Все записи
14:25  /  16.09.15

6135просмотров

Как люди делили землю

+T -
Поделиться:

Вчера в Манеже Department of Research Arts, галерея «Триумф» и Объединение «Манеж» открыли выставку «Своя земля / чужая территория». Хотя, по большому счету, это не выставка, а большой урок истории часа на два, который собрала куратор Юлия Аксенова, — мощное художественное исследование взаимоотношений человека и государства. Аксенова нашла 33 молодых и именитых русских и зарубежных художников, которые в разные отрезки времени изучали отчужденные территории, наблюдали за беженцами и «коренными жителями», фиксировали картины быта, пытались формировать художественные пространства внутри спорных квадратных километров, предлагали осмыслить жителям границы собственного государства и сами формулировали образ страны, стран, городов, деревень и целых народов.

 

 

Это выставка про административно-территориальное деление, которое проходит сквозь сердце человека. И повсюду боль, отчаянная жажда свободы и поиск лучшей жизни. У каждого экспоната — подробная экспликация о работе и художнике и карта с заштрихованной территорией: тут есть и ДНР, и Украина, и Крым, и Косово, и Индия, и Вьетнам, Тибет, Израиль, Греция, Турция, Узбекистан, Западная Сахара, Судан, Абхазия.

«Своя земля» экспонируется в рамках Шестой Биеннале. Как обычно, на открытии — уйма народу. Все бегло делятся впечатлениями, обсуждают грядущие проекты и открытия. И среди прочих восторженных возгласов о «Своей земле» — а это, действительно, одна из мощнейших и умнейших кураторских выставок, настоящий медиаресурс, который демонстрирует огромный объем проделанной научной работы, — я услышала мнение, что проект этот очень провокационный, если не сказать антигосударственный.

На самом деле, эта выставка — оммаж самой идее государства. Она про поиск своей земли, родины, про то, как человек мучим государством и изничтожен им, и про то, как государство ему мучительно нужно и без него — плохо, страшно и смертельно опасно. Про то, как люди ищут порядок, чувство дома, собственное детство, пытаются осмыслить административные и сущностные границы родной земли. 

Например, одна из работ — «100 карт Индии» — дико простая и в этой простоте невероятно изящная: художник попросил 100 разных жителей Индии по памяти нарисовать карту страны, а затем просто собрал слайд-шоу из этих рисунков. Оказалось, что все более или менее схожи в том, что Индия выглядит как голова коровы, а дальше запросто присоединяют к ней Шри-Ланку, Пакистан, Бангладеш и даже куски Китая. Это в сознании индусов — их земля. Полагаю, что если повторить подобный проект в России, результаты окажутся не менее ошеломительными.

Еще одна работа — видео израильской художницы Ниры Пирег, которое снято в 2012 году в Пещере патриархов в Хевроне. Пещера эта одновременно и мечеть, и синагога: 80% ее принадлежит мусульманам, 20% — иудеям. И есть несколько дней в году, когда это помещение полностью очищается от мусульманских артефактов, затем тщательно проверяется израильскими военными, наполняется иудейскими артефактами и ровно на 24 часа превращается в синагогу. Затем евреи уходят, и пещера снова делится в соотношении 80 на 20. Перег наблюдает за процессом передачи пещеры евреям. То, как они входят: кто-кто с чувством тревоги, кто-то недоверчиво, кто-то с радостью, — как себя ведут: сначала осторожно, затем более расслабленно, по-свойски, — их лица — удивительное зрелище.

Мне лично еще очень дорог экспонат с борщевиками, который сделал Алексей Булдаков. Я вообще борщевикам давно пою песню, считая их негласным символом России. Куда бы ты ни поехал, эти грозные зонтики торчат отовсюду. Их происхождение — ужасно интересная история. Привез борщевики в среднюю полосу России Антон Павлович Чехов с Сахалина. В 50-е годы — сразу после войны, борщевик пытались культивировать и выращивать чуть ли не по личному приказу Сталина, поскольку это одно из немногих растений, которое быстро дает гигантское количество зеленой массы, что важно для кормления скота. Правда, скоро выяснилось, что у борщевика есть серьезный побочный эффект — он выжигает мелатонин у человека, коровье молоко от него горькое, а сами коровы болеют. В 90-е годы засилье борщевика достигло совершенно эпических масштабов, выходили даже статьи про «Первую Ботаническую войну», памятки «Как уберечься от борщевика» и «Первая помощь детям, которые обожглись Ядовитым гераклом» (его еще так называют). Словом, я лично давно ждала увековечивания этого растения. И вот свершилось.

 

Экспликация к работе Булдакова остроумна и дихотомична: «Борщевик захватывает огромные поля на севере Подмосковья и постепенно пробирается внутрь МКАДа. Там, где растет борщевик, не может пройти ни одно крупное млекопитающее. На настоящий момент он произвел аннексию одного миллиона гектар земли в европейской части России. В поведении сорняка, в его стремлении захватить как можно большую территорию, угадываются зачатки государственности, желании обрести свою «землю обетованную» даже ценой беспрецедентного насилия». Ну чем не гимн России, призыв спасти Отчечество от чудовищной интервенции и мольба о помощи, обращенная к самому государству?   

Новости наших партнеров