережа, с большевиками пытался разобраться Корнилов. Попытка провалилась. Оказалось, что тогдашняя Россия даже не потянула на нынешний Египет, где есть такая же дикая безграмотная масса бедноты, готовая поддержать "братьев мусульман", но где арабский Корнилов таки взял власть.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Ну да, но разбираться раньше надо было, опасность большевиков многие видели еще и в довоенные годы. После февральской революции Россию мог бы спасти только "позорный" мир с Германией, но еому же хочется позора ? Керенский наслаждался славой и вдохновлял - как выяснилось, в последний путь. Но это не значит, что иной исход был в принципе невозможен. Учредительное собрание могло бы легитимировать буржуазную революцию, вместо "пролетарской"

Наверное, ничего неизбежного в истории нет. Но, увы, все случилось так, а не иначе.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Да, мы можем только понять в лучшем случае причины и оценить их неизбежность. Полагаю, кумулятивно и это помогает человечеству в развитии.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Удивительно, но на все вопросы, кроме 10-13, важность которых мне представляется неясной, и вопроса о пророках, я бы ответил также, как и Вы. На мой взгляд, учиться мудрости нужно у Пушкина и Достоевского, а самое горькое и правдивое слово о гибели России сказал Андрей Платонов. Вопрос, предложенной Леной де Винне, я считаю важным. Мой ответ на него отрицательный, думаю, что быть и русским и православным это не одно и тоже. 

Спасибо, Алексей

Да, и Пушкин, и Достоевский неоспоримые фигуры национального масштаба, но мне как-то жаль что в их тени не всегда заметны мои другие любимые писатели (тот же Платонов, Ерофеев, Бунин).. А "Герой нашего времени" Лермонтова мне кажется вообще романом всех времён и народов.. он - вненациональный и имеет столько уровней глубины, что перечитывать его можно бесконечно..

Про " быть и русским, и православным это не одно и тоже" - абсолютно согласен

Конечно, Вы правы. Русская литература удивительно богата, выбирать тут очень трудно. 

Очень вдумчивые ответы.  

Из того, что мне есть добавить.  Белорусов нельзя не отметить, танец вприсядку, из еды пироги и блины.  

Из черт национального характера - склонность к крайностям (во взглядах), самоедство, идеализация страдания, "несения своего креста".  Показательно, что В. Панюшкин спросил про хорошую смерть, но не спросил про хорошую жизнь.  Наверное, если бы я добавляла вопросы, я бы спросила об этом, о том, в чем в жизни счастье :-)

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев, Иосиф Раскин, Алекс Лосетт

В. Панюшкин спросил про хорошую смерть, но не спросил про хорошую жизнь.

Таня, верно подмечено - упор на страдания, впадание в крайности, фатализм, упрямство и постоянные попытки решать глобальные проблемы (не особо понимая их сути), в то время как куча текущих проблем остаются без внимания - это да, наше всё..

Поговорить о том, что мы считаем хорошей жизнью - это, пожалуй, тема целой отдельной статьи :- ))

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Таня Ратклифф, Алекс Лосетт

Алексей, прекрасные ответы. Особенно мне понравился, почему бы ученых не внести в главные герои, но Ломоносов, Менделеев это как-то очень давно было, почему бы не Колмогоров -этакая глыба 20-го века.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Наталья Гречко

Миша - согласен, очень много и современников, причём я даже не всех знаю..

А еше хочу предложить вопрос:

Должен ли настоящий русский быть "антисемитом"? Причем здесь антисемит это собирательное понятие, поэтому оно в кавычках. Вместо "антисемит" может быть любое: анти-таджик, или анти-гей, анти-либерал или еще, бог его знает, какой "анти-"-"христ". Иными словами: Нужен ли нам постоянный образ врага ? или развитие без врага немыслимо?

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Вопрос пятнадцатый боюсь нелегитимен - в мире не существует братских народов. Близость по крови пока что не предохраняла от самых ужасных боен. Никто не любит никого, и никто никому не нужен.

Предлагаю заменить этот вопрос на следующий:

Должен настоящий русский считать, что все в мире должны любить Россию и россиян ?

Эту реплику поддерживают: Алексей Федосеев, Александр Янов

Должен настоящий русский считать, что все в мире должны любить Россию и россиян ?

Отличный вопрос, Иосиф, я его добавил в ротацию

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

ПРЕДЛАГАЮ ВОПРОС: Является ли желание сделать неприятное другому характерной чертой общей культуры русских?

Наткнулась на сегодняшний пост Олега Утицина "Про мат". Цитирую:

"Для того, чтобы убедиться, насколько прав любой противник мата, достаточно более или менее сильно и неожиданно наступить ему на ногу... Ну или ещё что-нибудь подобное. А так, что спорить по пустякам?"

 По-моему, эти три предложения Утицина - замечательно суммируют не только взгляд на смысл и назначение мата. Они суммируют определенный российский взгляд на саму человеческую природу, который находит многочисленные выражения и в истории. и в культуре.

