Все записи
22:07  /  13.10.11

5246просмотров

Дорогие друзья!

Приглашаю вас в субботу 29 октября в Московский международный Дом Музыки на концерт «ВРЕМЯ и МЕСТО»!

+T -
Поделиться:

Приглашаю вас в субботу 29 октября в

Московский международный Дом Музыки на концерт «ВРЕМЯ и МЕСТО»!

Этот большой концерт задуман нами — исполнителями и мной — как свидетельство преемственности в музыке, как беседа о времени и о человеке с моими старшими коллегами по цеху, великими русскими композиторами Дмитрием Шостаковичем и Георгием Свиридовым. 

Программа вечера состоит из двух отделений.  

В первом состоится премьера моего фортепианного цикла «Семь мелодий для циферблата», написанного специально для пианистки Ольги Домниной и ей посвященного.

Этому Циклу предпослан эпиграф из 77-го сонета Шекспира, где поэт описывает время, крадущееся по циферблату, как домушник по коридору.  Отсюда и названия частей произведения: «Незрячесть лиц», «Усталость красоты», «Чего не может память», «Ветхое стекло», «О разверстых могилах», «Украдкой к вечности», «Пустышки».

Во втором отделении прозвучит музыка Д. Шостаковича (4 прелюдии из цикла op.34 в переложении для скрипки и фортепиано) и Г. Свиридова («Романс» из музыки к кинофильму «Метель» в моем переложении для скрипки и фортепиано).

А в заключение концерта — снова премьера, на этот раз моих шести концертных пьес для фортепиано по музыке Г. Свиридова к кинофильму «Время, вперед!»  

Помимо пианистки Ольги Домниной в концерте принимает участие заслуженная артистка России Елена Ревич (скрипка). 

Приглашаю присоединиться к этой музыкальной беседе о времени!

 

Время: Суббота 29 октября в 19:00 

Место: Камерный зал Московского международного Дома Музыки (Космодамианская набережная, дом 52)

 

Заказ билетов: Елена Смоленская, тел. 8. 985 76 40 974     

 

Послушать пару фрагментов можно здесь: 

http://vladimirgenin.de/fragment1.mp3

http://vladimirgenin.de/fragment2.mp3

 

 

Читайте также

Комментировать Всего 209 комментариев

Мы со Светой слышали эут музыку несколько раз: отрывками, когда Ольга репетировала и потом все целиком (Генина и Свиридова), когда Оля играла это для очень (ну, очень!) маленькой группы слушателей в Палермо. Нам это очень сильно понравилось (а Света просто плакала). И музыка и исполнение заслуживают того, чтобы отложить все другие дела на потом!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Синдром Стендаля.

Просто столкновение с прекрасным переполнило мое бедное сердце.

Спасибо, дорогой Владимир! Спасибо, дорогая Оля!

Первый раз такое случилось со мной на премьере Cocerto Grosso #2 Шнитке в Московской консерватории в 1982. Кстати, первый медицинский диагноз Стендаль-синдрома тоже датируется 1982 годом, хотя "болезнь" - стара, как мир.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Главное, Светлана, чтобы не случился  Вертер-синдром!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Володя, дорогой, неужели свершится? Ей-Богу, если было у меня когда-нибудь за последние 30 лет искушение изменить обетам юности и приехать в Москву, то это сейчас, в связи с твоей премьерой. Я уже знаю весь цикл наизусть не хуже Домниной. Придет день, и я напишу о нем подробно, потому что писать о нем поверхностно - все равно что есть гречневую кашу без масла. Потому что весь смысл его - в бесконечности ускользающих от слушателя деталей, которые, подобно времени, все время хочется вернуть.  Как весь смысл каши - в масле, которым, как известно, её не испортишь. Как я тобой горжусь и как я тебе завидую.  Зависть - непонятое чувство.  Иногда оно превыше любви.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

В Россию я поеду только если кто-нибудь мне за это даст сто тысяч фунтов, лучше - в гвинеях.  Причем деньги вперед, наличными или переводом.

Почему именно сто тысяч?  Потому что мечта о миллионе была опошлена уже Достоевским.  С отголоском у Ильфа и Петрова.))

А так, за здорово живешь, не поеду.  Не поеду, и все тут.

Друзья, спасибо! если бы я мог выражать свои мысли и чувства словами так, как это делает Андрей, я бы не стал писать музыку. Поэтому, как и подобает композитору, предпочитаю оставаться бессловесной тварью.  

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Маэстро, что значит бессловесной?  Мы же собираемся здесь устроить дискуссию, говорить страшные, опасные вещи о современной музыке!  Ты имеешь в виду, надеюсь, что будешь молчать в ответ на грубую лесть. Но на крамолу-то откликнешься?

На крамолу как не откликнуться! 

И потом, лесть была совсем не грубой, а по-восточному изысканно тонкой!

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Не зря же я четыре года провел в Венеции!

а что за страшные и опасные вещи собираешься ты говорить о современной музыке? по-моему, ей совершенно нечего опасаться - для нее все божья роса и трынь трава...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Подожди, всему свое время - и место.  Крамолу никогда не следует форсировать.  Она зарождается сама собой, при совокуплении истины и отчаяния.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss

Очень хорошо, что состоится

Обязательно прийду

Буду рад! заодно по гримасе на твоем лице проверим, хорошо ли настроен рояль. Но предупреждаю: так как перед вторым отделением вряд ли будут снова настраивать, придется пережить несколько расстроенных струн. После моего цикла это неотвратимо -  редкий рояль дотянет до середины концерта!

Так что, готовься заранее.

:)))

Подготовлюсь заранее

Чай-кофе попьем? До-после?

ОК

Созвонимся

У меня телефон тот же

Пачиков настоятельно советует: отложить все другие дела на потом!

Да и сам бы пошёл даже не зная музыки Генина, Шостакович и Свиридов -  вполне повод достаточный. 

Вот только буду в те дни в Тель-Авиве. 

Нарочно, что ли, выбрали день, когда в отъезде :(( ? 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Точно, Владимир Владимирович! Это все происки реакции!

А давайте поменяемся? Я -  в Тель-Авив (давно хотелось там побывать!), а Вы -  на концерт! Полное удовлетворение волков, коз и даже капусты.

Кстати, когда Вы не забываете применять свое отменное чувство юмора, дискутировать с Вами -  одно удовольствие!

Это все происки реакции!

Куда хуже. Закулисы - и мирового масонского правительства. Уж не пытайтесь правду скрывать. 

Я сам в Израиле никогда пока не был. Так что трудно выбирать. 

Ну и не уверен, что Вам понравится сидеть восемь дней безвылазно на учебном семинаре по технологическому предпринимательству. 

Впрочем, если выкупите у меня расходы по поездке и участию в семинаре, спрошу у жены. Может быть, она согласится с Вами вместо меня поехать? 

слишком далеко идущее

Просто если идти ближе, цена практически удваивается. 

Да и лишать ли лучшую из женщин поездки в землю обетованную ради моего стремления услышать музыку Генина? 

(То есть ради банального личного гедонизма - и тщеславия?).

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Чувство юмора

уместно только в тех случаях, когда не о важном разговор.

Что же до удовольствия от общения со мной - единственное условие его получения - чтобы градус совпадал. 

Гарантирую. 

Пробный шар

Володя, несколько месяцев тому назад один очень умный и начитанный жулик сказал в интервью следующее:

"Я уверен: эра великого кинематографа, литературы и музыки ушла. Наше сознание поменялось. Как возвращаться к истине, к подлинному в искусстве… не скажу. Просто эта дорога назад вряд ли уже существует, но, надеюсь, что где-то всё-таки есть новые неведомые нам перспективы."

Автор этих слов - наверняка известный тебе Мартынов.  Я вижу в нем дистилляцию, или скорее фокус, небольшого числа расхожих идеек, которые мне так часто приходится оспаривать в комментариях к моим колонкам.

