Все записи
18:28  /  16.07.17

1919просмотров

Свободен!

+T -
Поделиться:

Спасибо чуткому и тонкому Игорю Померанцеву, вытащившему меня ненадолго из моей раковины и выпустившего на свободу! 

Ссылка  

Голос у меня какой-то необычный - как у ежика в полном тумане. Видимо, потому, что сначала мы плотно закусили... 

Комментировать Всего 14 комментариев

Чёрт возьми, какое замечательное интервью, Владимир! И как Вам повезло с презентером  радио-программы Игорем Померанцевым. Я знаю, он очень опытный и умный ведущий. И потому почувствовал: тут не надо мешать - пускай  приглашённый говорит! Хорошо, что  перед записью вы  с ним, как я понял, выпили и закусили:)) Звук, тембр голоса   ровно такой, что помогает слушателю сосредоточиться.  Я не помню другого музыканта, который бы  изъяснялся так спокойно,  таким  чистым, русским языком, с дивными интонациями, ритмом, произношением. Не надо бы мне  с такими комплиментами соваться. Неприлично, да и не нужно Вам. Но так уж выходит на этот момент. Пару слов по сути того, что Вы говорите.   Начало  монолога оказалось очень знаковым для меня, а именно - звук пианино развращает музыканта! Я тут занят  сейчас своим проектом. И  размышляю  ровно о том же  -     способность писать, которой овладели миллионы, благодаря идиотскому декрету о всеобщей грамотности,  развращает пишущего:)... Очень интересна история  вашей эмиграции, изложенная  в двух словах.   А какой конец разговора! Утешение -  в самом факте трагедии. Здорово, что нет в том, что  и как говорите, никакой рисовки, никакого желания понравиться публике, слушателям. Всё - импровизация!  Чуть больше хотелось бы о минимализме. Ваше : "минимализм - прекрасный метод, но он бесконфликтен" подкупает. Но любопытно, что сказал бы на этот счёт    ваш тёзка, Мартынов. В самом деле, это так?

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Anna Bistroff, Анна Квиринг

 Спасибо, Эдуард! Вот повезло же мне со слушателем!  

В конце интервью я сказал, что утешение - в самом факте осмысления трагедии. На самом деле я должен объяснить, что я имею в виду.

Аристотель своим «лечением подобного подобным» и «очищением с помощью переживаемых аффектов» меня совершенно не убедил. Размышляя над природой катарсиса и над императивом Адорно (нельзя писать стихи после Освенцима), я понял, что катарсис возникает усилием гения - о боли, мерзости, ужасе и смерти сказать так совершенно, чтобы бессмертие твоего слова опровергало его предмет, а кромешный мрак начал излучать свет. Вот этот свет и появляется в страшном, абсолютно беспросветном тексте – появляется благодаря тому, как он написан, самому факту осмысления ужаса: настоящее произведение искусства – уже вызов мраку.

Что касается минимализма... Конечно, все искусство относится к "анастезирующему инструментарию" (по М. Аркадьеву). Но в отличие от катарсиса в трагедии, где всего лишь "под местным наркозом" происходит осмысление и преодоление ужаса, минимализм - более простой наркотик, ширяясь в розовых туманах и парах которого человек ничего не осмысляет, а просто на время забывается. 

  

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Михаил Аркадьев, Aurelia Gheorghieva

Спасибо, Генин, это сильно. Украду в ФБ. 

В момент творения   Художник  не отдаёт себе отчета, как рождается произведение - положение, ставшее банальным. Преувеличение этого самого "не отдаёт себе отчёта", как мне кажется, напрасно абсолютизирует  бессознательное в творческом процессе. Может, потому, Владимир, тут  много жульничества?  Отказ от рационального в пользу иррационального, - от логики изложения в пользу интуитивного, - от интеллектуального  в пользу  рефлексии  и так далее. Теоретизировать не стану. Не моя область. Но  из собственных скромных наблюдений я прихожу к выводу - в процессе работы над художественным текстом интуиция начинает  работать на интеллект не сразу, а в какой-то высшей точке творчества. Но в том-то и дело, что  Творец  и интуицию, и бессознательное, и иррациональное  в конце концов подвергает контролю  и подчиняет логике изложения. Если он не делает этого, тогда  прямиком ползёт  к  тому же минимализму, инсталляционизму и прочему в таком роде...Теодор Адорно, думаю, поторопился со  своим заключением.  Что в его  духе: начинал   как провокатор разоблачительного критицизма, потом писал о непродуктивности молодёжного протеста, а  кончил инфарктом, возможно из-за  обструкции, устроенной его студентами... Впрочем, если бы это была моя область, я бы  попробовал разобраться с его представлениями о процессе отчуждения в современной западной музыке...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Проглядел обзорно сейчас, а вечером  посижу и почитаю-послушаю  внимательно  лекцию. Вы с Мишей - мои просветители:). Очень интересно. Спасибо ему передайте.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

из ФБ

Mihail Dzyubenko Лечить Освенцим Гулагом. Так и делаем, строго по Аристотелю

Anatoly Akhutin В основании трагического катарсиса перипетия, перелом в противоположность (из спасительного в губительное), причем не случайный, а логически необходимый перелом. И узнавание во вспышке этого перелома чего-то "общего и возможного" о человеке. Не преображение несчастья в свет находится в средоточии трагического катарсиса, а трагическая маска, в которой актер с самого начала. А торжествующий свет -- это эффект комедии, причем не греческой и не римской, а христианской, "божественной".Очищение происходит если не "от страха и сострадания", то их самих: или стоически отстранись от страстей, или открой их -- сострадания к другому и страха за себя -- внутреннее единство.

