Все записи
06:27  /  26.11.11

1807просмотров

Quo Vadis

+T -
Поделиться:

Несколько дней тому назад у нас в Театро Массимо с оркестром “дель Театро Мариинский”, как было написано в программах, выступил Валерий Гергиев.

 

Играли Глинку, Бородина, Мусоргского – словом, музыку русскую, залихватскую и шумную, а ведь наших южан хлебом не корми, дай только пошуметь.  Никогда не забуду, как однажды в Риме, часов этак в семь утра, меня согнал с угодной Морфею перины в доме знакомых грохот литавр, оказавшихся на поверку крышками мусорных баков, на которых с упоением прыгали веселые краснорожие мусорщики. Так то был Рим.  Представьте себе соответствующие половецкие пляски в Неаполе или Палермо.

Князь Игорь:  Братья, сядем на борзых коней и позрим синего моря!

Народ:  Слава!  Слава!  Слава! Слава! 

Иными словами, местным жителям концерт ужасно понравился.  Понравился он и мне, о чем я не преминул сообщить Валерию Абисаловичу, когда меня провели к нему в артистическую.  Далее я рассказал маэстро, что почитаю его крестным отцом, так как на житье в Палермо меня сподвигнул “Бал-маскарад” Верди в постановке Кончаловского, привезенный Гергиевым в Парму в 2001 году.  На ужине после премьеры в Театро Реджо меня усадили с отцом Лауры Джордано, единственной итальянкой в русском составе оперы, игравшей Оскара.  Мы быстро сдружились, после чего смешной сицилиец принялся названивать мне в Венецию по два раза в день, утром до обеда и вечером во время ужина, требуя, чтобы я “немедленно” навестил его в Палермо.   А когда я, наконец, не выдержал и приехал, Альфредо убедил меня приобрести здесь за бесценок квартиру.

Гергиев показался мне более уставшим, чем десять лет тому назад, уставшим, в частности, от мировой славы. В Палермо, мне кажется, всемирно известному артисту особенно понравилось то, что у нас о нем никто и слыхом не слыхивал. На итальянского дирижера определенного калибра – на Риккардо Мути, скажем, – местная администрация выделила бы исполинские плакаты в стиле Муссолини, вертолеты с прожекторами, конных полицейских в касках с алым плюмажем, и уж наверняка устроила бы торжественный ужин, на котором присутствовали бы президент республики, председатель сицилийской камеры торговли, светская дама Марта Марзотто, легкомысленная девица Валерия Марини, человек пять крупных воров и владелец местного цементного завода.  В антракте с Гергиевым стоял и болтал я один, и на ужин после спектакля его увез не римский политик с неподвижно мраморными кудрями, а всего лишь директор театра.

По дороге домой я задумался о славе.  Знаете ли Вы, что самый знаменитый писатель в истории – безусловно, Сенкевич, автор бестселлера “Камо грядеши” и лауреат Нобелевской премии за 1905 год?  Саму премию я обсуждать не стану – рано или поздно, духовная нищета и дремучий провинциализм Нобелевского комитета могут, наконец, принести пользу, послужив мне темой для отдельной колонки, – но параллель с “Живаго” стоит упомянуть.

На создание “Живаго” Пастернака вдохновил успех бестселлера “Унесенные ветром” (1936), ставшего три года спустя самым дорогим и сценографически импозантным цветным фильмом в истории кинематографа вплоть до “Камо грядеши” (1951).  Вообще, именно Маргарет Митчелл принадлежит честь изобретения того, что в мире кино и телевидения прозвали “сагой”.  О жанре как таковом в Голливуде, может, слыхали и до этого, но не экранизировать же буквально, скажем, “Сагу о Снорри Годи”?  Ведь там даже и упоминания нет об Америке, а о евреях и сексе – и подавно.