Причем в фокусе есть фокус, в смысле фокус-покус. Ты знаешь мою теорию колбасы: все на свете может становиться хуже, но ведь может статься и так, что конец, что хуже некуда.  И вот, представь себе, Мартынов - ее приверженец!  Что делает спор с ним особенно интересным, потому что, читая его, я как бы смотрю на самого себя в кривом зеркале.

Я думаю, читателям твоего блога было бы интересно услышать твое мнение о "конце" того, что Мартынов называет "фрачной" музыкой.  Ты ведь такую и пишешь?  Почему я ее и люблю!

Ты знаешь, я ведь в общем-то согласен с писсимистическими взглядами Мартынова. Его исторический анализ остроумен и точен: на смену сакрального пришло искусство самовыражения с его принципом публикации опусов, которое постепенно выродилось в "производство и потребление" - так что музыкой стало все, опубликованное и продвигаемое в качестве таковой. То же самое произошло и с другими искусствами, как на примере живописи блестяще показал Максим Кантор. 

Но из всего этого сделан вывод, что вся музыка стала симуляцией музыки. И художнику надо это осознать и -  научится с этим жить. А дальше -  очень сомнительное ожидание выхода на какой-то неведомый уровень, к которому можно пробиться уже после этапа признания "смерти музыки". 

Ложь же заключается в том, что хотя все это верно "в общем", это не обязано быть непреложной истиной для отдельного художника. На основании того, что "Бог умер", нельзя утвержать, что не может быть истинно и глубоко верующего -  такого, как и сотни лет назад, или что он должен быть смешон и жалок. 

Мартынов не может быть иным, он может бежать только со всеми, поскольку как у художника у него нет своего языка и своей веры. Он говорит: вы еще продолжаете бежать в ту же сторону, уверенные, что искусство существует, а надо бежать в другую -  вместе со мной и некоторыми из той же когорты. А я не хочу бежать ни туда, ни сюда. Это все у него происходит от глубокого неверия в то, что он делает - чтобы оправдать отсутствие своих индивидуальных услилий. Все что им написано о времени верно, но отдельная личность и ее позиция этими законами  не определяется. Вспомним хотя бы "Поэт и время" Цветаевой. Быть несовременным сегодня -  это высокое звание.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Liliana Loss, Alexei Tsvelik, Алена Рева

"хотя все это верно "в общем""

"Бабушка, zero только что вышел, - сказал  я,  -  стало  быть,  теперь долго не выйдет. Вы много проставите; подождите хоть немного.     - Ну, врешь, ставь!     - Извольте, но он до вечера,  может  быть,  не  выйдет,  вы  до  тысячи проставите, это случалось.     - Ну, вздор, вздор! Волка бояться - в лес  не  ходить.  Что?  проиграл? Ставь еще!     Проиграли и второй фридрихсдор; поставили третий. Бабушка  едва  сидела на месте, она так и впилась  горящими  глазами  в  прыгающий  по  зазубринам вертящегося колеса шарик. Проиграли и третий. Бабушка из себя  выходила, наместе  ей  не  сиделось,  даже  кулаком  стукнула  по  столу,  когда  круперпровозгласил "trente six" вместо ожидаемого zero.     - Эк ведь его!  -  сердилась  бабушка,  -  да  скоро  ли  этот  зеришка проклятый выйдет? Жива не хочу быть, а уж досижу до него! Это этот проклятыйкурчавый круперишка делает, у него никогда  не  выходит! [...]     - Бабушка!     - Ставь, ставь! Не твои.     Я поставил два фридрихсдора. Шарик долго летал по колесу, наконец  стал прыгать по зазубринам. Бабушка замерла и стиснула мою руку, и вдруг - хлоп!     - Zего, - провозгласил крупер.     - Видишь, видишь! - быстро обернулась ко мне  бабушка,  вся  сияющая  и довольная. - Я ведь сказала, сказала  тебе!"

В этом известном отрывке из "Игрока" герой говорит голосом обывателя, а бабушка - голосом художника. 

