Сотрудник редакции
Все записи
02:14  /  6.10.12

1343просмотра

У-КСУС + СОДА = ГАСNRОФКА

+T -
Поделиться:

В день учителя дети из старших классов обычно проводят уроки для малышей. Моя старшая дочь Анастасия учится в 7 классе, и ей вместе с подружкой Викой надо было провести урок обществознания для третьеклашек. Тема — химические реакции.

Настя и Вика честно приготовились рассказывать про крахмал и йод. Что, дескать, если йодом капнуть на крахмал, то крахмал посинеет. Для чего купили колбасы (в вареной есть крахмал), картошки (тут все и так понятно) и сгущеное молоко (в котором крахмала нет). Подготовка к уроку шла почти всю неделю. Девушки специально оставались после уроков в школе и обсуждали, что они покажут детям и как это будет здорово. В последний день, накануне урока Настя решила поделиться со мной своими волнениями (что надеть, как заплести волосы, как говорить) и описать, что они будут делать. 

Как выяснилось, под чутким руководством учителя, им надо было проверить домашнее задание, поставить опыт, дать домашнее задание, выдохнуть и идти на свои уроки. Звучало это, по нашему общему мнению с Настей, не слишком аппетитно.

— Почему? — спросила я.

— Потому что им надо учиться, а учиться скучно.

— А что весело? 

— Играть весело и беситься. 

— Ну так и давай с ними играть и беситься, а заодно расскажем, что такое химические реакции. 

— На уроках беситься нельзя, — строго сказала Настя. 

Я вспомнила, что много лет назад, когда я работала в школе, в один из ранне-весенних дней у меня был последний урок литературы то ли у седьмого, то ли восьмого класса. И дети, закончив учиться, отправились домой. На переходе одного мальчика сбила машина. Не насмерть, слава богу, — потом он поправился. Но какое-то время он пролежал в коме. И я все время думала о том, что же осталось в его сознании и в его воспоминаниях о последних минутах перед аварией. Вдруг это были последние 40 минут в его жизни, а он сидел, скучал и думал, как бы быстрее отсюда уйти? И это было таким ярким и сильным переживанием, что навсегда изменило мое представление о том, какими должны быть мои уроки. Я старалась делать так, чтобы детям было весело. Я много думала о личных переживаниях каждого, и старалась не задавать одну тему сочинения для всех детей. Я старалась группировать их по интересам и разбавлять их интересы. Я училась не стесняться быть слабой или признаваться, что чего-то не знаю. Я боялась только одного — что я устарею и стану скучной. Что мир за стенами класса будет стократ быстрее и интереснее, чем уроки словесности. Поэтому в качестве домашнего задания дети писали мне смс, отправляли электронные письма, писали от руки стихи, печатали рассказы, а уроки мы иногда проводили на улице, расчерчивая палкой влажный песок. Сейчас я думаю, что была не очень хорошим учителем со множеством страхов и комплексов, но мне было по-настоящему дико интересно с моими учениками. 

Я рассказала Насте эту историю и спросила, чего бы она хотела, что бы осталось в памяти у третьеклашек от времени, проведенного с ней? 

— Мне бы хотелось, чтобы им было интересно, но я не знаю, как это сделать. 

— А какие ты знаешь химические реакции? 

— Гниение и горение знаю. 

— Так давай о них и расскажем. А еще покажем им опыт с содой и уксусом; это же весело. Только пусть каждый ученик сам сделает газировку — пусть это будет его личным чудом? 

Так и порешили. Про гниение Настя решила рассказать, приведя в пример пульсирующий и горячий палец, вовремя не помазанный зеленкой. Про горение — спросив, у кого есть дома газовая плита.  

— Ну мы все сделали, — взахлеб рассказывает Настя вечером сегодня, — домашку проверили, колбасу намазали, а в конце урока мы им про палец рассказали и про огонь. А потом я их спрашиваю, кто любит облизывать кастрюлю из-под теста? И прямо все руки тянут, представляешь? Все кричат: я, я, я!!! А я им говорю: а я сейчас объясню, как пироги получаются пышными. И мы разнесли воду, все насыпали соды и налили уксус. 

Уксус был шестипроцентный — яблочный, и девятипроцентный — столовый. От яблочного щелочная вода не сильно газируется, а столовый уксус дает бурное «кипение». Заодно третьеклашки узнали, отчего зависит интенсивность реакции.

— И как?

— Они все кричали от восторга, понимаешь? Все кричали! А я им потом рассказала про ролик с ментосом и кока-колой, — закончила Настя, подпрыгивая на стуле. 

— А уксуса всем хватило? — спросила я беспокойно.

— Всем, и еще осталось!

Младшая дочь Агния, которая все время слушала наш разговор, спросила:

— Это что — уксус? И где газировка?

— Сейчас покажем! — Закричала Настя и притащила пакет с «реагентами». — Бери, Агнеша, листочек. 

Дальше мы на листочке записывали опыт, добавляли в получившуюся газировку сахар, молоко, варенье, соль и «что там у нас еще есть в холодильнике», в конечном итоге превратив кухню в полигон боевых действий. 

Сейчас дети спят, а я смотрю на листочек, на котором Агнеша фиксировала опыт, чтобы потом показать своему другу Антоше, думаю о Насте, вспоминаю своих учеников и до краев преисполнена благодарности. Спасибо нашим ученикам, детям и друзьям, что помогают нам расти. Спасибо нашим учителям, детям, друзьям и просто прохожим, что помогают нам узнавать мир. С днем учителя нас всех!

 

Комментировать Всего 4 комментария

Ксюша, спасибо Вам большое!

Вчера, 5 октября,  был Международный День Учителя с фиксированной датой,  присоединяюсь к Вашим поздравлениям, и от всей души желаю всем учителям по обе стороны океана уберечь себя от профессионального выгорания!

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Ольга Дука

И я все время думала о том, что же осталось в его сознании и в его воспоминаниях о последних минутах...

Читая это, вспомнил Алексея...

Моя старшая дочь Анастасия учится в 7 классе,

Эта цифра сильно не соответствует моему впечатлению (зрительному) о Ваших летах.