Все записи
16:51  /  21.03.10

470просмотров

Тону Юдт о само-идентификации и о жизни вне ее.

+T -
Поделиться:

В одном из последних номеров New York Review of Books появилось эссе Тони Юдт (Tony Judt) о само-идентификации.

Тони Юдт, профессор истории в Нью-Йоркском Университете, автор нашумевшей книги "После Войны: История Европы после 1945 года" умирает от болезни Лу Геринга. В данный момент он парализован и может говорить только при помощи специального аппарата.

Сложно удержаться от того чтобы не перевести на русский некоторые его мысли, поскольку о патриотизме и о вопросах самоидентификации мы здесь спорим яростно и часто.

"Студенты сегодня могут выбрать из огромного числа курсов по само-идентификации (identity studies) - есть курсы изучающие различия полов, курсы изучающие женщин, Азиатско-Тихоокеанско-Американсие курсы, и дюжины других. Проблема всех этих около-академических программ не в том что они изучают какое-либо меньшинство, а в том, что они поддерживают членов этого меньшинства в желании изучать самих себя - тем самым уничтожая цель либерального образования и внедряя отделенческую гетто философию, которую они же должны развенчивать. ... Негры изучают негров, геи изучают геев, и так далее...

Сегодня мы все с ярлыками: Ирландские Американцы, Исконные Американцы, Афро-Американцы, и так далее. Большинство не говорит на языке предков и не знает практически ничего о родине предков.. Но как последствие поколения хвастливого страдания, эти люди несут то малое что они знают о своей культуре как знак отличия: ты есть то от чего страдали твои предки."

Тони далее рассказывает о проблемности своей самоидентификации - он еврей, который вырос в Лондоне, но не чувствует себя ни состоявшимся Англичанином, ни в достаточной степени евреем (поскольку он вырос в абсолютно не религиозной семье).

"Таким образом, я не еврей и не англичанин. И тем не менее я все же чувствую - в разное время по разному - что я и тот и другой."

Далее, политическая самоидентификация. Тони причисляет себя к либералам, но его взгляды на преподавание истории на сегодняшний день считаются очень консервативными. 

"может мне стоит довольствоваться хорошо известным оскорблением "безродный космополит"? Но это мне кажется очень не точным определением - слишком универсальном в своих амбициях. Да и безродный - это не верное слово, когда проблема в том что ты наследник сразу нескольких традиций.

Такие ярлыки мне не нравятся. Наши знания о идеологических и политических движениях должны предостеречь нас от эксклюзивной солидарности во всех ее выражениях. Стоит держаться подальше не только от явно непривлекательных "фашизма" и "шовинизма", но и от более манящих: "коммунизма", "национализма", "сионизма". А потом ведь есть национальная гордость (два столетия прошло после того как Самуэль Джонсон впервые высказал эту мысль): патриотизм - это последние пристанище ублюдка (и каждый проживший последнее десятилетие в Америке Вам это подтвердит).

Я люблю раздел, границу: место где страны, общества, привязанности, корни болезненно сталкиваются друг с другом. Таких мест раньше было много. ...

Если Вы были рождены на этих пересекающихся границах, и благодаря статусу профессора смогли на них остаться - что может быть более выгодной позицией? Что они знают об Англии, те, кто знают только Англию? Если бы идентификация с обществом откуда я произошел была бы для меня важна, я бы пожалуй не осмелился критиковать Израиль - 'Еврейский Дом", "моих людей". Интеллектуалы у которых есть более сильное чувство самоидентификации имеют тенденцию к само-цензуре.

Я подозреваю, что мы приближаемся к проблемным временам. Нам грозят не только террористы, банкиры и климат. Глобализация, "плоская" планета со столькими фантазиями будет порождать страх и неуверенность в миллиардах людей. "Самоидентификации" станут жестокими и плотными. ...

"Датчанин", "Итальянец", "Американец", "Европеец"  не будут просто идентификациями, а будут огрызанием и укором тем, кто не подпадает под эти определения. .. В этом смелом столетии, мы будем тосковать по толерантым маргиналам: людям с границ."

А вы согласны с его мыслями?

Комментировать Всего 5 комментариев
Да, я согласен.

Помимо прочего терпеть не могу внезапно ставшего популярным и как бы научным слова "идентичность". А оно не имеет права на существование, потому что объединяет абсолютно несовпадающие понятия. - "самоидентификацию"  и научную идентификацию . Первое - это то, что человек думает о себе, а думать он можен любую чушь. Второе идентификация по объективным критериям.

А если некто изучает свою или чужих "самоидентификацию" ("идентичность") не ставя под сомнение ее объективность, получается чистой воды воспроизводство невежества.

Я думаю,Тони Джудт нечто похожее имел в виду вот здесь:

"Проблема всех этих около-академических программ не в том что они изучают какое-либо меньшинство, а в том, что они поддерживают членов этого меньшинства в желании изучать самих себя - тем самым уничтожая цель либерального образования и внедряя отделенческую гетто философию, которую они же должны развенчивать. ... Негры изучают негров, геи изучают геев, и так далее...