 

 

Сломанный, выхолощенный и охристианившийся в слякоти развитого тоталитаризма Пастернак решил, что он ничем не хуже Маргарет Митчелл и задумал написать сагу.  Как многие водители такси, официанты и даже ночные сторожи, однако, поэт ошибался относительно своей способности создать “блокбастер” в духе митчелловского – хотя бы по той простой причине, что большим литературным успехом зачастую управляют силы, не имеющие к литературе ни малейшего отношения. Кроме того, конъюнктурный элемент романа – реабилитация настроения, унесенного ветром революций и гражданских войн, подобная тематике успешных произведений Алексея Толстого, Булгакова и прочих младосталинцев – вскоре устарел, угодив со смертью Сталина в совершенно недружелюбное политическое окружение.  Ведь если сталинизация России обещала возврат к великорусской державности, десталинизация России еще не означала возврат к унесенным ветром ценностям русской культуры.

 

А вышло так, что эта самая конъюнктурная нестыковка и прославила Пастернака, получившего нобелевский имприматур благодаря борьбе политических титанов КГБ и ЦРУ за контроль над романом.  И, хотя Борис Леонидович отчаянно кокетничал в преддверии мировой славы – помните –

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех,

 

– было бы исторически неточным сказать, что он от нее с отвращением отказался вместе с премией.

 

К тому же по счастью опальный роман оказался чтивом в духе “Унесенных ветром”, только с шубами вместо корсетов, а ведь мог бы оказаться каким-нибудь совершенно нечитабельным ужастиком, вроде “Котлована” Платонова!  Впрочем, когда противостояние КГБ и ЦРУ почти дословно повторилась с солженицынским “Гулагом”, западная аудитория сглотала и ужастик – без всяких шуб и корсетов.  К тому времени на Западе люди разучились читать и научились приобретать книги в виде сувениров газетной сенсации.  Именно так покупали они произведения “Солжиницкера”, до сих пор обременяющие этажерки со слониками.

 

Интересно заметить в этой связи, что согласно недавней рецензии в “Санди Таймс” покойный Стив Джобс предоставил автору его официальной биографии, Вальтеру Изааксону, полную свободу, но с одним знаменательным исключением в юридическом соглашении сторон.  Ни автор, ни его издатель не имели права выбора обложки книги, которое оставалось за Джобсом.  Хитрец прекрасно понимал, что вся эта умная писанина решительно никому не нужна, что все это – атавистическая условность и перевод бумаги.  Людям нужен сувенир, открытка, обложка.

 

Но вернемся к Сенкевичу.  В голливудской версии “Камо градеши” император Нерон, которого играл Питер Устинов, восседает, естественно, в Колизее, где ранних христиан скармливают львам и прочим экзотическим хищникам.  Почему в Колизее?  Да потому что Колизей – сувенир, открытка, обложка.  А то, что строительство Колизея, называвшегося Флавийским амфитеатром, началось не только после смерти Нерона, но и на территории поместья покойного императора в виду намерения правящей семьи Флавиев искоренить само воспоминание о страшном злодее, – это никому не интересно.  Нерон, как и Колизей – сувенир, открытка, обложка, и никаким Веспасианам и Титам не истребить желание граждан будущего ее купить и поставить на этажерку рядышком с фотографиями Пастернака, Пушкина, Путина, Солженицына и Мадонны.

 

 

Вы скажете – это вульгарный Голливуд, а вот у нас – не так.  Наивные!  У нас “Камо грядеши”, правда, не делали, зато его сняли в 2001 году в родной автору романа Польше.  И что же?  В самой дорогой кинопостановке в польской истории, ровно 50 лет после восседающего в Колизее голливудского Нерона, он продолжает там восседать.  Фильм, в съемках которого участвовали 32 льва, открылся в присутствии Папы Римского, ныне Блаженного Иоанна Павла II.

 

Понимаете?  Два клише – Колизей и Нерон – подобно каплям росы в стихотворении раннего, живого, доживаговского Пастернака, стремятся слиться в одно:

 

Смеются и вырваться силятся

И выпрямиться, как прежде,

Да капле из рылец не вылиться,

И не разлучатся, хоть режьте. 

 

И не разлучатся, хоть режьте.  Пастернак и Живаго – такая же одиозная пара, как Нерон и Колизей, такой же 100% искусственный продукт той извечной эксплуатации невежества, что единым духом и без разбору делает знаменитыми гений и посредственность.

 

 

Князь Игорь:  Братья, сядем на борзых коней и позрим синего моря!

Народ:  Слава!  Слава!  Слава!  Слава!

