На неделе перед Пасхой Святой Православной Церковью вспоминаются Страдания Христовы. Неделя эта называется Страстной. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. Эту неделю христиане должны проводить в особо строгом посте и молитве.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. В богослужениях Страстной недели отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни представляет собой то Сионскую горницу, то Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы совершаются с особым величием, сопровождаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и глубоко знаменательными обрядами, совершаемыми только в эти дни.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней на всех службах читается Евангелие, полагается прочитать все четыре Евангелия. В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

По ветхозаветному закону в день опресноков должно было заклать и вкушать пасхального агнца. Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна, в Иерусалим приготовить Пасху, которую Он хотел заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своей. Вечером Господь пришел с двенадцатью учениками в большую, устланную горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Затем, восстав от вечери, Господь умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святой Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.

Таинство святого причащения, установленное Господом перед Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с тех дней и до настоящих времен непрерывно совершается во Вселенской Церкви.

По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

В Великий четверг вечером за всенощной (утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь этот великий день ознаменовала богослужениями:  время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова с креста  - вечернею.

Во время чтения 12-ти Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами. По окончании утрени верующие стараются не гасить свечу, а донести ее горящей до дома. В домах же, по традиции, на косяках дверей мы ставим крестики пламенем свечи, с которой мы молились в церкви.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается примерно в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и Его погребения. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего в гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице. Затем священнослужители и молящиеся коленопреклонно поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – Его прободенные ребра, руки и ноги. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Один из распятых с Христом разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом. Следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях Распятого. В Иерусалимском храме завеса раздирается надвое, показывая, что с крестной смертью всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", - плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог… " и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

Праздник Воскресения Христова предначинается  после чтения паремий и Апостола. Хор протяжно поет: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...", а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, "еще сущи тме", видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.