Сотрудник редакции
Все записи
21:11  /  2.11.10

3389просмотров

Павел Леонов в галерее Любови Шакс и Елены Языковой «Роза Азора»

+T -
Поделиться:

На Никитском бульваре в галерее «Роза Азора» открылась выставка Павла Леонова — русского художника, замечательного представителя наивной живописи.

 

Божья мать приглашает ангелов на совещание

Работы Леонова так богаты деталями и населены смыслами, что у каждой хочется стоять часами и разглядывать — они буквально затягивают в свой сказочный мир. И вот казалось бы: простые картины, на которых стоят люди в нелепых, чуточку дурацких позах. Картина в рамке: сверху синее небо с летящими воронами, а по краям — узор из мимозы. Внутри полотна — действо: летят самолеты, вертолеты, ползут машины и скачут лошади, запряженные в повозки, юноши и девушки играют на гармони, деревья, дорога, укрытые в листве дома, церкви, похожие на космические корабли... А все вместе — магические истории, рассказанные честным и хорошим человеком, от которых становится тепло на душе. 

А еще у Леонова совершенно чудесные подписи к картинам. Посмотрите:

Зина на охоту на слонах

 

Леонов пришел на концерт

 

Интерьер. Варвара на гармошке исполняет «Златые горы»

 

А это автопортрет

 

 

Выставка работает до 30 ноября.

Роза Азора

Никитский бульвар,д. 14

+7 (495) 695-81-19

 

Комментировать Всего 18 комментариев

Какой замечательный и интересный  художник! Как жаль, что не знал его раньше.

А нельзя-ли, Ксения, узнать о нём немного больше: когда родился, где живёт?

Сейчас расскажу то, что вчера прочитала на стене в галерее. И потом еще поищу в интернете что-нибудь.  

Павел Леонов  родился 1920 году. Он сменил двенадцать самых разнообразных должностей, а с тринадцати его выгоняли. Он долго хотел быть художником, но также долго был озабочен, как я понимаю, тем, как не попасть под статью о тунеядстве. Довольно поздно он женился (лет в пятьдесят) и примерно с этого момента он и начинает писать картины. 

Я надеюсь, что Леонов еще живой, и мне бы очень хотелось с ним познакомиться и пообщаться — мне кажется, это должно быть какой-то выдающийся человек. 

Я нашла очень эмоциональную статью в Коммерсанте, написанную в 2005 году Ириной Кулик. Вот что она пишет о Леонове:

«Уже много лет он безвылазно живет в деревне Меховицы Ивановской области. За границей художник, чьи работы получали призы на нескольких европейских выставках наивного искусства, был только один раз — в 1945 году, в Венгрии, куда попал вместе с советскими войсками. Он и в Москве-то никогда не жил — так, приезжал в 1972 году в Подмосковье на семинар Заочного народного института искусств (ЗНУИ), в котором обучался по переписке. Его учителем был замечательный художник-нонконформист Михаил Рогинский, называвший Леонова Дон Кихотом советского времени и обладавший достаточной мудростью, чтобы никак не корректировать творчество гениального самоучки. 

Работы, оставшиеся в собрании ЗНУИ, долгое время были единственным свидетельством существования художника, затерявшегося по окончании обучения. Заново Павла Леонова открыли в 1990 году — его местонахождение обнаружила Ольга Дьяконицына, директор Московского музея наивного искусства. С ее подачи Павел Леонов обрел популярность среди коллекционеров и начал регулярно заниматься живописью, а его работы выставляться в Москве и за рубежом. Но сам мастер почти никакого участия в богатой художественной жизни своих произведений не принимает — наивному художнику как-то не подобает превращаться в светского мэтра. 