Сегодня мы все с ярлыками: Ирландские Американцы, Исконные Американцы, Афро-Американцы, и так далее. Большинство не говорит на языке предков и не знает практически ничего о родине предков.. Но как последствие поколения хвастливого страдания, эти люди несут то малое что они знают о своей культуре как знак отличия: ты есть то от чего страдали твои предки."

Дорогая Мария, спасибо за ссылку! Прочитал с интересом (я читал пару его книг), Тони Юдт пишет хорошо, но со многими его мыслями я не согласен.

Он, конечно, не мог удержаться и снова процитировать Самуэля Джонсона. Если вспомнить контекст его фразы, то мы поймём, что он имел в виду подлецов и негодяев, прикрывающим занаменем патриотизма свои грязные делишки. Сам же патриотизм Джонсон считал вполне положительным явлением. Если бы не настоящие патриоты Англии и Америки, не было бы давно никакого New-York Review of Books, а самого Тони Юдта с родителями уже давно бы убили эсэсовцы, надеюсь, не надо объяснять - почему.

Тони Юдт упорно пытается перемешать самоидентификацию и патриотизм (оных он у себя не находит) с шовинизмом и расизмом, явлениями бесспорно одиозными - явные признаки каши в седой голове. Такой же грех misidentification он допускает и по поводу камер CCTV и удостоверений личости - где имение, а где наводнение. Юдт пишет: "Датчанин", "Итальянец", "Американец", "Европеец"  не будут просто идентификациями, а будут огрызанием и укором тем, кто не подпадает под эти определения. .. В этом смелом столетии, мы будем тосковать по толерантым маргиналам: людям с границ." Мне показалось, или он тоскует по мирному и толерантному 20-му веку? Он, что - издевается? Чтоб мало не показалось, ещё и перечисляет свои любимые космполитические города: Салоники, Танжер, Одесса, Бейрут, Ужгород (!!!). Несколько десятков тысяч салоникских евреев были отправлены в лагеря смерти, и толерантные соседи их почему-то не спасли. Танжерских евреев изгнали в 2 недели, предварительно отобрав имущество. Ещё до бесчинств нацистов и их румынских подрушных в окупированной Одессе, тамошним евреям, цыганам и грекам досталось ещё при старорежимных погромах. Ну и Бейрут, конечно, Париж Ближнего Востока: Тел-Заатар, Захле, Дамур, Сабра и Шатила - христиане вырезали палестинцев, палестинцы - шиитов, шииты - суннитов, те - друзов, которые, в свою очередь, хорошо оттянулись на христианах. Евреев, слава богу, всего лишь изгнали в 49-ом году, а немногих оставшихся добили штурмовики "Хизбаллы" в 80-ых годах. Ну и Ужгород с Черновцами, конечно - там всё было вообще в шоколаде в прошлом веке. И после всего этого наивный профессор удивляется, почему чудаковатые американские евреи не забывают про Освенцим. Он не может понять, что от повторения всех этих радостей может спасти только "демократия с кулаками", способная защищать себя и своих граждан. Мне больше, чем Бейрут с Одессой (я и там и там бывал, но уж лучше вы к нам!), нравятся современные супер-космополитичные NYC, Лондон, Берлин и Тель-Авив, несмотря на строгих полицейских и камеры CCTV.

На фото - я с ещё одним патриотом, несогласным с Тони Юдтом 

Сергей, ну вот вы как всегда железной логикой и прекрасным знанием истории разбиваете понравившиеся мне идеи! Не могу не согласиться с Вами по поводу идеализации этих городов на границах. Тем не менее, я понимаю о чем он говорит, когда он приводит человека без сильных идентификаций с одной или другой стороной как более объективного. Я так действительно человек на границе, и мне его очень близки его предостережения не стать частью никаких измов.

Мне показался его прогноз не совсем верным. Как мне кажется, не бедные мира будут стучаться в дверь Американцев и Европейцев. Американцы и Европейцы неизбежно станут беднее в предстоящем столетии, так что еще не известно будут ли они настолько гордиться этой своей идентификацией.

Логика железобетонная . . .

С измами и в самом деле надо поосторожнее . . .

Но как Вы экстраполировали, что в Европе и США люди станут жить беднее в текущем столетии? Я, например, в этом совсем не уверен. Как сказал один мудрый человек - it is very difficult to make predictions, especially about the future!

Очень просто - структурные изменения в экономике которые накопились благодаря глобализации приводят к тому что средне статистический американец и европеец живет слишком хорошо для уровня своих знаний и навыков. Люди с таким же уровнем знаний в Китае получают копейки. Вектор направлен так, что уровень жизни в Китае, Индии будет повышаться, а в развитых странах - понижаться.