Все записи
17:51  /  13.03.12

4287просмотров

Голый король современного танца

+T -
Поделиться:

На балет Эйфмана я принципиально никогда не ходила. Принципы были правда не мои. Я начиталась удручающе плохих рецензий в Нью-Йорк Таймсе, и выслушала мнение одного друга, балетомана, который был в ужасе от того, что Эйфман представил на концерте памяти Баланчина.

Другими словами - я предпочитала семь раз услышать, но не видеть. Но со всех сторон люди продолжали настаивать: "Да ты что? Зачем ты веришь Нью-Йорк Таймсу? Пойди посмотри. Эйфман - это наше все!" Особенно настаивали друзья из Питера, мнению которых об искусстве, я обычно доверяю. И вот в этом году,  на привычный вопрос сестры мужа "брать ли билеты на Эйфмана", я решилась ответить положительно. К сожалению, мои худшие опасения подтвердились.

Дорогие мои, что же Вам нравится в Эйфмане? Ведь это очень, очень плохо. Это ведь не имеет никакого отношения к современному танцу. В лучшем случае - это эстрадные номера связанные вместе плаксиво-патетичным сюжетом. А вы встаете, рукоплескаете, вызываете на бис. Я соглашусь, что смотреть балет не скучно, даже развлекательно, но неужели вас этот "балет" заставляет думать или чувствовать?

В этом году балет Эйфмана привез в Нью-Йорк постановку "Родена". В начале балета нам был показан сумасшедший дом, в котором пациенты в нижнем белье в рюшечку, дергались и кривлялись в стиле "зомби" из второсортного фильма страшилки. Сюжет раскрылся довольно быстро - одна из пациенток дурдома оказалась музой и соавтором Родена. Далее нам была представлена история их встречи, творческих мух, семейных отношений, предательства и сумасшествия. Представлено все это было, используя наиболее банальные стереотипы - заламывания рук, обхваты головы, резкие движения указывающие на 'сильное чувство'. Периодически солисты сменялись кордебалетом, уровень хореографии которого с трудом тянул на посредственный Бродвейский мюзикл.

Я не могу сказать, что я знаток современного балета. Я может была на пяти, от силы шести представлениях: две постановки Марка Мориса (три, если считать его балет в Nixon in China), Лионский Балет с номерами Канингхема и Форсайта, один балет Пины Бауш, и один номер Akram Khan. Что-то мне понравилось, а что-то нет. Но каждое из этих представлений работало на уровне на несколько раз превышающий то, что представляет Эйфман. Этот уровень чувствуется и в том насколько 'raw' передаются эмоции, заставляя зрителя чувствовать то, что происходит без буквального транслирования жестов, и в том насколько необычна пластика танцоров, и в инновационном творческом подходе к каждой сцене, и в умном цитировании, заставляющим зрителей немного думать, а не просто смотреть на красивую картинку.

Ничего этого не было в Эйфмане. Но, как и отметил критик Нью-Йорк Тайм, в очередной раз разгромивший Эйфмана в пух и прах, зрители продолжали рукоплескать. Одумайтесь. Король ведь голый.

Комментировать Всего 12 комментариев

О! А я еще помню красную жизель :)

Вообще, достаточно посмотреть фильм Вендерса "Пина" - и больше никогда не захочется ходить на (классический) русский балет.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Мария Генкина, Tatiana Manoukovski

И не только на классический ;-)

Классический балет бывает невыразимо прекрасен, ровно так же как современный бывает надуманным и ломким.

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин

Я имела ввиду, что Эйфман - это далеко не классический балет.

Маша, полностью поддерживаю,

Еще лет двадцать (страшно сказать) тому назад побывала тогда еще в Ленинграде на его спектаклях. Вот на Снобе недвно обсуждалось, что такое пошлость. Так вот, в моем понимании, это и есть пошлость.

Но обосновать свою точку зрения я не берусь: у меня такие оценки на уровне ощущений и эмоций формируются))

Кстати еще почему-то вспомнилось: был в Москве в конце 80-х театр-студия "На досках", где главным режиссером был Кургинян ( тот, который на Поклонной горе с пеной у рта на путинге выступал). Так вот, все ломились на его спектакль "бедная Лиза". Мне удалось попасть. Автор спектакля показался мне бездарем, а спектакль говном. Как показало время, люди не меняются)))

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Мария Генкина, Tatiana Manoukovski

У меня кстати тоже чаще всего на уровне эмоций и ощущений, но тут я старалась объяснить почему мне не понравилось, чтобы не быть совсем уж голословной.

Пошлость здесь по-моему (кроме буквального имитирования сношений) в том, что эмоции, представленные на сцене, очень одномерны и очень наиграны. По-моему совсем не обязательно хорошо разбираться в современном танце, чтобы это чувствовать.

"Мы сделаем вам красиво!"

Я был на двух концертах балета Эйфмана в Нью-Йорке и все время вспоминал фразу Жванецкого: "Если не видел других машин, то "Запорожец" - вот такой! - автомобиль!" 

40 лет тому назад видел в Москве (на сцене музыкального театра Немировича-Данченко) балет труппы Якобсона и до сих пор забыть не могу - настолько это было сильно и современно. В 70-е годы, когда наш "балет был впереди планеты всей", Якобсон был глотком свежего воздуха. Любой, кто видел несколько миниатюр Леонида Якобсона (их полно на ютьюбе, вот одна миниатура наугад - http://www.youtube.com/watch?v=iyqugfZrB0E&feature=related) легко поймет источник "находок" Эйфмана. 

Для меня Эйфман в той же категории, что и Михаил Задорнов - потакание залу. Он не напрягает слушателей, а льстит им.

Для меня современный балет это - Пина Бауш, Форсайт, Джокай, Шен Вей, Мэгги Марин и еще полдюжины имен, включая Jiří Kylián

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Пина Бауш, Форсайт, Шен Вей,  это - балетные шоу,  современный балет вот здесь:

 http://www.youtube.com/watch?v=LmkFsV42oMc

http://www.youtube.com/watch?v=jTRF06Lma4A&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=KA0TMA5tQP4&feature=related

А  знаменитую  "Жизель"  Матса Эка  двадцатилетней давности  ещё  никто  до  сих  пор  не  переплюнул по актуальности

http://www.youtube.com/watch?v=CXPeLT6XSiI

Хореография Якобсона - вне моды, а значит и вне времени, чего нельзя сказать про Maguy Marin..

Эту реплику поддерживают: Вероника Гайдель

Мне Экс всегда нравился и Cullberg. Примеры Вы привели отличные. 

Я не буду спорить с тем, что у Шен Вея есть и шоу. Но я говорю о его балетах, коих я видел много. Скажем, Map -  не шоу.

Nefes Пины Бауш и особенно "All World is Green"- не шоу.

Шоу Форсайта я не видел, но видел балеты Decreation  и Fairly Queen. 

У Marin есть слабые вещи, но Вы видели ее "Золушку"? 

К Барышникову всегда относился с огромным уважением, как, впрочем, и к Баланчину и к Бежару. 

Но Вы не слова не сказали про Эйфмана, а речь шла о нем :)

Sylvie Gulliem in NYC

 Мы идем 4 апреля, присоединяйтесь!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Благодарю, однако придётся отложить до осени.

Кирилл Славин Комментарий удален автором

Я решила добавить видео тех нескольких номеров, которые я видела в исполнениии Лионского балета (по рекоммендации Светы Кондратьевой)