По словам госпожи Дьяконицыной, Павел Леонов до сих пор не слишком представляет, какие перемены произошли в стране за последние двадцать лет. Его картины по-прежнему живописуют некую вневременную утопию, которую с некоторой натяжкой можно назвать советской. Трудолюбивые комбайны возделывают поля, в парках культуры кружатся колеса обозрения, Есенин читает свои стихи на сельском празднике, а сам художник со своей женой Зиной, облачившись в белую косоворотку и шляпу, отправляется в театр с колоннами и фронтоном»...

А вот статья Натальи Радуловой из «Огонька». Радулова съездила к Павлу Петровичу в Меховицы и написала очень пронзительный текст, как мне кажется. 

 

Спасибо, Ксения! Вы знаете, мне показалось, что в 1967 или 68-ом я видел его работы на

однодневной выставке в кафе "Синяя птица". Там я помню картины-утопии, где целые сёла

были покрыты стеклянными куполами и люди летали в небесах на запряжённых птицах-

тройках. Хотя возможно, это был другой художник, но хочется верить, что тот же самый.

Все наивные художники - гении!

Эту реплику поддерживают: Любовь Шакс, Ксения Чудинова

А мне страшно захотелось поехать в эти самые Меховицы и привезти ему красок

Эту реплику поддерживают: Любовь Шакс

Как прекрасно, что он живёт и продолжает работать!

Значит, выставка открылась к 90-летнему юбилею художника. Как хорошо!

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Виталий, я уверена, что Вы видели  именно работу Леонова и называлась она замечательно: "Русские путешественники в Африке в ночное время спасают жителей от волков", написана она в 1969 году.

Спасибо, Гуля. Какое поразительно "развёрнутое" название!

Замечательный Виталий!

Так рада возможности выразить вам своё восхищение!

Посмотрите пожалуйста эту статью про Леонова в Огоньке - http://www.ogoniok.com/4922/29/

Может быть вам это будет интересно.

Всего вам самого доброго!

Леночка! Очень тебя ждем в Москве! Приезжай скорее.
КУРАТОРУ

ЛЕНКА!!! НАМ ВЧЕРА ТЕБЯ ТАК НЕХВАТАЛО!!! И СЕГОДНЯ! И ЗАВТРА!!!! ЛЮБЛЮ !!!!!

Это правда, я вчера глазами искала-искала...

Зато нашла здесь))

Вспоминая тот вечер в "Синей птице", я не сразу вспомнил имя художника, но сразу

вспомнил работы и яркую, восторженную речь Юры Соболева, который был тогда

худ-редом журнала "Знание-Сила". Возможно, именно он открыл Леонова московскому

художественному миру.

Во всяком случае, как член совета кафе, он играл роль своего рода куратора.

В те годы, и  для художников, и для зрителей, это было единственное выставочное место,

не зависящее от цензуры правления Союза Художников.

Иногда, мы забываем, сколь сильно многое изменилось с тех пор...

Хочется самим рисовать, но так не получится... сознание замутненное, а у него - нет.

Слава Богу, что все художники разные. Есть гении и с замутнённым сознанием.

Типа Бэкона, ага... но тут фокус именно в том, что в наивном искусстве - это чистое и очень четкое представление о том, что человек хочет нарисовать. А у меня, скажем, в мозгу сразу всплывет столько ассоциаций (контоминаций, цитат и глупостей), что я утону под этим грузом. А ведь хотела просто мишек в лесу нарисовать...

Вспомнил свою старую шутку, что Кандинский всю жизнь мечтал нарисовать гуся,

но так и не решился. Кстати, мишки в лесу не тонут.

А почему обязательно - тонуть, а не плыть или взлететь? -  и не "под" этим грузом, а "над" ?

И может быть, это генально - нарисовать всех мишек в разных стилях, вместе со всеми

Вашими ассоциациями? Это могут быть части как одной картины, так и многих "полиптихов".

Иногда, мне кажется, что отличия между синтезом и эклектикой, чисто семантические.

Визуальный язык (как и поэзия) способен свободно игнорировать противоречия.

Удивительно, на какие интересные темы нас вдохновило искусство Павла Леонова!