Продолжаю про нано-компании.

 

Так вот моя искренняя вера сейчас в то, что надо усиляться в тех областях, где имеешь потенциал. Наращивать экспертизу, связи, влияние. Такие игроки получают развитие не только в рамках своего рынка, но и смежных - зачастую их подключают для решения таких задач, которые раньше даже никто не видел. И прибыль по ним в разы выше, чем за сопоставимую по своему рынку.

 

Тиньков где-то писал про оутсорсинг, там было много правильного. Но я даже больше верю в хорошие партнерства. Они работали всегда, а сейчас входят в новое время. Звучит банально, но электронный обмен информацией дал миру совершенно уникальные возможности по созданию новых продуктов и услуг. Тем более в России, где столько незаполненных ниш. Надо просто учиться мыслить от желания конечного потребителя. Пытаться найти те услуги и продукты, которых ему не хватает сегодня

 

Чтобы отбросить лишние теории, приведу пример: примерно год назад я несколько недель подряд ездил на такси. Процедура вызова машины довольно обременительная - надо дозвониться до службы, скороговоркой повтороить данные, адрес подачи и так далее. Примерно на третий день, я заметил, что 50% поездок у меня между тремя адресами. Дом, первый офис, второй офис. И я стал размышлять, как бы мне этот процесс управления транспортом облегчить и ускорить. В итоге родилась идея приложения для iPhone, которая звучит примерно так:

 

Для простого вызова такси достаточно нажать кнопку Вызов, после чего контактная информация и примерные координаты отправляются оператору. Оператор передает заказ по рации водителю такси, делает подтверждение при помощи обратной SMS (Ожидайте такси через 15 минут). Чтобы начать движение в сторону клиента, таксисту достаточно знать координаты с той погрешностью, что выдает iPhone. За несколько минут до прибытия, он перезванивает клиенту, уточняет 1) Что такси уже совсем близко, можно выходить, 2) Какой конкретно адрес подачи. Это простая схема вызова машины на ближайшее время. Но, как я писал выше, 50% моих мест повторялись, а значит я бы мог без проблем их забить в телефон и вызывать такси на ближайшее время и уже указанный адрес одним нажатием кнопки. Согласитесь, тратить на процедуру 15 секунд вместо 2 минут (иногда и больше) - это удобно. Я уж молчу про такие ситуации, как совещание, когда нет возможновсти позвонить. Тут все проходит "безшумно".

 

Второй момент, который меня немного напрягал - у таксистов часто не бывает сдачи. Проехал на 500 рублей, а нет сдачи с 1000. И вроде надо поменять бы деньги, но куда бежать, если опаздываешь на встречу. 500 рублей конечно не потеря, но осадок остается. Да и вообще наличные деньги как-то не особо люблю носить. Поэтому для постоянных клиентов можно сделать функцию, когда поездка списывается с пластиковой карты, привязанной аккаунту пользователя. Я понимаю, это усложнение, надо идти на сайт, регистрироваться. Но сколько раз была ситуация, когда я отправлял гостей из своего дома на такси и давал водителю деньги вперед. Это всегда выглядело нелепо, уж лучше один раз прописать карту, и пусть с нее списывают за каждую поездку.

 

Решили вроде бы уже две задачи - быстрый вызов и безналичный расчет. Что не хватает? Снижения стоимости поездки. Как оказалось, я сам лично не проверял, мне рассказали другие пользователи такси, в разное время дешевле ездить на разных такси, потому что одни считают время движения, другие километры, третьи дороже днем, но дешевле вечером. Приложение позволяет быстро выбирать, какой из компаний отослать заявку в зависимости от ваших предпочтений. Можно даже сделать presets (не знаю, как по-русски), чтобы утром на работу ехать одной компанией, а вечером домой - другой. Это же не сложно!

Итого мы только при первом рассмотрении имеем: скорость, безналичный расчет, экономию. На пустом месте. Потребителю явно понравится.

 

А теперь давайте посчитаем, что имеет с этого бизнес. Насколько мне стало известно из разговоров с таксистами, за каждый вызов компании готовы платить 50 рублей примерно. Сколько стоит разработка приложения подобного? Максимум $10K. Еще примерно столько же стоит веб-сайт с бэк-офисом, который транслирует клиентов к операторам такси. Ну, и еще давайте возьмем $10К на что-нибудь еще. Итого общие затраты $30 тысяч. Чтобы просто окупить их, надо сделать 20 000 клиентов, что согласитесь для Москвы вполне себе реальная цифра в первый год работы. Бизнес, согласитесь, на копейку при первом рассмотрении. Но есть потенциал, есть совершенно понятная модель заработка, есть прибыль. Дальше надо только развивать. Насколько я знаю, только Новое Желтое Такси в день делает примерно 15 тысяч рейсов, а значит годовой московский рынок примерно 15 миллионов поездок. Сколько можно перетянуть на систему заказа с мобильного телефона? Ну даже если 3-4% - это уже больше $1 миллиона в год. Красиво? 

 

Но вернемся к профессионализму. Чтобы запустить подобный проект, надо взять профессионалов своих областей, которых можно объединить потенциалом будущего рынка. Ведь можно еще смасштабировать приложение на 10 городов-миллионников (приложение особенно пригодится для командировочных), можно добавить рекламу с отличным таргентингом (кто откажется рекламироваться москвичу, катающемуся на такси), можно устроить торговлю (биржу) среди таксистов (операторов, я имею ввиду), кто больше сделает отчислений. Самое главное во всем этом деле, что подобный проект поднимут только профессионалы, иначе приложение будет зависать, такси подаваться с опоздание, sms с подтверждение не доходить и так далее. Подобный проект смогут вытянуть только лучшие в своих областях, объединившись над новым продуктом: разработчик приложения, создатель системы учета заказов и биллинга, процессинговый центр, sms-гейт, таксопарк (это так еще называется?). И только партнерство сможет стимулировать компании совершенствовать услугу.

 

Иногда я мечтаю о таком приложении, сидя за границей на вылете в Москву. Нажал кнопку, и тебя встречают через несколько часов. Я ведь такой не один?