Все записи
16:12  /  27.10.17

19166просмотров

Приключения русской девочки в школе Нью-Йорка (часть 2)

+T -
Поделиться:

Итак, ровно один год мы живем в Нью-Йорке, моя дочка Даниела (365 дней назад не могла связать двух слов) научилась говорить на английском языке лучше меня и стала старостой того самого класса, который поначалу изумленно вылупил на нее глаза (русская и единственная белая) Как же это случилось...

В мае я написала первый свой текст о детской адаптации, который рассказывал о самом непростом периоде под названием "шоковое погружение в среду". Без знания языка, бытовых правил и миллиарда социо-культурных подробностей беспомощный человек восьми лет отроду начинает ходить в школу в чужой ему стране и - дальше посмотрим, что будет. Говорят, шоковое погружение для детей (да и для взрослых, чего уж там) - самое эффективное, как раз при нем появляются расписные ковры историй про "заговорил через три месяца", но этот способ - и самый трудный.

Первое время в нашей обычной районной паблик скул нам было весело, но - будем откровенны - и тяжко. Через примерно полгода ребенок наконец преодолел психологический барьер и заговорил, с каждым днем ощущая все большее облегчение и удовлетворение. Учебный год мы закончили на стадии - едва умеет писать, чуть-чуть научилась складывать буквы в слова и может объясниться на базовом бытовом уровне с грамматическими ошибками. К тому моменту осень сменилась зимой, зима - весной, а весна - летом. Я думала, что моя история тоже будет расписным ковром, которым так приятно похвастаться перед родными, ведь дочка у меня умная, но адаптация шла медленно. Или мне, вечно нервной, казалось, что надо бы побыстрее. От тестов (кроме английского для иностранцев ESL, это бесплатные восемь часов англ яз в неделю с носителем) мы в том году отказались.

Учились дети до конца июня, и последний месяц несколько каникулярный - тестов не было, а жара уже стояла. Закончился год огромным карнавалом с аква-гримом, аттракционами и батутами прямо в школьном дворе. Родители жарили сосиски и кукурузу, а учителя проводили рукодельные мастер-классы и конкурсы.

К тому моменту я как маман уже окончательно привыкла к тому, что наша обычная городская школа в даунтаун Бруклине - это просто жемчужина нью-йоркской джентрификации, и наша российскость - лишнее тому подтверждение. Все виды африкан-американ детей и родителей, мексиканцы, китайцы, французы, пуэрто-рико, коста-рика, ямайка, барбадос, Куба, бесконечные вариации каких угодно смешанных браков, регилиозные евреи, светские евреи, арабы с женщинами закрытыми аж по самые глаза, арабы с женщинами не закрытыми вообще, индусы, индейцы, пакистанцы, американские златовласки с голубоглазками за ручку, ну и мы, пожилые хиппи, - все смешались в дивный пряный суп, где дети привиты от любой нетерпимости. Родители тоже, в основном, привиты, и разговор просто берет и клеется. Сам.

В июне Даниела отправилась в летний языковой лагерь на севере штата Нью-Йорк в горах Catskills на две недели без родителей. Как я на это решилась, сама до сих пор не понимаю, но шаг оказался правильным даже не с языковой, а с психологической точки зрения. Эта здоровая доза самостоятельности интересно на нее воздействовала (хотя агрессию пришлось потом гасить еще неделю). Лагерь был придуман не для детей, которые учат английский и адаптируются, а наоборот - для тех, кто давно живет в Америке и отлично знает язык, но теряет уже русский. А ещё - для тех, кто приехал из россии на две недели поучить иностранный. То есть это был РУССКИЙ лагерь, где по утрам, несмотря на американские жизненные реалии, умудрялись подавать манную кашу с кусочком сливочного масла и творожную запеканку с изюмом. Даня была счастлива. И она реально отдыхала после своего первого года.

А еще там она там распробовала контакт с людьми самого разного языкового уровня. И, например, помогала тем, кто не знает английского совсем.

