Прошло почти 15 лет с того момента, когда меня родители спросили - Куда будем поступать?

И только сейчас я начинаю примерно понимать, "на кого" мне стоило идти. Только сейчас я вижу, в чем провляются мои скромные таланты, к чему у меня страсть.

Если бы можно было сейчас сделать выбор, я однозначно выбрал бы журфак МГУ. У меня легкий трепет от самого университета, безграничная вера в системность его образования и эстетическое наслаждение от архитектуры зданий. Вот такой набор, но он полностью оправдывает мой выбор. Другие критерии мне не нужны. Для меня важно, чтобы среда обучения была для меня подходящей. Тут не нужны сложные программы или космические обязательсва. Мне просто должно быть комфортно, остальное я сделаю сам.

Вообще, мне повезло, юные годы я учился в основном за границей, где комфорту учебы уделялось больше внимания, чем самому образованию. А скорее, комфорт и был частью программы. И этого не было в СССР и России. Тут я воспринимал школу как тюрьму, с набором сложных негласных правил: куда сесть, как отвертеться, как прогулять, как списать и так далее. Я не думал об учебе, я вообще был мало способным по 70% предметов, поэтому постоянно находился в стрессовом состоянии - лишь бы только соскочить. За границей же я шел в школу с большим удовольствием: там мои друзья, там преподаватели, которые никогда не давили, там не было "второго года" или "родителей к завучу", зачастую там не было даже и домашнего задания - все обучение старались дать во время уроков, старались заинтересовать нас, чтобы свободное после школы время, мы тратили на факультативные занятия. Нас стимулировали заниматься спортом, отдыхать, делать коллективные проекты, писать свои работы и много другое. Я помню это чувство - мы выходили из школы, закидывали рюкзаки подальше, и играли до вечера в баскетбол. Никто даже не думал о том, какие завтра уроки и что надо подготовить - это все потом! Все видели эти шкафчики в американских тинейджерских фильмах? И у меня был такой. Я приходил утром в школы, собирал нужные учебники, тератрадки и шел на уроки. Вот так все просто. Свободная голова, никакого стресса. Был еще один момент, который меня поразил в самом начале: я пришел сдавать вступительный тест, за неделю до этого усиленно изучал предметы (школа, между прочим, даже не англоязычная была), очень нервничал, что провалюсь. В результате я получил какую-то просто фантастическую оценку, а когда речь зашла о том, в какой класс меня определять, директор школы просто спросил - Сколько тебе лет? Мне было 12, и он направил меня в класс одногодок. Оговорившись при этом, что по многим предметам я опережаю программу на 2-3 года. Почему же мне не перепрыгнуть тогда 2-3 года и учиться с теми, с кем я равен по уму? - спросил я. Тебе там будет неуютно, у тех ребят уже совсем другие интересы - был его ответ. Я до сих пор понимаю, что это один из величайших образовательных ходов, помещать детей в ту среду, где им комфортно. В русской же школе всегда старались брать какие-то космические программы, смещая человека в зону дискомфорта. Конечно, в теории дискофорт приводит к мобилизации и человек начинает прогрессировать. Но, к сожалению, 80% людей вместо прогресса, начинают скорее скатываться вниз. Им лень, они не готовы стараться, да и просто может не достаточно умные. В итоге они страдают от того, что не тянут программу, чувствуют себя неполноценными.

Сейчас я часто вспоминаю те два разных подхода. Во многом методы западной школы можно перенести в бизнес, в систему управления людьми. Если бы я не учился в свободном формате, то никогда бы, наверное, не поверил, что система доверительных отношений может работать в компании, когда сотрудники могут сами решать, какими способами решать поставленные задачи, когда к их предложениям относишься с уважением, когда стимулируешь побочные занятия, развивающие человека в других областях.