 

Вот почему, я думаю, Валерию Абисаловичу у нас так понравилось.  Палермо любит шум, а не шумиху.

 

Первая и последняя иллюстрации к колонке – из фотографий Маэстро Гергиева, сделанных в разные годы его соотечественником Гусовым.

 

Комментировать Всего 112 комментариев

Роскошный текст! Спасибо, Андрей!

Положу себе в привычку начинать выходные с Ваших пятничных колонок! ))

Спасибо, Люся, очень признателен - и рад нашему знакомству!

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Чины, краса, богатство,

Сей жизни все приятства,

Летят, проходят, исчезают.

О тлен и щастье ложно!

Заразы сердце угрызают

И славы удержать не можно.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Lucy Williams

Это как вечером в пятницу зажигать субботние свечи?? И потом ничего не делать? Хитренькая... Далее цитата: Мария же избрала благую часть... Помнишь, про сестру Марфы-хлопотуньи?

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Это как вечером в пятницу зажигать субботние свечи?? И потом ничего не делать? Хитренькая.

Да, Лизонька, угадала...:)

Да, Андрей... теперь уж точно не смогу себя заставить прочитать "Живаго". 

А Вы не читали, Валерий?  Посмотрите кино!)))  (Не важно чье. Можно даже посмотреть "Quo Vadis", если Вы вынесете 171 минуту.) На фоне Пастернака 1912-1934 это, ей-Богу, почти одно и то же.

Да, Андрей, принаюсь: есть несколько общеизвестных книг, которые я не брал в руки... но ощущение такое, что читал. Говорят, мы дышим не только лёгкими, но и немного кожей (и думаем не только головным, но и спинным :-)).  Так дуновенье ветерка приносит запах шашлыка, который вкуснее шашлыка.

А кино, конечно, посмотрю - если приболею. Под горячий чай с вареньем, очень даже ничего... Уютненько. 

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

"запах шашлыка, который вкуснее шашлыка"

А у американских коммивояжеров на этот счет есть гениальная присказка: Don't sell the steak, sell the sizzle ("Продавай не бифштекс, а его звук на грилле"). Они убеждены, что действительность всегда разочаровывает.  Так как торгуют они в основном Библиями в современной версии, подписками на якобы Британскую энциклопедию, пластмассовыми оконными рамами и американской мечтой, они, конечно, правы.

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов, Владимир Генин, Валерий Зеленский

Смотрите " Paper Moon" (старая версия!)

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov

Вкусный язык какой!

Кстати, Вы знаете, что Гергиева не принимали в несколько музыкальных школ Северной Осетии по причине отсутствия у него музыкальных способностей и слуха? :)

Нравится мне Гергиев. Вот его политическая активность - не очень нравится. А музыкант он редкий.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Совершенно с Вами согласен, Алексей. (О музыкальных школах в Осетии и Гергиеве я не знал.  Но еще удивительней, что Юра Башмет, которому я однажды при всем честном народе спел "Мурку", обнаружил присутствие у МЕНЯ музыкального слуха. Может, пьян был, не знаю.  Я - пьян, то есть.)))

:)))

Слух есть у всех

У Вас точно есть тембральный, интонационный слух, с моей точки зрения - самый важный для музыкантов и/или меломанов

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

"Слух есть у всех"

Надеюсь, Алексей, Вы не намекаете на то, на что намекал Гамлет, когда говорил, что играть на флейте так же просто, как лгать.))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

:)

Лгать и правда сложно. :)

Но, Вы правы, за "не верю!" Станиславского во многом ответсвеннен именно интонационный слух.

Все те, кто любит стихи, воспринимают "музыку стиха", "музыку языка", безусловно, обладают интонационным слухом

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Подпитие  как средство обострения слуха - многим музыкантам этот феномен давно известен, Андрей!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Алексей Насретдинов

А я его всякий раз открываю для себя заново!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

А я лишь по опыту знаю - заспевать чисто мурку, таганку или еще что могу только после банки водки. До того фальшь режет ухо и мне , а после того - только профессионалам. Так что последнее время пою очень редко :)

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Liliana Loss, Ирина Столярова

Сереж! Ты же и стихи Северянина любишь!

Например, в шумном платье муаровом.....

