На прошлой неделе наконец выбрался из Нью-Йорка и поехал сначала в CCS (Center for Curatorial Studies) в университете Бард, где было открытие двух выставок: сольной Филиппа Паррино и выставки «At Home/Not At Home», которую курировал Матью Хиггз из коллекции Мартина и Ребекки Айзенберг, а потом доехал до штата Массачусетс в музей Mass MoCA.

Выставка Филиппа Паррино была достаточно лаконична, основными проектами были два видео: «No Ghost Just a Shell» и «June 8th, 1968». Видео были синхронизированы на двух экранах, и когда одно заканчивалось, начиналось другое. Был рад наконец увидеть эти проекты вживую на большом экране.

«At Home/Not At Home» — наверное, лучшая на сегодняшний день частная коллекция современного искусства молодого поколения США. На выставке было много знаковых произведений, которые обозначили карьеру таких художников, как Стерлинг Руби, Мэтью Монахан, Рэйчел Харрисон и Уэйд Гайтон. Большое внимание уделялось скульптуре и соотношению произведений в экспозиции. В здании было достаточно много комнат, и каждая была решена безукоризненно. На мой взгляд, это была одна из лучших выставок этого года.

Выставка Сола Левитта «A wall drawing retrospective» была совершенно другой по настроению и концепции. Музей Mass MoCA выставил 105 панно площадью 8200 квадратных метров, которые занимают три этажа. Выставка продлится 25 лет.

Творчество Сола Левитта, наверное, более всего известно за его радикальное разделение творческой идеи и акта создания произведения. Он разрабатывал точные инструкции, а саму работу выполняли его ассистенты. Он сформулировал это в своем высказывании в 1967 году «Идея становится машиной, которая создает искусство». Поражает исключительная точность и выразительность рисунков при минимальном визуальном языке. Мне особенно близка его работа 1970 года «All architectural points connected by straight lines», где все архитектурные элементы выставочного пространства соединяются прямыми линиями. Выставка получилась подробная и внимательная, идеальное пространство минимализма.