Все записи
13:54  /  20.09.16

7433просмотра

Плачущие на берегу

+T -
Поделиться:

Приезжаем в очередной какой-нибудь маленький русский город - а ездим мы много - идем сразу гулять. Смотреть старинные церкви и колокольни. Больше-то, как правило, в маленьких русских городах смотреть нечего .

Вообще, конечно, повод для отдельного разговора: ни-че-го не остаётся в маленьких русских городах от Советских 70-ти лет . Только трухлявые хрущевки и памятник Ленину.Эпоха была, целая жизнь для пары поколений но уже через 100 лет ничего не будет о ней напоминать. Люди через 100 лет будут, как мы сейчас, приезжать в маленькие русские города и рассматривать древние церкви с колокольнями. Но речь не об этом.

Приезжаем. Идём смотреть церкви. 

Какие-то в хорошем состоянии. Какие-то в очень хорошем. Какие-то в плохом. Какие-то ремонтируют, восстанавливают.

Почти в каждой есть «уголок истории».

Это рассказ, часто с фото, в каком году закрыли храм. Как арестовали местного батюшку, как его расстреляли, как сослали его семью в Воркуту, как детей его отдали в детдом, как в храме был клуб, гуталиновая фабрика, как в алтаре был туалет, как закрашивали фрески IX века зелёной краской, как местных бабок – прихожанок собирали на политинформацию и велели хором повторять «бога нет – бога нет- да здравствует коммунистическая партия». Ну а потом как прихожане решили храм восстановить. Мужественно. В 90-хх, когда разрешили.

В каком-то малюсеньком храме, помню, прочитала документальные свидетельства очевидцев: собрали все иконы собора, сложили на льду реки – зимой дело было – обложили соломой и подожгли. И что не сгорело то утонуло, что не утонуло, то сгорело. Горожане стояли на берегу и плакали.

Чувство досады не отпускало меня долго. Зараза!  Они «стояли и плакали»! На берегу. Целый город «плачущих на берегу». Очень даже ярко представлял себе как люди, которые с детства в эту церковь по воскресеньям ходили, деловито собирали иконы и тащили жечь. А тех, кто «оплакивал» было в 100 раз больше. И они в ответ - ни слова.

И так в каждом маленьком русском городе. В каждом, сука, городе моей родины толпы «печальных горожан» ходили посмотреть как их церкви делают гуталиновыми фабриками, или ходили в новопокрашенный клуб потанцевать. Не возражали. Но «сохранили память о священнике своего храма» «крестик и старинную икону спрятал на чердаке и хранил в тайне от всех 73 года…» «в память о священнике - новомученнике написана икона». «Не ну а чо...»

Прошло 100 лет. Ни хрена не изменилось.

Это был текст про выборы.

Про ГосДуму,

про депутатов,

про гуталиновую фабрику.