Все записи
05:05  /  1.02.15

2075просмотров

поговорить о Левиафане...

+T -
Поделиться:

Не люблю быть в тренде. Круто либо быть до тренда, либо уже вне тренда вовсе, а сейчас говорить и писать что-то о "Левиафане" Звягинцева - это тренд. Но, дело в том, что до меня фильм дошел только недавно, не так просто, находясь в Индонезии, не отставать от культурного мейнстрима. С другой сторны, я так долго ждал момента, читая критику на фильм, когда я смогу, наконец, всем ответить. Я думал, что пусть даже фильм будет и вправду плох, я всё равно найду аргументы в его защиту. Вот именно по этой, последней причине, обязан написать что-то, просто для того, чтобы извиниться перед режиссером за свои предательский мысли. Мне всегда нравилась эстетика, которую Звягинцев создает в своих картинах, его работу можно узнать по первым кадрам. Поэтому, начитавшись критики, я ожидал от "Левиафана" повторяемости, шаблонности, некоторой квинтэссенции прошлых работ, именно на это списывал унылый или яростный скепсис знатоков.Я рад, что ошибался, терпение никогда не было моей сильной стороной. Фильм гениален. Когда я думаю, о чем написать сначала, какую линию из этого сложного, философского произведения я бы выделили как центральную, я просто теряюсь. Хочется просто посоветовать тем, кто не видит гениальности в этом фильме, пойти застрелиться, так как вы ничего, никогда не поймете в жизни, потому что плавать можете только по поверхности, а жизнь океана, она под водой, чем глубже, тем насыщеннее и интереснее. Но я, конечно, желать такого не буду, это очень не толерантное и грубое было бы пожелание. Желать и советовать никому ничего и не буду. Фильм и рассчитан на то, чтобы каждый увидел то, что может. Возможно, не сложись сейчас такая геополитическая обстановка в мире, Золотого Глобуса фильму и не дали бы, не началась бы шумиха на Заааде. В этом злые языки, скорее всего, правы. С другой стороны, лучшего фильма о России я не могу назвать. Кто может? Так просто и одновременно глубинно передать квинтэссенцию русской культуры, эту бесконечную загадочность русской души, безапелляционный хаос бюрократии, беспробудность пьянства, глубоко вплетенную во все это религию. Да, фильм передают суть русской ортодоксии очень простым языком, цитатой из книги Иова, которую отец Василий начал приводить герою: "Можешь ли ты удою вытащить Левиафана и веревкою схватить за язык его?". Принцип православного смирения, отказа от гордыни, он так сложен для западного индивидуалистского мышления. Никогда это не понять американцу у Достоевского, а у Звягинцева это понятно, доходчиво раскладывается на протяжении всего повествования. А через призму понимания природы православия, становится более понятна и вся история государства Российского, коммунизм, 90е. Не знаю, является ли фильм объективно лучшим иностранным, но то, что это лучший российский фильм, это факт. При этом фильм не то, что не лишен глубины, он настолько глубок, что мне даже не хочется советовать его людям, не имеющим ученой степени по философии, антропологии, психологии... Не зная концепции структуралистов, вам должна и музыка и ритмика фильма, уж само собой идея, должны быть непонятны. Следует еще пару слов сказать тем, кто говорит, ну и что, что он нового сказал? Это мы итак видим, к этому мы привыкли. Для вас кадр со свиньями специально! Лучше на этот вопрос не ответить, чем сам режиссер сделал. К чему привыкли? К коррупции, беспределу, халатности, воровству? Ну жрите тогда. Приятного аппетита. А привыкать нельзя. Надо каждый раз смотреть и ужасаться, а потом плакать. Потому что человек не должен и не может жить в не правовом государстве. Юристы, которые ведут или когда-то веди схожие дела, особенно в провинции, прекрасно представляют, что именно так все т устроено, даже еще хуже. Документы воруют, свидетелей запугивают, адвокатов убивают, похищают и пытают родственников. Это все сегодня, сейчас, не в 90е. Не надо говорить об этом? Не должны люди в своей стране и на Западе об этом знать? Кто может так считать? Либо ханжи и лицемеры, либо...свиньи. Фильм Звягинцева - это такой тест, человек ты или уже свинья. Кажется, что есть противоречие в моих словах. С одной стороны говорю, что фильм наконец-то понятен американцам, с другой говорю не суйтесь, если вы не ученый гуманитарий или практикующий юрист. А противоречия нет. Оба утверждения верны. Фильм очень многослоен. Сейчас многие сравнивают фильмы "Дурак" Ю. Быкова и "Левиафан" А. Звягинцева. Вроде как, оба фильма на острую социальную тему, про произвол. Это так и не так. Сравнивать "Дурака" с Левиафаном, это как сравнивать "Три Мушкетера" с Библией. Ничего не хочу плохого сказать про Быкова, очень люблю и уважаю его фильмы, о чем писал не раз. "Три мушкетера" - одна из моих любимых книг, читал ее в разных редакциях, на трех языках. В романе самым нужным и правильным образом описываются фундаментальные человеческие ценности: любовь, дружба, вера, патриотизм, есть там место и предательству и подлости, изменам - все как в жизни. Также и у Быкова, всегда говорится правильным художественным языком, о правильных вещах. Вот только Библия - это книга, по которой можно учится читать и книга, которую можно перечитывать будучи крупным теософом, каждый раз открывая что-то новое, так как количество смыслов и контекстов просто не имеет завершения в рамках нашего понимания, также как не может иметь для нас границ культура.  Вот Звягинцеву удалось создать такую работу, из которой каждый впитает в меру своего сегодняшнего уровня восприятия. А понравилось или не понравилось, это такой смешной дихотомией кажется после всего увиденного в фильме, что вот меня бы такой вопрос удивил. 

Комментировать Всего 8 комментариев

Юрий, практически во всем  с вами соглашусь. Я была на закрытом показе - очень его ждала... предвкушала. Звягинцев - из ряда вон талантливый, экстраординарный человек, обладающий невероятным творческим ресурсом. И в вашем блоге прохаживаться по фильму не буду: вы уже всё сказали, я же добавлю, что делать это ("прохаживаться") - уже даже не тренд, а почти моветон. Все и так ясно... как сказал во время дискуссии Д.Зимин Дмитрий Зимин , этот фильм - тест... водораздел, на месте которого ты понимаешь, стоит ли продолжать разговор со своим собеседником - хоть о чем-нибудь (и я не только о социальной актуальности этого фильма - я имею в виду ВООБЩЕ)... Как там у Венички Ерофеева? "Нам с тобой не о чем пить!".

Что же касасется "злобы дня"... Знаете, в силу личных обстоятельств мне пришлось очень близко соприкоснуться с отечественным произволом - и чиновничьим в том числе. Так вот, после просмотра пара друзей у меня допытывались - "Аня, ну что - это так?". Господа, это не так. На самом деле, реальность еще страшнее, так что Звягинцев своих зрителей еще пощадил.  

Эту реплику поддерживают: Юрий Брисов

Да, да, да!

Надеюсь, Ваща сложная жизненная ситуация разрешилась положительно. Я тоже, увы не понаслышке, знаю, как работает наша судебная систеМайи, по работе приходится часто сталкиваться с судами. Согласен, режиссер специально не стал использовать примитивных приемов вовлечения зрителя, которыми, больше вынужденно, но всё же грешил великий Балабанов. Избежать надрыва, там где его можно очень выгодно использовать - это верный показатель мастерства, во всех жанрах искусства, в кино и театре - особенно. Хотел об этом тоже написать, но побоялся перегружать текст. Как Вы правильно подметили, публичное обсуждение Левиафпна - это уже моветон. 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

...лучшего фильма о России я не могу назвать. Кто может?

Я могу попробовать. Из той же примерно обоймы: "Свободное плавание", "Счастье моё". Даже "Сибирь. Монамур", на мой взгляд, в некоторых аспектах покруче будет. 

Из другой, более маргинальной, обоймы, но близко: "Пыль", "Шапито-шоу". "Зеленый слоник". "Девственность". "Все умрут, а я останусь". "Жар нежных"

Хотя я понимаю, что это взгляд снобического киномана, для которого одна фраза, что фильма выдвигается на оскар, ваще напрочь убивает ценность картины. )))

Согласен, что перечисленные Вами картины, каждая в определеном узком аспекте может быть ярче. Но вот позиционировать Шапито-Шоу как фильм о России, один единственный Вы бы стали? Если каждую, из перечисленных Вами прекрасных картин, рассмотреть в отдельности, а не в обойме?

Мне работа Звягинцева показалась гениальной именно потому что она универсальна. И достаточно прилична для Оскара (читай попсова), и не лишина глубины философской подоплеки, красивых эстетических элементов, правильной и объемной религиозной составляющей, даже иронии и тонкого лингвистического юмора. По каждому из аспектов можно подобрать более сочную картину в российском андеграунде, но так, чтобы в целом, Объемно. 

Были в XIX веке критики, которые находили фрагменты у Фадея Булгарина, якобы, более яркие, чем конкретно взятые отрывки Евгения Онегина, на схожие темы. А искушенные лингвисты и литераторы обвиняли его в попсовости. При этом назвать поэтическое произведение XIX века, которое более ярко отражает жизнь, уклад, менталитет русского дворянина, ситуации в стране, чем "Евгений Онегин" - невозможно. Тоже самое Будут говорить со временем про фильм Звягинцева. 

Эту реплику поддерживают: Саша Копов

...чтобы каждый увидел то, что может.

Дважды прочла ваш текст, он-то замечательный.  Вы увидели в фильме много больше, чем его авторы.

И чем я.  

Видимо, мне надо пойти и застрелиться.

Мне хочется верить, что авторы таки заложили в фильм все те смыслы, которые считываются, я всегда считал Звягинцева недооцененным в философском плане. Возможно, теоретики искусства когда-нибудь подтвердят мои догадки. До тех пор стреляться точно ненужно))) особенно Вам, Елена. Я вот в Вашем последнем произведении тоже усмотрел свежий вздох для отечественной литературы (слава богу не я один, а то начал бы задумываться не ку-ку ли я), а Вы, полагаю, писали без мысли о попадании в анналы. Кто его знает, если автор не заложил какие-т глубинные смыслы специально, но они там есть, может быть этого достаточно. Может быть иногда бог движит рукой творца?

Юр, согласна, что заложил, согласна, что философия неординарна.   Но, не получилось ( нмв).   Смыслы есть, мессаджей полно, а правда не склалась.   Линии конфликтов скомканы,  причем стыдливо, нмв.  Из головы творца идет, а мастерства превратить в искусство недостаточно.  Не буду больше ругать, это тоже несправедливо.  Фильм же достойный, даже более, чем.   По сравнению со средней температурой по больнице.

Эту реплику поддерживают: Юрий Брисов

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына