Николай Злобин поднял ненароком эту тему, а я вот реагирую. Скандальный заголовок.

По общепринятой в настоящее время версии, префект Иудеи Понтий Пилат, помимо воли был вынужден придать казни преступника, осужденного Синедрионом - высшим религиозным судом иудеев. Оставим в стороне сомнения в существовании Пилата (находки археологов в Кесарии, в 61-м году) и Христа.

Что мы имеем в обсуждаемое время?

Цена человеческой жизни - полушка (ну или сестерций). Однополярный мир. Страна разделена на провинции. По свидетельствам Филона Александрийского, в Иудее творится полный беспредел. Префект Иудеи Понтий Пилат правит жестоко, казнит без суда, провоцирует народ, намеренно оскорбляя религиозные верования и обычаи. А народные выступления беспощадно подавляются.

Ответственность Понтия Пилата

И вот (внимание!) к такому человеку приводят очередного смутьяна, иудея, проповедника, каких было предостаточно в те времена. Вдруг Пилат становится в 6-ю позицию, начинает церемониться с бродягой (пытается сохранить ему жизнь), но злобные первосвященники вынуждают(??!!) его...

Ответственность Синедриона

Как мы помним, по общепринятой версии, Христос был осужден на смерть за то, что пытался внести изменения в существующие религиозные законы. Так ли это?

Здесь кроется главная неувязка. В иудаизме нет никакой армии или полицейских сил, которые бы принуждали людей подчиняться велениям Торы. Нет официальной церкви, которая клеймила бы отступников и еретиков. Есть лишь сообщество верующих, организационно никак друг с другом не связанных. Следовательно, внесению тех или иных поправок к Торе может помешать лишь одно препятствие - неприятие массой верующих. Более того, это действует очень медленно. Многократно случалось, что советы мудрецов принимали такие постановления, которые впоследствии оказывались несостоятельными и не выдерживали испытания временем.

В иудаизме не раз возникали течения, которые бросали вызов традициям и объявляли, что собираются прокладывать новые пути в религии. Эти реформаторские течения предлагали евреям целые кодексы поправок: иногда эти поправки уничтожали прежние законы, а иногда смягчали их. Таковы были, например, движение саддукеев или караимов. Реформаторы шли своим путем, жили в согласии со своими поправками и честили своих противников на чем свет стоит. Но на этом обычно дело кончалось.

Новые сообщества, придерживавшиеся иудаизма в сильно модифицированной форме, привлекали к себе некоторых евреев, и какое-то время казалось, что дела таких сообществ идут в гору. Но тут срабатывало молчаливое сопротивление. В тех случаях, когда поправки, вносимые лидерами новых сообществ, резко противоречили Торе, это неизменно приводило к тому, что евреи подобных сообществ в той или иной степени переставали быть евреями, сливались с окружающей средой, от ревизованной Торы почти ничего не оставалось — и вместе с ней от нового сообщества. Так что молчаливое сопротивление всегда оказывалось наиболее надежным стражем еврейства. Ясно, что невозможно, например, ввести закон, отменяющий шабат или разрешающий евреям есть все, что съедобно или практиковать гомосексуализм. Это было бы профанацией иудаизма.

Око за око

Тора изобилует описаниями всевозможных смертных казней. А если мы взглянем на общее право, то обнаружим, что, по сути дела, высшая форма наказания практически отменена всеми теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы вынести человеку смертный приговор. "Синедрион, который в течение семидесяти лет своего существования приговорил бы к смерти одного человека, был бы назван Кровавым Синедрионом" - говорится в Талмуде.

Уйма свидетелей, которых необходимо представить, чтобы приговорить человека к смертной казни, особо строгие правила доказательства осведомленности преступника в тонкостях закона и преднамеренности преступления, ограничения в предъявлении улик, специальная усложненная процедура судебного голосования - все это вместе делает смертную казнь чисто теоретическим наказанием, почти никогда не применявшимся.

В Синайской пустыне, в условиях военного положения, в общине, которая состояла из толпы только что освобожденных рабов, драконовские законы, грозившие смертной казнью за малую вину, были насущно необходимы людям для того, чтобы выжить. У каждого народа есть такие кодексы законов на случаи чрезвычайного положения, войны или катастрофы. Но наряду с этим суровым кодексом еврейское общее право из века в век передавало народу гарантии того, что страна не будет разукрашена сожженными, повешенными или расчлененными трупами преступников, — как это было в Греции и в Риме или даже в самых цивилизованных странах Европы всего полтора века тому назад. Распятые на крестах люди на дорогах Иудеи в период правления Понтия Пилата были жертвами римского военного правосудия в завоеванной и оккупированной провинции. Еврейский закон не допускает распятия на кресте.

Из всего вышесказанного можно легко заключить - Синедриону совершенно незачем было заниматься бродячим проповедником Иешуа и уж тем более осуждать его на смерть и вести Пилату на приговор.

Вывод

Суд религиозный - не приговаривал к смерти. Суд, в классическом понимании, применялся только к римским гражданам. Гиббон пишет, что значительное время, по отношению к римским гражданам не применялись пытки(!). Более того, к римским гражданам не применялась казнь через распятие, которая считалась позорной. Церемонились ли римляне с жителями окупированных провинций? Сомневаюсь. Тем более, что чем провинция удаленнее, тем больше возможностей для злоупотребления и коррупции.

На мой взгляд, случай перед нами довольно простой. Иудея беспокоится и бурлит. Под гнетом римских властей, обостряются религиозные чувства, люди падки на чудеса, их умы бурлят в ожидании скорого прихода Мессии. К Пилату приводят проповедника, бродягу, одного из многих в то время. Суд был очень коротким: бродяга? Подговаривал народ к смуте? - Распять.

Ну а дальше, еврейскому пиарщику Павлу (он же - Савл, он же - Шауль) удалось раскрутить эту, уже почти что захиревшую секту, и вывести ее на международный уровень - к грекам, а оттуда к римлянам.

 

При написании заметки, использовалась литература по еврейскому общему праву.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тора (Пятикнижие, Письменная Тора) - то, что сегодня христианами называется Ветхим заветом.

Общий закон (Устная Тора, Талмуд) - состоит из Мишны (свод законов) и Гемары (обсуждения и толкования законов). Талмудические законы выводятся из библейских в соответствии с традицией и религиозной практикой, существовавшей в момент их составления. Правила соблюдения библейских законов основываются на их истолковании Талмудом, на котором, в свою очередь, строятся все последующие еврейские кодексы законов.

Еврейское право прецендентное.  Излагая диспуты по поводу общего права - диспуты, в которых каждый из мудрецов отстаивал свою точку зрения - Талмуд определял, что суждения победивших в диспуте становились законом.Каждый спорщик стремился как можно логичнее доказать, что его точка зрения закономерно проистекает из взглядов самых авторитетных законоучителей. Если ему удавалось положить на лопатки своих оппонентов, его суждение становилось частью закона.