В июле ребенок отправился в еще один summer camp - уже без ночевок и прямо напротив нашего дома, при Brooklyn Music School, где мы весь год (и лето тоже) посещали частные уроки фортепиано. В этом лагере все дети уже были англоязычными, и снова началось "погружение", правда, уже не такое шоковое, и дети там - в силу отсутствия жестких школьных обязательств и наличия творческой нотки - были более мягкими. У Дани появилась подруга китаянка Ванесса и подруга американка Рамона. Еще она вступила (так и не вступила) в имейл-переписку с 16-летним вожатым, который учил их играть на скрипке. Язык по-прежнему был робок, и все же он уже функционировал.

В августе Даниела отмечала 9-летие, и в этом месяце я разрешила ей не делать ничего. Вообще. У нее было только два обязательства - два часа чтения в день и музыка, которой мы продолжали заниматься все лето. В августе ребенок мой расслабился предельно - она много валяла дурака, мы ездили несколько раз на море, несколько раз зависали на весь день в моем любимом Проспект парке, тусили на фестивале современного танца в Бэттери парк Манхэттен и отдыхали, первое полноценное лето в Нью-Йорке все же. Даня знала, что договор таков - со следующего учебного года она уже делает все домашние задания и полноценно участвует в учебе.

Наступило 7 сентября, возобновились занятия. Теперь уже 4 класс. Другой учитель. Мисс Рафаэлле сменилась на мисс Рамадани. В 7:55 ты отдаешь ребенка классному руководителю на школьной площадке перед школой, в 2:20 там же забираешь. Или в 4:30, если кружки. Способов коммуникации с преподавателями - несколько. Имейл (по нему я каждое воскресенье получаю задания на неделю вперед и общую информацию о планах), физическая встреча по вторникам и пара слов утром или вечером. Родитель в школу не допущен, но при этом связь со школой постоянная, ежедневная и очень плотная при помощи третьего способа - и это простая папка с бумагами, в которой ребенок приносит домой все задания и разнообразные послания. Я ее обязана проверять. Так же я обязана расписываться на листике с домашкой (видела, знаю) и на листике чтения (!!!) - сколько она в день прочитала (минимум 40 минут).

Если Даня будет много опаздывать, меня могут привлечь к ответственности. Если Даня будет много прогуливать, меня могут привлечь к ответственности. Если Даня не получит необходимую медицинскую поддержку, меня могут привлечь к ответственности. Если Даня будет ходить в школу одна, меня могут привлечь к ответственности. А если я буду ее обижать, унижать или бить, меня могут вообще посадить, и правильно.

Теперь пойдет самое интересное непосредственно про учебу.

ОЦЕНКИ Первое послание, которое я получила из школы, представляло собой свод правил: подробно описывалась специфика карательно-поощрительной системы, которая будет работать в этом году. Оценок нет, есть только баллы за тесты и TICKETS - тикеты, стало быть. Загадочные тикеты (один тикет - пять баллов) можно получить за что угодно - вовремя пришел, самый первый встал в строй, помог учителю, принес в школу нужный листик, хорошо себя вел, поточил дома карандаши, сделал доклад раньше срока, помог раздать на ланче соки, не вставал во время урока, ну и, конечно же, за то, что хорошо сделал домашнее задание и активно участвовал в классной работе (поднимал руку и отвечал). Забрать тикеты тоже могут за хулиганство, опоздание и не сделанную домашку.

Не могу сказать, что это заработало для нас в первую же секунду, но возможности рассусоливать не дали. Даниеле выдали книги для домашнего чтения уровня (B), это слабее, чем у других, так как она учит англ всего год. Читать нужно было каждый день по 40 минут и писать короткое изложение. Дочка страшно раскапризничалась и сказала, что читать эти детские книги унизительно, так как на русском она вот только прочла "Карика и Валю" ("Мама, ты видела, какие я ТОМИНЫ читаю!") В общем, она пришла в школу с не сделанным чтением, и у нее сразу отобрали пять с трудом заработанных тикетов. Это было неприятно. Слезы. Но сработало. Дане пришлось читать и писать и на англ яз.

