Вот и заканчивается Рождественский пост, заканчивается время говения, наступает Рождественский Сочельник. Близок день, венчающий наш духовный подвиг, и в наши дома вместе с Новым Годом, ёлкой и Дедом Морозом придет и долгожданный праздник Рождества Христова.

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у Св.Евангелиста Луки:

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)

Из-за указа императора Августа (Октавиана) о переписи населения Римской империи святое семейство пошло в Вифлеем. По свидетельству евангелиста Луки, в это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения младенца Иисуса первыми пастухи пришли поклониться младенцу, извещённые об этом событии ангелом. На небе была явлена звезда чудесная, которая и привела к младенцу Иисусу трёх мудрецов - волхвов. Волхвы преподнесли новорожденному Христу дары – золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме.

Узнав о рождении Мессии желая Его уничтожить царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Христос же был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать а Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода.

Согласно двум апокрифическим источникам: «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-Матфея», из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам, согласно Ветхому завету, был создан в 6-й день творения). Причём этот праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.

В ранней церкви вплоть до IVвека события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю. В православии праздник Рождества Христова входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник всегда был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение.

С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

И в нашем Лондонском Кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых, по адресу 67 Ennismore Gardens, SW7 1NH, состоится праздничное Рождественское богослужение. Вечером в Сочельник, 6-го января, в 6 часов вечера мы отслужим Всенощное бдение, а в полночь я приглашаю всех на праздничную Божественную Литургию, после которой все желающие смогут разговеться в церковном зале.

Сын Божий сошел на землю. Пришел Творец к созданию Своему и вселился в убогом вертепе.

Он не ищет богатства и славы; возлег в яслях среди двух животных. Принес на землю не вещественные богатства, а небесные, вечные сокровища.

Стал человеком  Сын Божий, чтобы впавшего в грех человека спасти от гибели и соединить с Богом.

Всех приемлет ныне Рожденный Младенец, богатых и бедных, мудрецов и не имеющих разума; убогих пастырей и знатных волхвов-царей.

Во Христе Бог с Его любовью, верой в нас явил нам величие человека. Так неужели мы не понимаем, что человек так велик, что Бог может стать человеком, что человек может вместить в себя Бога и что наша плоть, наша кровь, кость наша, все естество наше способно быть Бого-носным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?

Последуем же за волхвами, поспешим с пастырями поклониться Христу Младенцу, принеся в дар стремление жить по Его Божественной воле, и с ангелами воспоем: “Слава в вышних Богу''.

Пусть светлый праздник Рождества Христова не только посетит дома ваши, но вселится в сердца ваши! И освятит вас Божественным светом любви и надежды!

Нас бо ради родися Отроча Младо Предвечный Бог!

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ !!! СЛАВИТЕ!!!