Все записи
02:36  /  17.11.10

531просмотр

Автоматизированный кабинет Бориса Григорьевича наконец-то внедрили в Америке

+T -
Поделиться:

На прошлой неделе Сноб опубликовал интервью с моим школьным учителем математики, Борисом Григорьевичем Орачем. Поскольку интервью это вызвало очень теплую реакцию, мне хотелось бы рассказать о своем сегодняшнем открытии, которое лишь подтвердило насколько это проницательный и передовой человек.

Как я уже писала, кабинет Бориса Григорьевича был автоматизированным. Система была не хитрая и установлена еще в конце 60х годов.

У каждого на парте был ряд кнопок от одного до десяти, а у Бориса Григорьевича был пульт на котором он видел наши ответы. Использовал он это довольно часто, например для того, чтобы проверить ответы после самостоятельной работы. Совсем недавно, читая книгу Бориса Григорьевича, я поняла насколько высоко он оценивал возможность обратной связи с учениками.

Цитирую Бориса Григорьевича: "Существенным недостатком традиционной методики преподавания является отсутствие постоянно действующей обратной связи между учителем и учениками. Урок остается процессом односторонней передачи информации учащимся. Какие бы приемы активизации ни применил учитель, какие бы виды самостоятельных работ ни проводил на уроке, он не может знать, как выполняет каждый ученик то или иное задание, насколько внимательно и сосредоточенно работает каждый ученик."

Открываю сегодняшний номер New York Times и читаю о том как 'Все больше и больше профессоров выдают студентам небольшие приборы, которые позволяют наблюдать и заинтересовывать студентов."  Несмотря на то, что эти приборы 21-го века гораздо совершеннее наших парт с лампочками (у учителя накапливается и сохраняется вся статистическая информация) - изложенные принципы взяты прямо из книги Бориса Григорьевича! Там и про то, что эта обратная связь помогает студенту не отвлекаться и оставаться внимательным, и про то, что, увидев ответы большинства, студенты более уверенно аргументируют свою точку зрения.

И хотя компания, производящая таки приборы, собирается разослать около миллиона таких приборов за этот год, вряд ли можно ожидать появление их в России в ближайшее время. Тем не менее, любому учителю стоит помнить, что для того, чтобы использовать обратную связь не обязательно иметь новейшую технологию. Не обязательно даже иметь парты с лампочками. В своей книге Борис Григорьевич описывает как добиться тех же результатов с сигнальными карточками разного цвета.

 

Теги: дети
Комментировать Всего 8 комментариев

Мария, а расскажите, пожалуйста, по вашему мнению, устроить такой кабинет может только специалист? Или это можно сделать силами тех же учеников на уроках труда и физики? Мне очень надо! Спасибо!

Ксения, в 60х такой кабинет был произведен умельцами из родителей, насколько я понимаю. Я думаю любой электрик может придумать схему, причем в ХХI веке наверняка можно сделать это решение гораздо элегантным чем наш старый кабинет,  но я, к сожалению, ничего конкретного посоветовать не могу.

В статье в New York Times упоминается, что есть программы на iphone и на blackberry, которые могут для этого использоваться. Вот одна из них.

А Борис Григорьевич в своей книге рекомендует тем у кого нет возможности устроить автоматизированную связь, завести для каждого ученика два кружка с разными цветами (например, с одной стороны зеленый, а с другой красный; желтый и синий). После того как ученики выполнили задачу, на доске пишутся варианты ответов и указывается цвет. Ученик показывает свой цвет и учитель сразу видит правильность выполнения задачи. Это кажется слишком простым решением, но и оно лучше чем 'преподавать первым нескольким партам.'

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Я думаю, что можно воспользоваться пультами, как на передачах на ТВ, когда нужно знать мнение залаю

Ксения, я работал учителем физики (по специальности диплома) всего лишь год, в 1979-1980, потом 2 года в армии и я был свободен от обязательных трёх лет работы по распределению ВУЗа. И ушёл в программисты.

Преподавал в весьма проблемном месте: в ПТУ при станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. То есть учил токарей, фоезеровщиков, электриков. Так вот, эти кнопки и пульт учителя там уже тогда были. Сделаны были кустарно, думаю, там же в ПТУ. Сегодня повторять те ретро-технологии, конечно, смысла нет. Любой компьютерный класс их заменит. А можно навертеть и беспроводной вариант: WiFi или Bluetouth. Или GPRS, как пишет Мария.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Ксения Чудинова

Я как раз преподаю в похожем месте))). Правда, сейчас это называется гордо: колледж.

Тоже думаю про беспроводной вариант, но мне не хочется ущемлять чувство достоинства (я знаю, что это не чувство достоинства, а, скорее, обеспеченности) у тех ребят, у которых самый простой и самый плохонький телефон безо всякого wifi или ИК-порта. Но посыл дан мне верно! Спасибо!

Про обратную связь

Маша, если ты хоть раз преподавала и относилась к этому серьезно, тебе должно быть известно, что обратная связь между учителем и учениками и без кнопочек с лампочками и даже цветными карточками  великолепно отслеживается. Посмотри своим детям в глаза и все понятно будет: кто еще следит за твоей мыслью, кто потерял, а кто никогда и не цеплялся за нее. Ни коем образом не оппонирую твоему любимому преподавателю, просто говорю о более простых "методиках". И еще, мне очень приятно, что он такой след в тебе оставил, если уже не первый раз его вспоминаешь. Вот это серьезная обратная связь !

Дорогой Вадим, чем больше я живу, чем больше воспитываю детей, чем больше вращаюсь в сфере образования, тем больше понимаю то, что 'devils is in the details' и порой даже совсем маленькие перемены, например семантика того как именно обратится к детям, могут быть очень значимыми.

'Посмотреть детям в глаза - и станет все понятно' - это увы утопия для групп состоящих из более чем 12 людей. Многие преподаватели говорили мне, что очень сложно видеть класс или аудиторию дальше двух-трех первых рядов. Мой крестный отец, преподаватель химии в университете с тридцатилетним стажем сказал, что "читаешь всегда первым двум рядам." Физически невозможно увидеть и понять насколько тебя поняли все студенты. 

Сам Борис Григорьевич прекрасно это описал на прошлой неделе: "Я все уроки давал без конспектов и действовал эффектно, как артист. Все были в восторге. Но вот провожу первую контрольную работу в выпускном классе в 1953 году, и большинство пишет на двойку. Я в ужасе — ведь на уроках они все понимали! Тогда я осознал: понимать — это еще не знать. Все равно, что я скажу: «Ребята, я вам покажу, как надо плавать стилем брасс. Движения такие-то. Вы поняли? Плывите». "

Я не агитирую каждого учителя завести разноцветные карточки. Не на каждом предмете они будут полезны, и не под каждый стиль преподавания подойдут. Меня просто сегодня поразило то, что в Америке набирает популярности система, которую Борис Григорьевич пропагандирует уже сорок лет. Технология наконец то доросла до того времени, когда такую связь можно установить очень просто, без всякого кабинета с лампочками, и это делает ее привлекательной для гораздо большей аудитории.

Эту реплику поддерживают: Анна Соломощук, Катерина Инноченте, Irina Abarinova

Мария правильно говорит - если получать обратную связь "посмотрев в глаза", то это сильно ограничивает класс.  У меня пределом было 14 взрослых или 8 детей.  Правда, это было почти 30 лет назад, но вряд ли я стал с тех пор умнее или шустрее.

Кстати, когда я учился, наш учитель пользовался разноцветными карточками. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина