Все записи
23:13  /  2.10.17

594просмотра

Проект Энеида в Национальном музее Украины

+T -
Поделиться:

"Энеида", для тех кто не знает, это первое произведение написанное по украински Иваном Котляревським в 1798 году, всего 20 с небольшим лет после окончательного уничтожения Катериной Запорожской Сечи. Выбор Вергилия здесь не случаен - именно Вергилеем увлекались первые Итальянские поэты, которые писали на тосканском вернакуле, а не латыни. В частности Вергилия читал Данте, написавший на Тосканском диалекте Божественную Комедию. Именно язык Тосканских поэтов в последствии стал официальным итальянским языком - и все благодаря поэзии, возникшей в 13 веке.

По аналогии, не было бы Котляревського с Энеидой, могло не быть украинского языка как такового. Это начало начал для украинского языка и украинской идентичности. Котляревський сделал греческих героев украинскими казаками, так что поле для визуальной интерпретации было богатейшим тем более в 19 веке на волне увлечения националистикой и фольклором.

В этом году украинский музей организовал выставку Энеида, посвящённую визуальному ряду, который возник для различных публикаций Энеиды начиная с конца 19-го века. Это первая профессионально сделанная местная выставка на которой я когда либо была (естественно была не на всех, но обычно от музейных презентаций в Украине очень грустно становится).

Павел Гудимов - куратор и идейный вдохновитель этой выставки и именно он проводил вчера экскурсию. Кураторские экскурсии - это всегда счастье потому как всплывают совершенно неожиданные факты того как именно создавалась экспозиция. К примеру то, что ни одной рукописи Котляревського в украинских архивах они так и не нашли, или то, что так и не смогли договорится с Українським Товариством в США (я точно не расслышала с каким именно) о том, чтобы на выставку прислали работы из их коллекции, или о том что в подарочном довоенном издании Энеиды один из героев похож на Сталина (даже трубка в наличии имеется).

Самое интересное прослеживать как в разные эпохи в зависимости от политики менялись визуальные задачи. В пекло отправляли то куркулей и буржуев, то стиляг, то весь состав союза художников Украины.

Интересно, что последние десятилетия наиболее скудные. Новых иллюстрированных изданий в независимой Украине просто не было. А ведь какое поле для художественной фантазии - сколько из современного политикума (и не только Украинского) можно в пекло отправить в новом издании!  Как это ни у кого руки не дошли? Просто удивительно.

И наконец ещё хочу отметить, что выставка стала возможной благодаря благотворительности, а именно Семейному фонду родини Загорий. Это тоже пока ещё большая редкость в Украине когда частные деньги меценатов поддерживают действительно сильные проекты, когда деньги вкладываются в серьёзную кураторскую и исследовательскую работу. Может когда нибудь найдутся деньги и на переоборудования основных экспозиций украинских музеев - там не початый край работы везде где не копнёшь, а ведь музеи - это не просто память, это ещё и потенциально доходы от туризма. На данный момент иностранному туристу в плане музеев показать абсолютно нечего. Коллекции и история есть - представлено все очень плохо. Но это уже другая тема.

Это издание 1968 с рисунками Базилевича. Такое издание было в нашей семье.

Издание было дико поппулярным, в первую очередь потому, что это было самое эротическое (и даже немного садо-мазохисткое) разрешенное издание в Советском Союзе.

Тут говорят изображен сам Художник Базилевич в Аду в старом возрасте. Мне же этот персоонаж с детства казался воплощением Сергея Бондарчука в роли Пьера Безухова. Учитывая, что фильм вышел в 1966, а иллюстрация была сделана в 67, меня сложно будет отговорить от того, что какое-то влияние образ на Базилевича произвел. Все же самый поппулярный фильм того года, который абсолютно все смотрели. 

Комментировать Всего 2 комментария
Забыла еще вот это добавить. Это из цикла украинца-эммигранта Мирона Левицького в стили mid-century modern

Да, Енеїда - это классика.

Еней  був  парубок  моторний  

І  хлопець  хоть  куди  козак,...

Но  зла  Юнона,  суча  дочка,  

Розкудкудакалась,  як  квочка,  

Енея  не  любила  —  страх;  

А мультик какой суперовский, там Венера на 12мин рубенсовская такая, ото эротика.

А я им тут объясняю всем, что Троянцы у истоков Древнего Рима стояли, и поэтому у них все первые императоры белокурые были, а они не верят.