Так процитировал бы Наврозову:)

 Андрей Львович, человек окотором Вы пишете, являет собой яркий пример роли личности в истории, он способен свернуть пространство и время.Недаром его за глаза музыканты зовут Абдула. И еще я Вас прошу, напишите о Северянине.

Петр, я очень мало знаю Северянина.  А почему именно о нем?

У него есть характеристики, практически всех известных в те годы литераторов, в том числе и Пастернака.

ПАСТЕРНАК

Когда в поэты тщится Пастернак, Разумничает Недоразуменье. Моё о нём ему нелестно мненье: Не отношусь к нему совсем никак.Им восторгаются — плачевный знак.Но я не прихожу в недоуменье:Чем бестолковее стихотворенье,Тем глубже смысл находит в нем простак.Безглавых тщательноголовый пастырь Усердно подновляет гниль и застарь И бестолочь выделывает. Глядь,Состряпанное потною бездарью Пронзает в мозг Ивана или Марью, За гения принявших заурядь.

прошу прощения чкопировалось как то идиотски вот еще уже о Блоке

БлокКрасив, как Демон Врубеля для женщин, Он лебедем казался, чьё перо Белей, чем облако и серебро, Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем. Благожелательный к меньшИм и мЕньшим, Дерзал — поэтно видеть в зле добро. Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брёл. Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан. Он тщетно на земле любви искал: Её здесь нет. Когда же свой оскал Явила Смерть, он понял: — Незнакомка... У рая слышен лёгкий хруст шагов: Подходит Блок. С ним — от его стихов Лучащаяся — странничья котомка...

Отвечу Вам дипломатично, Петр.  Мне не понравилось вкрапление в стихотворение слова "пастырь", всегда казавшегося мне надежно скрытым от недружелюбных глаз в имени "Пастернак". Однако эта дерзость и является главным семантическим открытием стихотворения.

А о Блоке - хорошо.

 мне то что, они там, у ворт давно во всем разобрались.

 

 Вот привожу Вам портрет поэта. Из самых известных.

Собственно я Вас подначиваю, не примите за грубость, или того хуже за дерзость. 

Спасибо, Гусов, за бесплатный довесок!  (То, что по-английски называется "дюжиной пекаря".)

"Абдула, таможня дает добро!"

Музыканты оркестров всегда остры на язык...

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Саша Гусов, Сергей Любимов

Но это чистая правда Вы посмотрите на этого человека,когда кто нибудь, в оркестре, ошибается. У нас в Петербурге это бывает, особенно если Маэстро, долго небыло в городе.   

Ничего, Петр.  Стерплю!  А на портрете он очень похож на Уайльда.  Та же одутловатость, слегка - как бы показалось сегодня, - кокаинная.  Тогда, думаю, это было модно. И тот же внимательный, настороженный, мне-пальца-в-рот-не-клади взгляд.

В эмиграции Игорь Северянин "король поэтов", как он себя называл, был простым рыбаком, не пижоном со спинингом, а настоящим эстонским рыбаком с сетями, как некоторые из апостолов. Многие русские поэты на кого нибудь похожи, кто на Байрона, кто на Уальда, это часто случается. Точно так же как и актеры .Я то приставал к Вам, не сочтите за дерзость, по тому что, увидев вашу фотографию, извините за сленг, доезжал Вас  Северяниным, думал это, не случайно.     

Петр, да какая же это дерзость.  В 21 веке единственная истинная дерзость - это безразличие.  Так что спасибо за Ваше внимание, за Ваш интерес и, как тут, бывало, говаривал один безвозвратно ушедший в неснобовское бытие участник проекта, "за то, что пишете Вы с большой буквы".

Андрей Львович, я правда когда увидел Вашу фотографию, в журнале, подумал что это Вы специально совместили Северянина и Байрона. Еще раз простите, если что не так. Судьба поэта коротка, умрет язык исчезнет поэт, редко кто продолжает звучать в переводах. Поэтому мгновенье взаимопонимания кратко, и тем ценно. Будто музыка, вот вроде звучала, и выключилась.

Андрюш! Молодец! Замечательный текст!

Спасибо, Ира!  Тебе просто нравится, когда мне что-нибудь нравится.))