 Лично я его читаю текст Утицина  так: если неожиданно сделать противнику мата что-то сильно болезненное на физиологическом уровне, то вся его напускная цивильность, контолируемая фронтальным кортексом, слетит с него в момент, и из него полезет именно тот самый мат.  Что неопровержимо доказывает, что цивильность – это лицемерие. Истинны и глубоки лишь животные части мозга, включающиеся в момент неожиданного и сильного ощущения физической боли.

 За последний год не мало было на Снобе дикуссий о русской культуре. Было сказано немало интересного, однако никто не привлек внимания к этому характерно русскому взгляду  на человеческую природу. Суть этого распростаненного русского аргумента в том, что если низвести человека до животного состояния, то из него полезет животное, соответственно культура, цивильность. хорошие манеры – все это напускное, не истинное, лицемерное. Достаточно «опустить» человека до животного – и эта «истина» станет самоочевидна. «Что спорить по пустякам?»  - пишет автор.

 «Низводят», как известно,  в лагерях, тюрьмах, в стройбатах. Да и вся культура раннего совка пропитана желанием уничтожить все, что поднимает человека выше этого животного состояния:  и  это нужно было уничтожть страхом, абсурдом жизни, голодом, отнятием собственности, и тотальным уничтожением защищенности как фактора жизни.

 И действительно, советский эксперимент наглядно показал, что если приложить усилия в этом направлении, то можно увидеть, что всякая цивильность, вежливость, манеры, культура хрупки как в индивидуальной психике, так и в обществе в целом.  Желание выжить сильнее желания быть вежливым.

 То, что желание выжить заложено в более примитивных частях мозга, не делает его более «истинным», а желание быть вежливым – «лицемерным». Западная культура, в моем понимании, как раз в том, что она делает ставку на эти самые части фронтального комплекса,  делающие нас людьми.  В русской  же культуре тема низведения человека до животного настолько выражена, что воспринимается чуть ли не как истинная форма жизни.

 Прошу прощение за мое недостаточное знание физиологии мозга, психологии и  за корявость формулировок. Но надеюсь, что общая мысль понятна.

И ПРЕДЛАГАЮ ВОПРОС: Является ли желание сделать неприятное другому характерной чертой общей культуры русских?

Алекс - спасибо за предложение, я добавил этот вопрос в ротацию

Вот ссылка, если захотите расшарить в соц.сетях среди друзей

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Безусловно, это - часть русской культуры. Об эом можно судить по дореволюционным мемуарам земских врачей и администраторов, сохранивших свидетельства мировоззрения бывших крепостных крестьян. И влияние институциализированного причинения неприятностей сильно выросло в советский и постсоветский период вместе с  превращением холопской, тюремной и криминальной бытовой культуры в русский мейнстрим.Но во-первых, этот культурный элемент не разделяется значительной (20-30%) частью русского населения, а во-вторых, не является исключительно русским.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

этот культурный элемент ............не является исключительно русским.

Вне сомнения! Мне просто хотелось тут привлечь внимание к факту, что из всех известных мне культур ( все - европейского происхождения), российская делает из этого свойства какой-то едва ли не символ-знак отличия.

Мне кажется, есть ещё одна вариация этого симптома: общественное стремление идти против здравого смысла, делать сложным то, что должно быть простым (как например поощрение предпринимательства), делать иррациональные препятствия прогрессу..

История города Глупова, как оказалось, отнюдь не древняя история, а самое что ни на есть настоящее..

Эту реплику поддерживают: Наталья Гречко

Алекс, понимаю, что это Вы писали уже давно и, наверное, уже забыли. Но темы эти,  и про то, как мы себя сознаем русскими, и про русский мат, не устаревают, поэтому позволил себе вернуть Вас в прошлое.

Вам действительно кажется, что мат связан с некой физиологией и со звериными состояниями, условно говоря?

Мат выражает желание принизить и максимально опустить в речи и мышлении и явление, и свое к нему отношение. Стремление принизить другого, чтобы повысить свой ранк, довольно характерно для животных вроде бабуинов или шимпанзе. Желание возвысить или романтизировать, по- моему, чисто человеческое.

Уничтожает ли "русскость" брак с католиком - или с другим не-православным.  Есть личный опыт, что брак с католиком некоторые люди, считающие себя очень русскими, считают предательством "русскости".

Спасибо, Татьяна, добавлю этот вопрос

Алексей, у нас с Алекс Лосеет сам собой родился вопрос: знаменитый русский мат является обязательным признаком русского?

знаменитый русский мат является обязательным признаком русского?

Александр, я не этнограф, но мне кажется, что русский мат давно уже вышел за границы этноса, очевидно им пользуются во всех странах бывшего СССР, и не только, причем люди разных этнических групп, корней и религий..

Стас - может прокомментируете?

Как любопытно! А ведь Вы правы.

И все же, если вопрос о самоидентификации, то вряд ли то, что во всем мире едят итальянскую пасту, девальвирует ее значимость для итальянца?