Моментально, разумеется, выяснилось, что книги были вполне себе интересными и при этом несложные для нее, и она втянулась. За сделанное на следующий день чтение Даня получила обратно свои тикеты. Так она вошла в эту мотивирующую игру. За чтение, за математику, за науку и за письмо. В конце каждого месяца ученики, которые больше всех старались, отправляются есть пиццу с учителем. Система мотивации работает так, что просто отписаться в конце четверти контрольной невозможно. И списывать смысла просто нет. Ты именно что - кропотливо, ежедневно набираешь свой вес, репутацию, развиваешь навыки старательности, внимания, прилежания. Какой результат? Я вам скажу. Ребенок мотивирован. Сам по себе. У него горят глаза.

ЯЗЫК Не знаю, то ли релакс, который ей позволили летом, сказался, то ли общая масса знаний уже перевесила фактор растерянности, но с сентября Даниела окончательно попрощалась с комплексами и начала говорить. Неважно было, что именно происходит с грамматикой, она путала времена, слова, их смыслы и произношение, но она стала абсолютно уверенно открывать рот, рассказывать истории и задавать вопросы. Довольно быстро через эту речь начал пробиваться ее ум. Ей в принципе всегда есть, что сказать по любому вопросу и что рассказать, если повисает тишина, но когда она стала аналогичным образом заполнять собой пространство на английском языке, у меня возникло ощущение чуда. Это была победа ума. Почему-то синхронно для всех перестало иметь значение, что она делает ошибки. Дома мы работали и работаем над грамматикой (в основном, в виде устных замечаний), которая прилипает теперь моментально, накладываясь на прямой функционал языка - быть услышанной. НО - ни разу никто не сделал ей замечание по грамматике, и - напротив - у всех в ответ на эту ее речь как будто уши встают. Как человек хочет быть УСЛЫШАННЫМ, так другой человек хочет ПОНЯТЬ.

КОММУНИКАЦИЯ Весть о том, что Даниела "is doing good" разнеслась по школе моментально, и ее стали ловить в коридоре и хвалить даже малознакомые учителя. Ее природная коммуникабельность наконец прорвалась, и стали складываться индивидуальные отношения с каждым учителем. На уроке науки она так старалась и так хорошо отвечала (потому что дома текст про тарантулов прочитала со словарем, сама!), что ее выделили в тройку лучших, поощрили часом сидения за компом в кабинете и дали кучу тикетов. Это было победой. Дети, которые ранее относились к ней, как в аутсайдеру, приняли ее в свой круг, как равную, и стали уважать. Прямо подружек-подружек англоязычных у нее все еще нет, но точно появились приятельницы и приятели. Ими стали, в основном, те люди, которые были к ней добры, или к которым была добра она, вот такое простое правило жизни. Например, весь прошлый год Даниела помогала подниматься и спускаться по лестнице девочке с переломом ноги, а в этом году эта девочка стала ее подругой.

УРОКИ Я писала выше, что у ребенка горят глаза. Было бы смешно предполагать, что это только из-за тикетов и баллов. Любая игра наскучит современному ребенка через день. Нет, конечно, сама учеба хороша. Не могу сказать, что меня пугали разговорами о том, какой примитив - американская школа по сравнению с нашей распрекрасной российской. Но это, скорее, всего, меня миновало только потому, что я не успела ни с кем в Москве толком посоветоваться, ведь решение уезжать мы принимали экспромтом. И слава богу. Потому что вместе с языком нам открылся наконец полноценный доступ к здешней системе образования, и для меня это стало огромным потрясением. Итак. 4 класс. Уроков всего 4, и они повторяются каждый день. Reading, Writing, Science and Math.

Reading - это чтение каждый день 40 минут и ежедневное маленькое изложение. Когда ты заканчиваешь книгу, ты пишешь так называемый Book Record - то есть (ничего себе!) пересказ ВСЕЙ книги с выводами и вопросами в конце. Даниела уже дважды письменно пересказывала прочитанные ей книги. Делает она это самостоятельно и получает свои заслуженные тикеты. Она пользуется двумя словарями - с английского на русский. И с английского - на английский, толковый. Книг она прочитала при этом уже больше, чем некоторые ее одноклассники. Вообще ее стали ставить там в пример другим детям - мол, посмотрите, какая молодец Даниела, а она ведь год назад английского вообще не знала.

Writing - это искусство писать рассказы. От этого я обалдела больше всего. Вначале они в школе писали некие personal narratives - то есть полноценные, с началом, серединой и концом сюжеты о собственной жизни. Потом такой же надо было сделать дома. И я получила схему, по которой дети это пишут. УАУ. Начало с обязательным сюжетным поворотом, середина, конец, вывод с жизненным уроком, который ребенок извлек. Отдельно выписываются все диалоги, отдельно - все указания на время, место. Отдельно - все слуховые, вкусовые и осязательные ощущения. 4 редактуры разными фломастерами (пунктуация, грамматика, тавтологии и стиль) и потом - публикация... Все предметы работают комплексно - то есть запросто в ридинге или в науке может вдруг понадобиться математика, именно то, что сейчас проходим. Или вот, например, narrative сейчас будут писать про ученых, которых прошли по науке.

Я нигде в Москве не встречала практики такой работы с девятилетними детьми. Я бы, конечно, очень хотела, чтобы в Москве в школе или даже на каком-то платном кружке детей учили вот так писать рассказы о себе. Даже в самых моих любимых школах изложением всегда являлся абсолютно технический пересказ непонятного без контекста куска литературы, а сочинением - типа авторский текст на заданную тему. Почему так?

Помню, как старший брат радовался за меня перед восьмым классом - «Вот теперь начнутся сочинения, а это самый кайф!» Ну, они начались, но сочинять там, по большому счету, было нечего. Виртуозным мастерством считалось умение ввернуть в эту железно-бетонную конструкцию хотя бы одну самостоятельную мысль. В процессе подготовки к поступлению я просто как бы вызубрила штук 50 сочинений, чтобы не сесть в лужу.

Помню чувство идиотизма и неловкости во время творческого конкурса на журфаке, хотя сейчас, оглядываясь назад, смею утверждать, что этот текст и последующий глуповатый разговор были как раз самыми главными...

Math - не хочу критиковать и мало чего помню из своего третьего класса, но даже мне впервые в жизни стала интересна и понятна математика. Умножение, деление, небольшие уравнения - все познается сразу десятью, двадцатью способами, и ты сам выбираешь, каким способом решать. Инструментов давно - МНОГО. Надо выбрать и объяснить, почему выбрал именно этот способ. Например визуально нарисовать прямо табличку с кучей квардратиков и высчитать таким образом умножение, или прямо считать восемь плюс восемь плюс восемь плюс восемь, или разбивать число на сотни/десятки/единицы и умножать по частям. К каждому новому действию - сразу задачи, объясняющие, как это применятся в жизни. Вперемешку, впрочем, с заданиями на давно пройденные темы.Высчитать периметр бассейна, или суммировать урожаи яблок. Узнать число зрителей во время спортивной игры или вообще придумать задачу самой.

Не знаю, как так вышло, но Даниела владеет умножением семизначных цифр и делает это сама без калькулятора каким-то безумным способом. По математике она получила 92 балла из ста за тест. Это много. Она регулярно получает тикеты за то, что решает примеры в классе у доски. Математика - пока единственный предмет, по которому она тестируется (кроме английского). Зато балл сразу высок.

Science - ведет отдельный учитель Mister С (тот самый который выделил Даниелу в тройку лучших в прошлом месяце). Это микс биологии, физики, химии, экологии и географии. Каждый урок - отдельная тема. Фотосинтез или электричество. Или вообще "Что делает нас живыми". Или про скелеты. Наука мне очень нравится, так как детям в классе по девять лет, и они еще маленькие, а рассказывают им о том, что мы проходили в классе шестом. Еще есть наука с классной руководительницей, и там они, например, весь первый месяц изучали географию штата Нью-Йорк (его реки, озера, водопады и горы), а в конце этой темы Даниела сделала огромный постер с цветными фотографиями и интересными фактами. За такие вещи хвалят.

В середине октября Даню за старания и отличное поведение назначили одной из старост класса, и теперь она никогда не опаздывает, собирает у своего стола домашние задания и тетради, вообще следит за порядком на своей территории.

БУЛЛИНГ И АГРЕССИЯ. Даниела учится в самой простой государственной школе среди детей абсолютно любого происхождения, она реально (это не художественное преувеличение) одна белая в классе, и она почти не сталкивалась с буллингом. Возможно, это ее характер. На самом деле, я не хочу тут заниматься лже-обнадеживанием и сделаю предположение, что он все-таки был, но не стал травматичным. У нас этот год не было никакой няни, и я водила дочку в школу и из школы за руку. А еще у меня не было машины, поэтому мы шли и болтали. Много. Разбирали, соответственно, и все радостные и все конфликтные ситуации, и я о них специально спрашивала, вынимая из нее подробности.

Пару раз, когда возникали ссоры или несправедливости, у меня получалось снимать фокус с обиды разговорами о том, что ребенок - тот который буллит - скорее всего, переживает дома некий кризис, и что самое умное - просто держаться подальше. Думаю, что Даню в этом смысле очень поддержал теплый семейный климат у нас дома, который, слава богу, наконец образовался. Парадоксально, но основной опыт буллинга случился у нас в московской школе, где Даня была, наоборот, - одной из сильнейших. И там он был настолько непреодолимым, что ребенок до сих пор радуется, что с агрессором своим больше не сталкивается... То есть не факт, что язык тут - показатель.

Из свежего - недавно мальчик Назир как-то неприятно ее толкнул и нарычал, сказав, что она вообще не знает английского, но он объяснился на следующий день, что был не выспавшийся, и извинился. Есть просто в классе очень толстый афро-американский мальчик Дэниел, который все время пукает, рыгает, всех отвлекает и бесит, но это как бы общая беда, плюс мне кажется, там совсем проблемная семья. То есть это не личное. В прошлом году, когда Даниела еще не говорила, некоторые девочки были высокомерны и практиковали "исключение", но она как-то легко махала на этой рукой, а в этом году они все стали с ней общаться. И даже самая противная - Алиша, такая маленькая разбойница, хищная "предводительница девчонок" крошечного роста -  оттаяла (это все по Даниным рассказам).

ПРО СЕБЯ Думаю, некоторую роль во всем этом процессе сыграл и фактор моего родительского расслабления. Я тоже именно этим летом как будто разжала какие-то мышцы, и мне стало в сто раз легче общаться в любыми людьми. В школе есть родители, с которыми я постоянно при встрече болтаю и обмениваюсь новостями, есть старенький мистер B, который так и говорит - что я сама расцвела, поэтому и ребенку стало легче. Есть афро-американский красавчик мистер Уилсон, который нянчится с малышами, о нем я когда-то писала, с ним я наконец осмелилась познакомиться и подружиться. Раньше стеснялась.

Перед четвертым классом я напрочь взорвала себе мозг тем, что мой распрекрасный и уникальный ребенок учится всего лишь в простой паблик скул, но потом я - удовлетворяя свой невроз - позвонила (это правда!) в 20 окрестных школ и просто заставила их рассказать мне, какой именно подход нужен в нашей ситуации. Среднее арифметическое мнений выявило такое решение - не менять школу, пока Даниела просто учит английский и дорожить тем, что она уже адаптировалась. Настроиться на качественный скачок в школу получше (middle school), когда девочка окончательно разберется с языком. Это, впрочем, будет явно совсем скоро.

Сейчас мы находимся в стадии, когда Данин язык прямо ежедневно обновляется, гармонизируется и усложняется. Фильмы она смотрит полностью на анлийском и просит не переводить. Недавно выучила песню "Hello" певицы Адель наизусть - сама по караорке в YouTube. Грамматические слабости и неточности выводятся сами собой. Наблюдать это, конечно, удивительно. И иногда ее словарный запас и правда богаче моего, эх, быстро же это случилось.

Недавно был смешной момент. Созвонились с моей лучшей подругой по фейстайму. А у неё муж - израильтянин, который Даню всю жизнь обожает, но поговорить с ней не может. И вдруг - бамс - они впервые общаются, вот он - прекрасный английский язык. Это была стыковка двух космических кораблей. А у другой моей лучшей подружки муж - мексиканец, и тоже весь год у них барьер был и взаимная неловкость, когда в гости там приходим и тд. А тут он - бац - и рухнула преграда. “Her English is amazing!”, говорит.

Всем любви и терпения! И если вы думаете куда-то перемещаться, помните, что скорость и качество детской адаптации в иностранной среде станут для вас приятным сюрпризом, источником радости и оптимизма. Но это произойдет НЕ СРАЗУ, и вам придется на это нормально так поработать, поэтому сразу выделите на этот процесс значительную часть энергии. Рассказам про "сразу" и "все случится само" не верьте, особенно если у вас ребенок уже развился в родном языке, настраивайтесь лучше на труд, который зато непременно окупится с лихвой. 

Комментировать Всего 9 комментариев
Это и для взрослых работает

Просто исключить языковое окружение на первом языке – и вам придётся по-любому говорить на языке страны проживания.

Несомненно, только перед нами такие категоричные задачи не стояли, плюс очень хочется сохранить отличный русский, поэтому мы продолжаем и говорить, и читать много на русском. А школа делает свое дело. 

Собственно

у неё и второй язык хорошо пошёл, потому что первый отличный.

Тот, кто собственным языком не владеет, на иностранном тем более ценных мыслей не выскажет.

Здесь я абсолютно согласна. Любовь в первому языку безусловно помогает полюбить второй, а потом - наверное, и третий. Кстати, не стала уже пихать в текст, но в школе этой они еще учат испанский как обязательный. 

Эту реплику поддерживают: Екатерина Шашкина

Anton Litvin

Все ерунда, на самом деле. Мы приехали в Италию зимой, уже шло второе полугодие. Сверчку было одиннадцать лет, это первый класс второго уровня (4-й), вроде. Она по-итальянски вообще никогда не говорила, а по-русски и до сих пор десяток книг не прочитала (школьную программу русскую, правда, еще два года тащили и в России документы переходные параллельно оформляли). И она пошла в школу и тупо сидела болванчиком. Вечерами они с Матреной (и я с ними) учили слова. В начале мая, что ли, вызывает нас директор, говорит мы не можем вашу девочку перевести в следующий класс, она не знает языка. Матрена встрепенулась, сказала: "Не фига!, Мы будем учить по сорок слов в день". И они месяц сидели вечерами до 12-ти - часу ночи, учили слова (я уже безнадежно отстал) и через МЕСЯЦ дочь заговорила и окончила курс, и сдала переходные экзамены и перевели, как миленькие с неплохими даже оценками. (Но, и учителя в школе (особенно проф Мори и математичка) были очень, очень неравнодушные.)

очень интересно, только я не поняла заход "все-ерунда". Все индивидуально, это да.  

Anton Litvin

Ну, да. Это к тому, что нет какой-то строгой системы, закономерностей...

Anton Litvin

А бизнесс, а творчество, а желание дать ребенку способность владеть в совершенстве родным (поскольку оба родителя русские) языком?

Еще одну хорошую семью Россия потеряла.