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Если бы ты прочитал, как я отчаянно защищала твои стихи от пародистов, которые назвали их пошлостью и китчем, ты бы меня совсем зауважал!!!

Англичане говорят, что подражание - самая искренняя лесть, и, думаю, то же можно сказать о пародии.  А за защиту от "пошлости и китча" - спасибо, хотя мне и не обидно.  Дураки, и все!))

Андрей, брависсимо за головокружительные кульбиты мысли!

Что общего между Доктором Живаго, Нероном и Гергиевым? Конечно же, Андрей Наврозов.

А между Мариинским театром и Колизеем? Палермо и опять-таки Наврозов!

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов, Мария Генкина, Сергей Любимов

Наврозов и Иркины разносолы!))*

_____________

*Писал колонку в гостях у Гениных в Мюнхене.  Ира закормила меня до смерти, а ведь с палермитанцем такое надо уметь!

Учись есть впрок, Андрей, в преддверии тяжелых времен!

Я умею!))  И благодарен судьбе.

А как хочется поесть спокойно, без тревоги о завтрашнем дне и переварить съеденное как следует!

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Саша, без тревоги о завтрашнем дне?

такое может быть только во время последнего ужина приговоренного!..

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

Погоди, Саша, это ведь может со всеми случиться!

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

Это еще не самый печальный вариант, а то бывает, что приговорить - приговорят, а ужинать и не дадут...

Причем, так чаще.

Как   всегда  -  прекрасно!  

Андрей,  ну  и  что  из  того,  что   Нерон  в    Колизее  никогда   не  бывал,  потому   что    и   не  мог   бывать   никогда,  но  эта   искусственная   идея   всего  лишь  -   идея    в  искусстве...  не  более...   А  задача   искусства  - побуждать,  но  тут     уж  не  попишешь   -   каково   искусство,  таково  и  побуждение))

Лилиана, Нерон в месте где расположен Колизей был, только он там плавал. И есть легенда что в этот пруд выпустили последнего плезиозавра, и по этому не стоит ходить в подвалы Колизея ночью. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

 Я не совсем понял причем тут новый или квадратный колизей - частично осуществленный проект всемирной выставки прочно связанный с именем Бенито Мусолини.

Его строительство началось в 1938 году. Проект здания разработали архитекторы Джованни Гуэррини, Эрнесто Бруно Ла Падула и Марио Романо. В 1940 его открыли и объявили главным зданием района, отделка дворца продолжалась еще три года. Муссолини предполагал, что Дворец цивилизации станет основным павильоном для Всемирной выставки 1945 года, но неожиданный для фашизма поворот войны нарушил эти планы.

К сказанному добавлю еще одно имя М Пьячентини- автор всего комплекса квартала всемирной выставки. Он расположен довольно далеко от центра.

вот так выглядел автор квартала ЭУР

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Вау! (Это - wow по-русски.)

Согласитесь, Петр,  в сравнении с таким извращенцем и я, и Северянин - жалкие обыватели.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

 Не надо называть архитектора извращенцем, Этот человек прожил две жизни,  до и после, войны вот посмотрите что пишет о нем Большая Советская Энциклопедия.

Пьячентини МарчеллоПьячентини (Piacentini) Марчелло (8.12.1881, Рим, ≈ 19.5.1960, там же), итальянский архитектор, представитель неоклассицизма. Учился в АХ и на инженерном факультете Римского университета. В 30-е гг. лидер официального направления в архитектуре фашистской Италии. Отталкиваясь от образов «метафизической живописи» Дж. Де Кирико, П. использовал лапидарные, абстрагированные от специфики материала, отчуждённые от человека и подавляющие его архитектурные формы. В своих парадных, монументализированных зданиях и комплексах П. схематизировал приёмы классической архитектуры (элементарно-геометрическая организация масс, утрированные объёмно-пространственные контрасты), часто вводил в композиции навязчивые ритмы протяжённых аркад и многоярусных башен, не отвечающие внутренней логике сооружений [университетский городок (1930≈35, планировка и здание ректората) и комплекс Всемирной выставки (ЭУР; строительство с 1937, совместно с Дж. Пагано и др.) в Риме, застройка Пьяцца делла Виттория (с 1932) в Бреше].

═ А. В. Иконников.

 Архитектор не может надеятся на будущее, не может не соответствовать преедставлениям заказчика о искусстве, иначе он не получит денег на своё искусство. Представте себе поэта ручка которого стоит милиарды долларов. Андрей Львович, не судите архитекторов с высоты своего, свободного положения.

"не судите"

Ни в коем случае, Петр!  И вообще, когда я сказал "извращенец", это был комплимент.))

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Елизавета Титанян

Вот,я так и знал, Вы думали об, Оскаре Уальде, а не об Игоре Северянине, когда снимались. А у него, между прочим, есть книжка, которая так и называется "Соловей".

Петр, я думал об экономии.  Честное слово, у меня было 3.50 евро на фото, заказанное Тимоном Афинским - это у нас на Снобе был такой корифей, привлекший нас с Гусовым, - и в местном писчебумажном магазине меня за эти деньги по знакомству сфотографировали.

Александр Гусов насколько я могу судить, прекрасный фотограф и Ваш друг, или Вы ему недоверяете?

Фотография, особенно прекрасная - это фабрика тщеславия, Петр.  Мануфактура, завод!  А я люблю все кустарное.))

 Немогу не согласиться с Вами, Андрей Львович. Главное чтобы фабрика тщеславия не стала школой злословия, а просто так от кустаря к кустарю, сентиментальное путешествие.

Петр, у меня в прошлом году была целая серия колонок, посвященных фотографии как лжеискусству, начиная вот с этой.  А с Гусовым мы дружим вот уж как 20 лет несмотря на экстремальность моих предубеждениий...

По ссылке прочел, дальше заплутался, ужасно любопытно про Керкегора и фото, особенно в плане соблазнения хорошеньких девушек, но не нашел. Мы художники реалисты относимся к фотографии особо. И я не стану спорить с Вами.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Дорогой Петр, Я и сам не понимаю...пускай Наврозов разбирается в смысловых связях  на своем блоге ( он все что угодно свяжет))), а я его просто заполняю картинками от фонаря:)))

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

 Спасибо Саша, не знаю вашего отчества простите,а то я подумал, что схожу с ума. Отсюда такая многословность моих коментариев. Н о Вы то, видите, некоторое сходство фотографий, Северянина, и Андрея Львовича.Из за которого я затеял весь сыр бор

Вижу, вижу, дорогой Петр!

Сам уже не понимаю кто есть кто...запутался...

Гусову только и подавай такие вот сырборовские ситуации)) 

По-моему, Гусов, ты хочешь сказать, что современные поединки гладиаторов происходят в офисах, а современные интриганы и отравители вроде Медичи - секретарши из телесериалов вроде Mad Men.

Никогда не видел такой секретарши? Хотя Блондинка Волосы или Волосова вполне возможно.

Замечательно, девушка одетая в тень, но и моя блондинка беловолося тоже была, интересная женщина. 

Это все ерунда.  Тень на плетень, девушки со спичками.  Вот Лукреция Борджия современности:

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Я то имел в виду Бьянку Капелло, блондинку волосатую, как Вы догодались. Хотя говорят никого она не травила а вот её отровили. Чего стоит их знаменитый обед на троих.

И, на мой взгляд, никогда ни одна секретарша не съест ядовитое бламанже сама, раз тот кому его предложили, отказывается. Надо иметь в своих предках богов, для этого.

О! Когда я была секретаршей....четверть века назад, как раз примерно такой...

 "Я не совсем понял причем тут новый или квадратный колизей - частично осуществленный проект всемирной выставки прочно связанный с именем Бенито Мусолини."

-  Так   при  нём  было...  Это  как  победу  в  Великой  Отечественной   войне  приписывают  Сталину  -  при  нём  было...

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

Муссо здесь как раз основа стиля, только диктатор мог сделать с Римом то что сделал Мусолини. 

А  ручка- то   античная))

Если верить апокрифам, Нерон не плавал, а ходил по воде. Не так, чтобы быстро, но все-таки..

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Золотой дом произведение, высочайшего технического уровня, имел множество ухищрений, и вращающийся потолок и лифт. Но самое поразительное, на мой взгляд, что он, посвященный солнцу, и пронизанный светом, послужил появлению гротесков, и романтики пещер в наше время. Елизавета, извините не знаю Вашего отчества, когда будете в Петергофе, посетите гроты большого каскада, и сравните все увиденное с реконструкциями золотого дома. Вот где парадокс истории придуманный другим императором. 

Петр, Вам мое отчество совсем не нужно, мы отлично знакомы в жизни (круглая кровать....). Помните?

Так это были Вы! !! Как мы все скрытны, а за кровать и все что вокруг я получил благодарность в 2 часа ночи, не так давно, так что передаю её Вам. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Замечательно! В эти же два часа ночи я беседовала с нашим обожаемым автором. Угадайте, кого мы поминали? Конечно, Вас! За стаканчиком вина...

Чокались, да. А в начале декабря и Леонид подтянется чокаться тоже...

А я буду в конце декабря у себя на Комо, где все в Плиниях в их трагедиях комедиях. Леонида увижу завтра могу что то ему сказать.

Сейчас придумаю, как бы ему посложнее задание придумать...

То есть как бы ковылял по воде?  Или ползал?

Нет, ходил и нырял, как миленький. Научился, пока был с маменькой в ссылке на каком-то занюханном острове в Тирренском море, где маменька добывала какую-то хрень из-под воды для пропитания рыжего дитяти.

Даниил Андреев считал что Нерон это через воплощение Сосо Джугашвили

А себя, надо думать, воплощением Плиния Старшего. Тоже есть общие моменты в биографиях...

Совсем нет, Даниил Андреев считал себя, в прошлом, каким то индусом, нарушившим  законы варн.Он по любви женился на девушке касты шудров.

Но это - м е л к а я  ложь, Лилиана, а искусство, когда требует лжи ("Нос" Гоголя), требует ее "по крупной". 

Вы   должно   быть   заметили,    довольно    пространная   во времени    история   Римской   Империи  занимает  в  наших     умах обывателей,   Ваш  не  беру,   очень  короткий   отрезок  времени, примерно   с    Цезаря   и   до   Клавдия  ...   Т.е.  для   меня,     Римский   античный     мир  представлен   именно  этими  историческими   персонажами   -   считаю,   что  ложь   всё-таки   была   по-крупной))

Искусственная идея о задачах в искусстве:)

Искусство освобождает от рабства у обыденностию Искусство не есть легкость, сбрасывание с человека всякой трудности, с ним связана трудность и даже мучительность, но совсем иная, чем в обыденной жизни. Искусство может порабощать...освобождать...и т. д. и т. п.

:)))слизал у Бердяева дабы умным показаться!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Саша,   я   Вас   и  без  Бердяева  за  умного  держу))

За талантливого - а ум, знаете, Лилиана, это так, тещ пугать!  Вообще-то ум, в лучшем случае, бесполезен.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Liliana Loss Комментарий удален автором

 Смешно, но озеро было осушено, и на его месте построен Колизей, из за поэзии. Будущий император Флавий заснул, на декламации стихов, и будучи наказан за это, затаил злобу на императора. Здесь я говорю о древнем Колизее который входит в комплекс форумов, и расположен рядом с аркой Тита. Считается что Колизей, построен на деньги, полученные в связи с разграблением провинции Иудея

Андрей,  вынужден признать - отличный текст. И по стилю, и по смыслу. Вынужден потому, что на мой вкус, воспитанный рекламой, не все йогурты и не всегда одинаково хороши. Но этот - хорош.

Клубничный!!

Спасибо, Сергей.  Рад, что понравилось.

рано или поздно, духовная нищета и дремучий провинциализм Нобелевского комитета могут, наконец, принести пользу, послужив мне темой для отдельной колонки

Андрей, рада, что хоть на что-то они могут сгодиться!

1) "Знаете ли Вы, что самый знаменитый писатель в истории – безусловно, Сенкевич" - не знала. А почему?

2) "На создание “Живаго” Пастернака вдохновил успех бестселлера “Унесенные ветром”- Пастернак где-то упоминает об этом?

1)  Как? Разве Вы не знаете, что в честь Сенкевича был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708?

