Все записи
02:59  /  14.01.11

222просмотра

учителя-мучителя

+T -
Поделиться:

Вчера на Первом канале показали передачу "Пусть говорят": там обсуждали диктофонную запись, в которой учительница обзывала ученика совершенно неприемлемыми словами. Сама преподавательница с виду вполне себе адекватная и безобидная (но поговорку про тихий омут никто не отменял), и отрицала, что на записи ее голос. Я все ждала разрешения ситуации - но в итоге так толком не прояснилось, были ли оскорбления с ее стороны или нет.

А мне тем временем вспомнилась преподавательница по математике в моей школе, которая однажды выгнала двух моих одноклассниц со своего урока за то, что они "красуются тут с сексуальными позами".  Это было в 7 (!) классе, и девочки всего-навсего сидели, совершенно обыкновенно подперев кулаком щеку. С одной из них я общаюсь до сих пор, и мы порой вспоминаем этот случай со смехом. Но тогда им было не смешно. Им было обидно и непонятно, за что так с ними.

Мне вспоминается мой учитель по ОБЖ, брутального вида мужчина, бывший военный, который один раз запустил указкой в моего одноклассника, а месяцем позже - кинул стул в другого. Да, мальчики плохо себя вели, слегка расшумелись, но разве его это оправдывает? В выпускном классе этот же "ОБЖ-шник" довел меня до слез несправедливой оценкой и сопутствующими нахальными репликами - это был первый и единственный раз, когда я не смогла себя сдержать и заревела при всех.

Я вспоминаю учителя по физкультуре в школе по соседству, который однажды грубо схватил мою подругу, тогда девятиклассницу, за локоть, сильно сжал, и оставил ей синяк, и, что еще хуже, моральную травму... К счастью, его потом выгнали со школы.

Но я вспоминаю и учительницу по русскому языку и литературе, которая доверяла мне проверять тетрадки одноклассников. Она внимательно относилась к каждому ученику, и никогда не позволяла себе грубого слова, даже ругала - и то с юмором.

Еще я помню преподавательницу химии, которая называла каждого ученика на "Вы" - в 9 классе нам это было крайне непривычно, но приятно. К этой же "приятной и уважительной серии" можно причислить и учителя права в выпускном классе.

Вот эти абсолютно разные две категории преподавателей вспоминаются до сих пор: первые - со страхом и отвращением, вторые - с благодарностью. Поэтому совершенно не важно, на самом деле ли виновата та светловолосая учительница в передаче, куда важнее то, что были и есть учителя, позволяющие себе оскорблять детей, наносить им физическую и моральную травму. Если родители априори ответственны за правильное воспитание своих детей, то учителя, исходя из разных факторов, ответственны за это вдвойне - например, хотя бы потому, что оскорбление ребенка в присутствии других учеников наносит ему куда большую травму, нежели если бы его наедине отругала мама.

И нужно же что-то делать с нашей системой, коренным образом менять реформу образования, делать хоть что-то  для того, чтобы учителя не превращались в мучителей.

копия поста на "эхе" 

Комментировать Всего 10 комментариев

в первую очередь нужно, чтобы для заметной части населения имело смысл пытаться дать детям хорошее образование, а у детей был смысл его получать.

Очень красиво сделано, но не скажу, что я в существенной степени согласен (ну или не очень понимаю некоторые нюансы, которые, очевидно, полны американской специфики). Образование должно быть достаточно разнообразным. И все-таки "линейное" глубокое изучение отдельных предметов все равно является необходимым элементом во многих областях, просто потому что области становятся настолько сложными, что без узких специалистов не обойтись. 

К тому же надо иметь ввиду, что "мы все гении" - лишь красивая фраза. А вот "хороший человек - не профессия" - это глубокая мысль (единицы могут сделать это профессией, но не под них затачивается глобальная система образования).  Кому-то существенно больше подходит спецализация, и такие люди весьма востребованы.

Основной идеей мне показалась мысль, что современное образование заточено под эпоху индуастрилизации и учебный процесс напоминает производственный.

То, что разнообразие мышления со временем вгоняется в рамки "единственного правильного ответа в конце учебника" - тоже вроде бы верно. 

Не помню фразы "все мы гении". Помню, что было сказано, что divergent thinking (отличающееся мышления) является не достаточным, но необходимым условием для креативности. 

Также то, что ребенку представляется масса интересного вокруг в современном мире, и то что преподается в школе для них скучно. Т.е. школьная программа не так сильно отличается от того, что было 50 лет назад, хотя мир за окном просто другой - когда-то было наоборот - школьные знания были интереснее повседневной жизни. 

К слову сказать, это конечно не для всех стран. Речь шла, скорее, о пост-индустриальных странах. 

Фраза "все мы гении" появляется в чуть другом виде, когда рисуются дети разного возраста, и показывается, что маленьий ребенок на 98 процентов гений, а потом это все рубится.

Я бы сказал, что все правильные мысли там слишком банальны. Это раз.

А во-вторых, собственно непонятно "и что?".

В сюжете перемешано и начальное образование и аспирантура, все в кучу.

Непонятно, об образовании для людей с какой жизненной программой мы говорим, а уже на уровне high school оно должно быть разным для лучшего развития в определенных областях.

Есть много примеров того, что дети после "креативных программ" считать почти не умеют. Да и тут на "Снобе" мы регулярно видим в комментариях "многогранных" людей, чья некомпетентность просто поражает.

Обществу нужны не только "креативщики", но и мастера. И тут ничего не меняется. Просто раньше мастер делал колесо для телеги, а теперь - операции на мозге и открытом сердце. И последнее как раз требует большей специализации, большей углубленности в отдельные узкие области.

Никогда вы не вырастите современного физика-теоретика, преподавая ему "Концепции современного естествознания" вместо физики. И руку набивать на задачах ему надо очень и очень тщательно. Забавно, что как раз в 17 веке было все более общо. А еще раньше - так просто "люди эпохи возрождения".

<<Фраза "все мы гении" появляется в чуть другом виде, когда рисуются дети разного возраста, и показывается, что маленьий ребенок на 98 процентов гений, а потом это все рубится.>>

Речь шла не про гениальность, а про divergent thinking (отличающееся мышление).

<<Никогда вы не вырастите современного физика-теоретика, преподавая ему "Концепции современного естествознания" вместо физики. И руку набивать на задачах ему надо очень и очень тщательно>>

Все верно. Как раз речь и идет о том, что разным людям нужно преподавать разные вещи. Один тащится от лекций по этнографии и Бергмана, другому интересна математика. "Фабричный" подход это игнорирует.

P.S. вообще я не являюсь адептом автора данного ролика, и не утверждаю, что "глядите - это истина". Просто интересный ролик. 

Мне наивно казалось, что слово genius не означает "отличающееся мышление". Но, может, я и не прав.

Традиционный подход со специализацией (а предметы по выбору в Штатах более чем распространены) как раз и ведет к тому, что разным людям преподают разные вещи. не вижу тут проблемы. А в клипе видны нападки на раздельное преподавание предметов и четкое разделение по классам.

98% of kids test at Genius level on divergent thinking

что означает высокий уровень divergent thinking - а не то, что они гении. 

вы правы, я не обратил внимание на левую страницу (а смотрел с отключенным звуком - поздно уж, люди спят).

К сожалению, у нас слишком мало людей хотят стать учителями, чтобы набирать в школы дойстойнеших(

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина