Все записи
16:34  /  16.10.17

1014просмотров

"Горящие Двери": Алехина, Павленский, Сенцов

+T -
Поделиться:

Два дня видимо не могу отойти от "Горящих Дверей" Беларуского Свободного Театра (в Нью-Йоркской Ля Ма Ме) и никак не соберусь написать.

Представление рассказывает от трех историях творческих людей в Российских тюрьмах: Маши Алехиной, Петра Павленского и Олега Сенцова. Местами просто очень хорошо, местами всего слишком, местами затянуто. И как ни странно, все уже немного устарело - каждая история на днях получила свое продолжение.

Маша Алехина сама принимала участие в представлении, что делало все сцены связаные с ее пребыванием в тюрьме нереально правдивыми и пробирающими до мозга костей: орущие надзирательницы, вагинальный осмотр, врач - садист, отношения между женщинами в тюрьме - все страшно и правдиво. Но к сожалению в какой-то момент в шоу они дают Маше платформу как художнику-активисту и разрешают залу задать Маше вопросы. И это очень слабый момент шоу поскольку Маша - это не Толоконникова. Говорить она хорошо не умеет и артикулировать что либо про свое искусство у нее не получается. А тут еще эта история про Энтео. Я спросила про Энтео, чем очень сильно по моему ее смутила. Но разве ее уже не спрашивают все об этом как минимум неделю? Ее неуверенность в себе и в этих отношениях для меня показатель случайности Маши в этой всей аукционной/художественной истории.

Часть представления о Петре Павленском была наиболее сильной и именно потому, что в представлении использовали только его слова - имеется ввиду допрос Павленского следователем, воспроизведенный самим Петром Павленским. Этот диалог настолько интересен, что неважно действительно так или нет он происходил - Павленский нашел великолепную форму рассказать нам о своем искусстве. Допрос прочитывается актерами театра во время исполнения совершенно невообразимых атлетических трюков при помощи каната. Самая сильная часть спектакля. Фотография мошонки Павленского прибитой огромным гвоздем на красной площади (как то меня миновала именно это раньше увидеть) довершила дело. Можно было бы без нее обойтись? Наверное можно - актеры уже довольно графично описали как это было сделано. Иногда лучше оставить кое что для воображения.

Часть представления об Олеге Сенцове основывалась на совсем небольшом тексе - выступлении Сенцова в суде, и в основном состояла из воспроизведения допросов над Сенцовым и Кольченко. Воспроизведение на мой взгляд немного затянуто (особенно избиение), но зато впечатление жуткое. К сожалению, мне не хватало именно слов - сцена допроса скорее дегуманизировала Олега Сенцова. Кто он мы так толком и не знаем.

Между этими историями возникали сценки диалоги сильных мира сего о судьбах этих художников. Мне показалось, что юмор довольно плоский (один из диалогов происходит на толчке с большим гербом российской федерации) и выставление этих людей таким образом не сильно проливает свет на ужас ситуации. Они показаны не последовательными садистами, какими они являются, а идиотами с яхтами.

И у меня еще есть замечание по поводу наготы. Иногда она была уместна (сцена осмотра в женской колонии), но насколько она была нужна практически в каждой сцене? От отрывка из Идиота, который декламировался актером сначала полностью голым, а потом постепенно одевающим рубашки и пиджак, но оставляющим свой хуй висящим и болтающимся на протяжении десяти минут, я бы с радостью отказалась. В чем тут был смысл? Шокирование публики наготой никак не помогало основному посылу представления - шокирование публики жестокостью российского тюремного режима. Даже наоборот, оно от него отвлекало.

Сегодня появилась новость про то, что Павленский поджег Банк Франции. Пока не совсем понятно в чем смысл этой акции, но уже есть чувство, что то сильное художественное заявление, который сделал Павленский поджегши ФСБ и требующий, чтобы его, как и Сенцова, судили за терроризм сегодня выглядит слабее.

Всеми силами желая скорейшего освобождения Сенцова, я тем не менее боюсь его освобождения. Слишком часто в последнии годы образ героя в тюрьме не подтверждался их поведением после выхода из тюрьмы. Урок нам всем - Маша Алехина, Петр Павленский, Надежда Савченко, Олег Сенцов, Ходорковский не несли и не несут в себе какого-то сакрального знания, они просто не должны сидеть. А если кто и должен сидеть, так не в таких условиях, и не так. Героев и мессий не надо из них делать ни при каких обстоятельствах.

А на "Горящие Двери" идти стоит, только ради Бога, не берите с собой детей.

Комментировать Всего 1 комментарий

Сегодня о Павленском была статья в Le Monde. В целом, он мне видится довольно цельным персонажем. Например ясно, что в Москве он чудил не для того, чтобы заработать статус политического беженца в Европе и зажить там размеренной жизнью скромного буржуа. Пишут, что во Франции он жил в незаконно окупированной квартире и подворовывал продукты в окрестных магазинах. Отказался от всех положенных ему льгот и пособий. Ясно, что акция у банка Франции ему принесет больше проблем, чем иллюзорных выгод ( на которые намекают его недоброжелатели). Хотелось бы верить, что инцидент в театре.док - навет, но если и правда, она вполне вписывается в его образ (хотя и никак его не красит и не имеет оправданий).