2) Пастернак мне об этом сообщил лично во время спиритического сеанса, организованного Лизой Титанян.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

что-то в таком духе я и предполагала ;)

Конечно!  Вы же - ученый, и Ваши предположения имеют силу гипотез!

"А я - простой советский заключ-е-е-е-нный, и мне товарищ - серый брянский волк".

я библиотекарь, но в естествознаньи тоже знаю толк ;)

"На создание “Живаго” Пастернака вдохновил..."

Эх, если б все дело было в языкознаньи!* Я бы сразу Вам ответил, Елена, честное слово!  Не разводил бы Вас самым постыдным образом! Но тут, понимаете ли... тут дело тонкое... тут флюиды...

__________________________________

* Сталин высказывался не по вопросам естественных наук, а по вопросам лингвистики, и авторы песни, на которую мы с Вами ссылаемся, это знали. Видите, как я точен в цитировании источников?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Elena Nikolaishvili

Извините, Андрей, не совсем по теме. Когда то вы писали о Страус Кане. Так вот, в эту субботу в Financial Times была большая статья, описывающая работу некоего журналиста, копавшегося в материалах дела и докопавшегося до множества интереснейших фактов, указывающих на то, что ДСК стал жертвой тщательно организованной провокации. Следы идут к Саркози.

Так что вы, по всей видимости, оказались правы.

http://www.budaev.ru/gallery/8

http://www.budaev.ru/gallery/8

Спасибо, Алексей.  Обязательно посмотрю.

не, мы только в противоестествознании толк знаем..

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Elena Nikolaishvili

Унесенные ветром - это ладно, а вот рецепт кулебяки от Б.Л. стоит попробовать.

Андрей, вы же обещали нам с Пастернаком не разглашать подробностей, ведь пятьдесят лет еще не прошло..

Как ветер в Перербурге, по Гоголю, дует одновременно с четырех сторон, время здесь тоже летит во все четыре стороны разом.

Андрей, я не видел обе версии "Камо Грядеши", поэтому прошу тебя уточнить: 

съемки проводились в Коллизее или в фильме речь идет о Коллизее (как он, кстати, назывался то при жизни?) Я спрашиваю вот почему: если авторам фильма нужны был подходящие декорации, чтобы изобразить тот форум, в котором Нерон занимался своими развлечениями, то выбора у них было не очень много и нет ничего странно в том, чтобы воспользоваться хорошо сохранившимся римским форумом. 

Написал ты, как всегда, интересно. Читать было интересно. Унесенные Ветром я не читал (и фильма не видел), но Света говорит, что книжка плохая. Доктор Живаго мне понравился (читал его я очень давно), Пастернака, как ты знаешь, я уважаю, как поэта, а Солженицина считаю очень (ну, очень!) хорошим писателем. "Матренин двор" заслуживает отдельной премии, хоть Нобелевской, хоть букеревской. Любой. Да и "Один День Ивана Денисовича" с большим бы удовольствием перечитал еще раз. 

Гергиева слышал один раз в Мете и ничего внятного сказать не могу. Верю, что он харизматичный и замечательный дирижер. 

Эту реплику поддерживают: Максим Терский, Elena Nikolaishvili

Степа, в течение всего времени своего существования вплоть до средневекового запустения арена называлась "Амфитеатром им. Флавиев", по имени семьи, которая построила аттракцион после смерти Нерона - семьи, к которой относились имераторы Веспасиан, начавший строительство, и Тит, его закончивший.

Естественно, ничего даже отдаленно "похожего на Колизей" до Колизея в Риме не было.  Мы говорим о катастрофической инженерно-архитектурной инновации - вроде первого небоскреба или, еще лучше, Эйфелевой башни.  Так вот, нельзя же снимать кино по "Собору Парижской Богоматери", например, так, чтобы в кадр попала Эйфелева башня!  Иными словами, Колизей - не просто сооружение, а знак эпохи. Действие романа Сенкевича происходит в  д р у г о й  эпохе.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Добрый день, Андрей!

Прочел новую вашу колонку.

Что это? А говорили утрачен изящный слог!

Народ: Слава! Слава! Слава!

Злые языки, злые языки, Борис!  Не верьте наветам!

Эту реплику поддерживают: Петр Отлан