 Vladimir Genin Куда там "торжествующий свет"! Нам хотя бы просто какого-нибудь тусклого светлячка. 

Mikhail Arkadev   он живой, и светится

Еще из ФБ

Владимир Осетинский "Лечение подобного подобным" - лишь одно из толкований аристотелева катарсиса, вовсе не самое убедительное. Мне кажется, катарсис, по Аристотелю, и предполагает "очищение" ума, дающее возможность не просто ужасаться и кричать от боли, но размышлять и понимать. По-моему, об этом идёт речь в Поэтике (применительно к трагедии  

Vladimir Genin Насколько я помню, там речь о страхе и сострадании. Для А. важно прежде всего воспитательное значение, воздействие на аудиторию. Мне кажется этот момент вторичным по отношению к преображению самого художника. 

Владимир Осетинский "Очищение <катарсис> посредством страха и сострадания" провозглашается целью трагедии. При этом Аристотеля волнует "интеллектуальное", а не "воспитательное". Чей именно ум очищается? Да, наверное, зрителя 

Vladimir Genin Катарсис прежде всего необходим самому художнику. Катарсис публики - явление сопутствующее, но вторичное. 

Irina Berlyand Да, Аристотель пишет о зрителе, а не об авторе. А "воспитательное" от "интеллектуального" не отделяет. 

Владимир Осетинский  Да, поправка принимается: не отделяет. Но вот вопрос в том, не имеют ли он в виду (и) автора. 

Vladimir Genin Всего лишь ВИКИ: "системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения,"

Vladimir Genin По крайней мере, расхожее значение автора вообще не учитывает. Но так или иначе, суть катарсиса именно в неком снятии напряжения. Для меня куда важнее то, что сам свет может появиться и в полностью беспросветном произведении - именно благодаря сказанному выше. Да и трагедии после Освенцима и ГУЛАГа, стали несколько иными. Тут чувством облегчения не обойдешься.  

Irina Berlyand Vladimir Genin катарсис художника как главный смысл произведения -- воля ваша, что-то в этом онанистическое. 

Vladimir Genin   противположностью этому было бы отвращение художника к своему сочинению )) Я думаю, тут несколько более сложная диалектика. Речь, конечно, не идет о том, чтобы обливаться слезами над своим собственным сочинением ))

Владимир Осетинский Цитирую Поэтику, слова о трагическом подражании: "Породили поэтическое искусство две причины, и обе естественные. А именно: подражать присуще людям с детства (...) Объясняется же это тем, что познавать - приятнейшее дело не только для философов, но равным образом и для прочих людей". Цель искусства, по Аристотелю, познание, а не "создание чувства облегчения" Трагический катарсис способствует познанию - самого устройства мира, его трагедийности  

Irina Berlyand Есть мнение, что после Освенцима и Гулага "Поэтикой" не обойдешься. Когда бы грек увидел наши игры, он бы не писал греческих трагедий. Я уже писала об этом. 

Владимир Осетинский Ирина Берлянд Я всего лишь хотел обсудить, точно ли автор поста понимает мысль Аристотеля 

Владимир Осетинский А работает ли сейчас греческая трагедия, тема отдельная и интересная. По-моему, работает 

Владимир, по моему ваши оппоненты  не очень понимают, о чём речь. Вот пример. В. Осетинский:  "Цель искусства, по Аристотелю, познание, а не "создание чувства облегчения" Трагический катарсис способствует познанию - самого устройства мира, его трагедийности"." Вы  ведь, если я правильно уловил, о  катарсисе Художника, Творца,   созданием произведения освобождающего себя  от мучащей его идеи. Ну, да, цель искусства -познание и по Аристотелю, и по кому угодно после него ( до него не знаю:). Но это ж  первичный уровень  понимания природы  творчества, сути усилий Творца. Рассуждения  о Познании тут как пришей кобыле хвост...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Именно! Почему-то все обсуждения всегда съезжают на сторону. 

"Трагический катарсис способствует ПОЗНАНИЮ - самого устройства мира, ЕГО ТРАГЕДИЙНОСТИ" - Ну, да. Ну, да... Уж точно не "оздоровление". "Возвышение"?... Ну, да. Ну, да...

Ну да. Ну да. Греческая трагедия, как Кашпировский своего времени...

Новости наших партнеров