Все записи
09:14  /  9.09.14

1364просмотра

Великая группа «Девять». Объяснение в любви

+T -
Поделиться:

Я не помню, кто и когда впервые назвал группу «Девять» великой – возможно, сами музыканты в одном из концертных анонсов. Но с тех пор, много лет назад, этот эпитет как-то закрепился в узком кругу – в устах друзей группа стала великой. Сегодня великая группа «Девять» празднует пятнадцатилетие. Хотя группы уже и нет.

Я слушаю «Девятку» лет десять, если не больше. То есть, получается, я не застал ранний период их творчества. Зато дальше – ходил на концерты, читал блог (еще до того, как появился очень изобретательный сайт, группа вела активный блог в livejournal) и всеми силами пропагандировал музыку этой самой группы. Пропагандировал, честно сказать, без особого успеха. Я уже давно заметил, что предложить что-то новое людям очень сложно, это удается только какой-нибудь условной «Афише», а остальным не удается, потому что люди в большинстве своем ленивы и нелюбопытны. Но группе «Девять» в этом смысле совсем не повезло – так бывает. На протяжении долгих лет сначала два лидера-вокалиста, Чой и Май, а потом, после того как Май ушла из группы, один Чой, бились лбом о кирпичную стену, пытаясь  хоть как-то продвинуть группу. О «Девятке» очень благожелательно отзывались уважаемые люди – музыканты и не только, - но все без толку. В этот момент может закрасться подозрение, что, наверное, дело в том, что с группой что-то не то.

Мне придется сделать маленькое лирическое отступление. Почти все время существования «Девятки» группу метало между музыкальными стилями так, как, пожалуй, не метало никого. Май, поклонница лучших образцов западной эстрады (ну, например, Паоло Конте), однако примечающая и, скажем, Тома Уэйтса, писала одни песни. Чой, любитель, скажем, Брайана Ино, писал другие. Музыканты (а за долгие годы существования группа сменила несколько составов) привносили что-то свое. И в результате получилось так, что нельзя, послушав один альбом «Девятки», сказать – мне эта группа не нравится, потому что каждый следующий альбом группы совершенно непохож на предыдущий. Сходство – только в ироничных и крайне изобретательных текстах. Поэтому, например, почти психоделическая, пробирающая до дрожи «Сонная» («Эта сонная песня для тебя и меня, / Для моей чистой воды, для твоего голубого огня. / Эта сонная песня для тебя и меня, / Для тела-пластилина, для рук, что не хотят видеть дня. / Только ночь… ночь… Только ночь») может соседствовать с веселой, на каждом концерте вызывающей среди зрителей море восторга, «Особенной» («Ты готовишь мне омлеты в неглиже. / Я помню каждый: каждый уникален, как яйцо Фаберже. / Мы триста лет знакомы, / Я мужчина дома твоего / Лет двести девяносто девять уже»). Ну, и так далее. Плюс – музыкальный перфекционизм, сложные аранжировки… В общем, группа «Девять» оказалась категорически неформатной – то есть неподходящей в буквальном смысле ни для какого формата. И осталась почти неизвестной.

Пятнадцать лет – это очень много (для группы), это так много, что хочется сказать – если не получилось, то и правильно. И вот тут, наконец, наступает момент, ради которого я все это, собственно, и пишу. Дело в том, что я совершенно искренне считаю группу «Девять» одним из главных отечественных коллективов последних лет. Музыкальным коллективом, который прошляпили и условные критики, и совершенно безусловные любители «музыки рок». Может быть, потом кто-нибудь раскопает какие-нибудь mp3, послушает и скажет – а вот, поди ж ты. А, может, и не раскопает. Что ни в коей мере не умаляет достоинств моей любимой и, не побоюсь этого слова, великой группы «Девять».

Теги: музыка, рок