Все записи
13:57  /  23.10.14

1905просмотров

Ангар для двоих

+T -
Поделиться:

В миланском ангаре Бикокка прошел перформанс Джоан Джонас Reanimation.

Огромный ангар (а бывают ли они не огромные? не входит ли размер в определение ангара, а не, скажем, сарая?) заполняется исключительно удачно одетыми красивыми людьми в приподнятом настроении. Молодежь, ветераны, профессура, прогрессивное студенчество, чиновничество, предприниматели, сотрудники страховых компаний, творческая интеллигенция, редкие дети. Строгие костюмы, нестрогие костюмы, вечерние платья, шарфики, дизайнерские джинсы, просто хорошо пошитые вещи. Итальянцы по привычке галдят, даром что северные, но замолкают уже на коротком вступительном слове куратора и дальше сидят тихо целый час. Что, согласитесь, нехарактерно.

На сцене за фортепиано и сэмплером джазмен и хип-хопер Джейсон Моран, а перед экраном седая старушка в немыслимом сочетании белой пижамы и белой же балетной пачки декламирует властным голосом, мнет бумагу, танцует в лисьей маске, закрывает себя простыней, так что видео проецируется на нее, и на камеру обводит мелом контуры возникающих на экране видов Исландии, так что эта новая картинка накладывается на записанное видео. И тут же видео меняется, и приходится обводить снова. Природа не поддается упрощению и систематизации, только обвел мелком, символически приручил, как она выходит из-под контроля.

В этом ангаре в дневное время проходит крупномасштабная выставка Джонас Light Time Tales — с 1960-х до наших дней: видео, объекты, смешанная техника. Тематически работы разные, от феминистского дискурса и прав индейцев до молодой Тильды Суинтон в тунике на фоне опять-таки исландского гейзера. Но все вместе играют и соразмерны помещению — одному из крупнейших в Европе пространств для современного искусства.
Проект по деурбанизации миланского района Бикокка осуществляется компанией Pirelli уже три десятка лет. Вместо фабрик — университет, жилые кварталы, Театр Арчимбольди, приютивший Ла Скалу на время их ремонта, штаб-квартиры многих компаний и собственно небольшой суперсовременный завод Pirelli по изготовлению шин-прототипов. Объем помещения влияет на характер работ — некоторые выставки делаются специально под это пространство.

Перформанс Джоан Джонас Reanimation вольно основан на исландском романе «Под ледником» Халлдора Кильяна Лакснесса — социалиста, католика и нобелевского лауреата, написавшего в 1968-м фантастическую притчу о возникновении вместо христианства новой удивительной религии. Судя по всему, погодные условия в Исландии создают ситуацию, близкую к жизни в окопах, где, как известно, нет атеистов. В 1968-м Джоан Джонас как раз начала новую жизнь, перешла от скульптуры к перформансу в сочетании с видео. Жанр законсервировался, многие приемы полувековой давности: что кинопроекция на живого человека, что декламация под минималистичный аккомпанемент, обязательно напоминающая The Gift уорхоловских выкормышей The Velvet Underground. Но это не старые сэмплы о главном и не творческий вечер в доме ветеранов сцены. А актуальное, бьющее по гипофизу. И зал не узких специалистов и энтузиастов, а просто ищущей удовольствий публики ловит каждый звук, а потом долго аплодирует и выстраивается в очередь на поклон. 78-летняя Джонас — активный гастролер. На носу Венецианская биеннале и постановка в Венской опере.

Представление завершается какими-то неироничными строчками про природу времени. Мол, что такое время? И не измерение, и не функция. Вот оно есть, вот его нет. И обводить мелком время еще сложней, чем картинки гейзеров. Джонас, работая со временем, для себя исключает его из формулы. Только небо, только ветер, только гейзер впереди.