На прошлой неделе Сноб опубликовал интервью с моим школьным учителем математики, Борисом Григорьевичем Орачем. Поскольку интервью это вызвало очень теплую реакцию, мне хотелось бы рассказать о своем сегодняшнем открытии, которое лишь подтвердило насколько это проницательный и передовой человек.

Как я уже писала, кабинет Бориса Григорьевича был автоматизированным. Система была не хитрая и установлена еще в конце 60х годов.

У каждого на парте был ряд кнопок от одного до десяти, а у Бориса Григорьевича был пульт на котором он видел наши ответы. Использовал он это довольно часто, например для того, чтобы проверить ответы после самостоятельной работы. Совсем недавно, читая книгу Бориса Григорьевича, я поняла насколько высоко он оценивал возможность обратной связи с учениками.

Цитирую Бориса Григорьевича: "Существенным недостатком традиционной методики преподавания является отсутствие постоянно действующей обратной связи между учителем и учениками. Урок остается процессом односторонней передачи информации учащимся. Какие бы приемы активизации ни применил учитель, какие бы виды самостоятельных работ ни проводил на уроке, он не может знать, как выполняет каждый ученик то или иное задание, насколько внимательно и сосредоточенно работает каждый ученик."

Открываю сегодняшний номер New York Times и читаю о том как 'Все больше и больше профессоров выдают студентам небольшие приборы, которые позволяют наблюдать и заинтересовывать студентов."  Несмотря на то, что эти приборы 21-го века гораздо совершеннее наших парт с лампочками (у учителя накапливается и сохраняется вся статистическая информация) - изложенные принципы взяты прямо из книги Бориса Григорьевича! Там и про то, что эта обратная связь помогает студенту не отвлекаться и оставаться внимательным, и про то, что, увидев ответы большинства, студенты более уверенно аргументируют свою точку зрения.

И хотя компания, производящая таки приборы, собирается разослать около миллиона таких приборов за этот год, вряд ли можно ожидать появление их в России в ближайшее время. Тем не менее, любому учителю стоит помнить, что для того, чтобы использовать обратную связь не обязательно иметь новейшую технологию. Не обязательно даже иметь парты с лампочками. В своей книге Борис Григорьевич описывает как добиться тех же результатов с сигнальными карточками разного цвета.