Удивительное дело, Володя, и извини тривиальность сравнения. То, что ты пишешь об "общем" и индивидуальном - слово в слово то, что мы, игроки, думаем о "казино" и рулетке. У Достоевского есть цитата, дословно предвосхищающая твои слова, я сегодня вечером ее искал, но не нашел.

Казино - статистика, общее место, банальность, проза, газета, факт.  Игрок - частный случай, индивид, душа.  Математически он  д о л ж е н  проиграть только в том случае, если он часть толпы, слит с ней в массу, икринка в банке. С точки зрения казино, он и есть такая икринка, но с собственной точки зрения он - огромная, доисторическая белужина, вольно плавающая в каких-то глубоких, неведомых статистике водах.

И, если он - чертова бабушка, русский самодур, самостийный мечтатель, он может и выиграть.

Любопытный фильмик здесь.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Спасибо тебе за любопытное сравнение!

Но это же вообще единственное основание человеческой свободы! Интересно -  в сторону "игроков" не думал - отсутствует жизненный опыт, хотя в Висбадене был.

(Впрочем, другая  сторона этой свободы -  эксперимент Раскольникова, поставленный им над самим собой и парой подопытных старушек.)

Что же касается Мартынова -  ты очень точно уловил нерв моего высказывания и моего раздражения его пафосной позицией: это не просто икринка - это неоплодотворенная икринка, философскими трактатами обосновывающая недопустимость существования монстров-белуг, которые уж давно должны смириться и, наконец, вымереть ко всеобщей радости паюсной икры.   

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

вот тебе в чем-то продолжение темы

А фильм посмотрю -  любопытно, раз Волгин и Плотников. 

Я     уже   имела   удовольствие  послушать   музыкальную   шутку    Генина в  исполнение   Оленьки  и   Елены   Ревич   "За  бубликами"

Правда,  антураж   Soho  Rooms   в  Москве,  где   состоялось  представление,     показался     мне   явно  не   для   этих   целей,   но   видимо,  таковы  новые   тенденции   современной   русской   музыки   -  быть  там,  где   её    могут   услышать   не  только   постоянные   поклонники,  но   любители,  прежде  всего,    яркого  и   нового...  

В   " Семи  мелодиях..."   меня  заинтриговали  названия  этих   мелодий... их  философская   нота))

1. Незрячесть  лиц   -  слово  "незрячесть"     не  очень  нравится....  хотелось бы   услышать,  как     Вы  это  через  музыку  доносите

2. Усталось  красоты  -     прекрасно...  со  временем   я  научилась  видеть  эту  красоту...  однако,  возможно,  потому   что   стареем

3. Чего  не  может  память  -  красиво,   но   память  для   меня  уже  давно  превратилась   в    инструмент  воображения...   в  этом  случае,   могла  бы  сказать:   что  может  память...  а  память  может  почти  всё)))

4. Ветхое  стекло   -   не  получается  сочетать эти  два  слова...  допускаю,  Вы  смогли  это  сделать   через   звуки

5. О  развёрстых  могилах  -  слишком  трагично,  но   актуально... впрочем,  развёрстые  могилы  -  понятие   на  все  времена

6. Украдкой   к  вечности  -   почему   украдкой?   идём,   кто   как   может...  я,  правда,  стараюсь  замедлить   свою  поступь,  но  что-то  невидимое  так  и  толкает  в  спину)))

7. Пустышки  -  прелестно!

Лилиана, что касается "Бубликов" -  то это была забавная работа, но не более того. Так сказать, "шутка генина".

А все названия частей цикла целиком взяты из 77го сонета Шекспира. Что же касается русских названий, то я не хотел дословного перевода: они соотносятся с английскими "по касательной" - так же непрямолинейно, как и с самой музыкой.

Да и вообще, эти названия появились гораздо позже музыки - я их очень долго искал. Музыка и Время -  это вообще отдельная тема для разговора. И кроме того, так называемые "главные темы икусства" – Любвь, Жизнь, Смерть – объединены одним нервом: драмой взаимоотношений человека и времени.

Как-то я случайно наткнулся в интернете на изображение одного циферблата: уцелевший после кораблекрушения, он через 140 лет  был поднят со дна океана с помощью US Navy  и теперь хранится в The Mariners' Museum  Newport (именно он  изображен на титульном листе моего Цикла). Это в прямом смысле слова «документ  времени»: ибо  то самое время, которое этот циферблат некогда отмерял и показывал, уничтожило и сожрало его. 

Циферблат без стрелок как свидетель событий, "перегоревшее" и  остановившееся время, «время вечности» - довольно распространеный образ, использовавшийся  Жан-Полем ("Мертвый Христос говорит с вершины мироздания о том, что Бога нет"), Бергманом в кино, Дали  в живописи.

Так появился Циферблат в названии. А потом уже наткнулся на сонет Шекспира и понял: вот оно!

Ага...  прекрасно....   вот  это  и  надо  было  с  самого  начала  расписывать,   откуда   всё    пришло...   Про  Шекспира   сама  не  поняла,    лишь  заметила,  что    английские  названия  попадают,  а  русские  слегка   размазаны   во  времени  и  пространстве...     

Английские названия попадают в английский язык оригинала -  ничего удивительного! :))

Кстати, моя мысль так и двигалась: циферблат без стрелок - лишь воспоминание о том, что время  когда-то двигалось, а теперь это только тень (от) времени на циферблате. Написал это -  и тут же набрел на Шекспира: «По тому, как крадучись движется тень на циферблате, ты можешь постичь вороватое движение времени к вечности»  - "Украдкой   к  вечности"

Английские названия попадают в английский язык оригинала - ничего удивительного! :))

Владимир,  будете   смеяться,  но  я  подумала,  что  изначально,    Вы  сами  выбрали  русские  названия,  а  потом  кто-то  /подозревала  Наврозова )))/   гениально  перевёл  их  на  английский....  

Вы совершенно правы, Лилиана!

Только на английский их перевел Шекспир!

Так и напишем: Наврозов в переводе Шекспира.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Ага.  В таком случае, заодно он просил вам сообщить, что (1) звали меня действительно Шекспир и (2) до мужского пола охотник я никогда не был.

Протестую! под именем Шекспира, как известно, уже давно скрывается некий А. Наврозов.  

Лилиана, у Мандельштама, разве Вы не помните:

Тяжелы твои, Венеция, уборы,

В кипарисных рамах зеркала.

Воздух твой граненый. B спальне тают горы

Голубого дряхлого стекла...

Незрячесть лиц - тут столько всего, начиная с античных статуй, дошедших до нас ослепшими.

А украдкой - потому что так у Шекспира!  Я думаю.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Сергей Любимов

Thy glass will show thee how thy beauties wear,

Thy dial how thy precious minutes waste,

The vacant leaves thy mind's imprint will bear,

And of this book, this learning mayst thou taste: 

The wrinkles which thy glass will truly show

Of mouthed graves will give thee memory;

Thou by the dial's shady stealth mayst know

Time's thievish progress to eternity; 

Look what thy memory cannot contain

Commit to these waste blanks, and thou shalt find

Those children nursed, delivered from thy brain,

To take a new acquaintance of thy mind. 

These offices, so oft as thou wilt look,

Shall profit thee, and much enrich thy book.

Ни одного конгениального перевода, увы, так и не нашел.

Маршак на крайний случай...

Импровизация

Если бы я переводил этот удивительный сонет, я бы руководился общим направлением мысли автора.

Метафизичность рассуждений Шекспира, которая преследовала и его потомков 17 в., совершенно современна по тембру и окраске: вообразите готический собор в 96 этажей с подземной парковкой и скоростными лифтами.

Первое четверостишие я бы перевел так - это дикий пятиминутный экспромт, но чего стыдиться, здесь все свои:

Тебе покажет ртуть, как жухнет цвет,

А циферблат - как миг проходит мимо.

Незрячесть лиц в воображеньи лет -

Вот грамота, чей смысл - необратимость.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss, Alexei Tsvelik, Юрий Васюто

вот!!! вот!!! требую продолжения!

мне же нужно будет что-то зачитать со сцены Дома музыки -  я сомневаюсь, что этот Сонет знают наизусть.

Вместо колонки в понедельник?!?

Давай посмотрим, если я здесь наберу достаточно поддержек, может, вместо колонки устроить в понедельник студию перевода?

Ты поставил бы ко мне в блог русский подстрочник, а на какой-то стадии коллективной работы, скажем, на второй день, добавил бы переводы сонета, которые ты собрал - я не читал ни одного, прошу заметить, и советовал бы участникам не лезть в интернет, а думать самостоятельно.

Любопытная идея!

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Iryna Sukhanenko, Юрий Васюто

Хорошая идея! Подстрочник есть и несколько переводов! и мой шкурный интерес соблюден! 

От друга Миши Аркадьева Славы Геровича:

Мишка, привет!

Узнал из твоего фейсбука про предстоящий концерт Генина и посмотрел чрезвычайно занимательную дискуссию по этому поводу на его страничке на Снобе. Там, в частности, обсуждается вопрос о переводе Сонета 77, что не могло оставить меня равнодушным. Я поставил себе задачу впихнуть в перевод названия всех частей <<Семи мелодий для циферблата>>. Надо сказать, что буйная фантазия Генина вышла далеко за пределы скромного воображения Барда, так что пришлось проявить изобретательность. Кроме того, Шекспира принято переводить с убивающим его пиететом, как будто он вещает с монумента, многозначительно подняв палец.

На самом деле, в заключительных строчках этого сонета мне послышалась ирония и насмешка и над собственным глубокомыслием, и над адресатом. В общем, получилось вот что: (см. блог Андрея)

Вторая  и  третья  строчки  экспромта  кристальны...

Тогда о первой и четвертой еще подумаем!

Лилиана, у Мандельштама, разве Вы не помните

Андрей,  Вы  обо  мне  слишком  высокого   мнения....  "телесность  гасила  мой  интеллект"  по  выражению  одного      друга    -      когда-то  всё  моё   время  уходило  не  на   Мандельштама  и  Шекспира,   а     на   batman   tandiu   и   plie,  поэтому  сейчас   догоняю   упущенное      через   Вас  и  других,  здесь,  присуствующих))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

"Телесность  гасила  мой  интеллект" - ничего лучшего и не придумать, мне сразу стало завидно. И извините, если я прозвучал педантом-очкариком, это в общем мне не свойственно, честное слово.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

)))))))))  долго  думала,  что  ответить...  ничего   не  придумала,  но  смеялась  ужасно....

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Незрячесть лиц - тут столько всего, начиная с античных статуй, дошедших до нас ослепшими.

Это  очень  красивый   образ,    но  у  меня   без  Вашей  подсказки  не  проассоциировалось...  эх...  

Ну, если уже вспомнился здесь Мандельштам, так почему не "Адмиралтейство" и "нет, не луна..."? И не только потому, что циферблат там прямо упомянут, но и потому что они так близки к затронутой теме - спор: время и вечность, разрыв пространства, трехмерной системы, и четырехстихийного мира искусством, перекличка между искусством прошлого, давно минувшего и новым, когда сокровища его, минуя внуков уходят к правнукам?...

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

По просьбе двух уважаемых товарисчей задаю два дурацких вопроса :)

А скажи, Владимир, пожалуйста

1. Почему раньше музыка была мелодичной, скажем - народные песни, Моцарт и пр., а сейчас музыка какая-то непонятная, вроде бы и за душу берет, а напеть ее ну никак не получается?

2. И в продолжение первого вопроса: считаешь ли ты "приличных мелодистов" из "мэтров современной популярной музыки", например, Элтона Джона или Эндлю Ллойда Уэббера "приличными музыкантами"? Или это - "музыка для тех, кому лень вникать"? Фаст-фуд.

Ну и вопросы! не хочешь ли ты, чтобы я здесь совершал длительный экскурс в историю музыки? 

Но ведь и Вагнера уже редко когда напоешь, хоть и оперный композитор! Конечно, профессиональная композиторская музыка в целом усложнилась и удалилась от пения. А мелодия, как душа, почти что покинула ее и стала признаком старомодности или попсовости.

После того, как музыка дошла да крайней точки распада, возникли новые течения -  тот же минимализм, представителем которого является и Мартынов. Многое в этом течении очень привлекательно -  если только не становится очередным приемом и постмодернистской пустышкой.     

Кстати, на моем концерте простой музыки я тебе тоже не обещаю, хотя мелодия для меня -  не дело прошлого. 

:)))

Просил же провокационные :))

Не так давно ходил на спектакль (?) в театре Васильева "Плач Иеремии", получил впечатление, сильное

Кстати, там же смотрел "Офорты Гойи", тоже музыка Мартынова была использована

Любые концепции, в том числе и минимализм, сами по себе не плохи и не хороши, как мне кажется. А Мартынов понравился, если так можно выразиться :)

Нет, я конечно утрирую, и сам кое-что читал. И даже играл. Помню, для меня лет в 12-13 или раньше было потрясением сыграть пьесу Прокофьева, которая все 2-3 месяца, пока я с ней возился , представлялась мне "антимузыкрй", напеть ее никак нельзя было :)

CD то я послушал, немного готов уже :)

А что до "простой музыки"... Не так уж она и поста, если копать глубже и вникать. Скажем, игра на цитре Цинь, жалкое и заунывное зрелище и слушание. Великое искусство!

"Простая музыка не проста" -  сам люблю ее. Например, ту, которая звучит в лучшем из виденных мною фильмов о музыке "Все утра мира" (Tous les Matins du monde) где на виоле играет Савалль.

Но есть и простота, которая хуже воровства -  впрочем, в постмодернизме это называется "цитированием".

И это есть, согласен

Но, когда люди начинают презрительно говорить о китайской или индийской музыке, примитивной и "некрасивой", я начинаю кидаться в них банановой кожурой и фекалиями :)

Эту реплику поддерживают: Iryna Sukhanenko, Lucy Williams

люди начинают презрительно говорить о китайской или индийской музыке, примитивной и "некрасивой",

Я люблю очень разные направления в музыке. Здесь, мне кажется, очень важен социальный контекст.

Не очень понял Вашу мысль

Культурный контекст ? Социальный контекст? То, что нужно вслушаться?

Думаю,  для наилучшего понимания любого произведения искусства важено знание и культурного, и социального контекста. Мало кто отрицает, что понимание западной классической музыки требует определенной подготовки. Однако подобный подход не всегда применяется по отношению к той же китайской или индийской музыке.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алексей Насретдинов

Я бы сказал, что есть целых три параметра сложности. Сложность по структуре, сложность для написания и сложность для понимания. Простое по структуре произведение вовсе не обязательно просто написать 

О Свиридове, "икринках и белугах" (алаверды Наврозову)

Вы забыли еще сложность для исполнения и сложность для анализа.

Скажем, очень живую музыку Свиридова безумно сложно анализировать -  что о ней можно сказать? кажется, что нечего.

А вот запутанную разными "измышлизмами" - очень легко. Мой учитель Роман Леденев замечательно сказал как-то: "мертвое легче препарировать".  

Я это испытал на собственной шкуре, когда мой профессор по инструментовке композитор Юрий Буцко поставил мне условие: он возьмет меня к себе в класс,который он набрал  почему-то из одних теоретиков (я поступал сразу на 2ой курс и трудно было попасть к тем, кому хотел), еслия, как и они, напишу курсовую. И тему мне он дал -  инструментовка "Поэмы памяти С. Есенина" Свиридова. Только тогда я начал влезать в его музыку, а потом он прочитал работу, позвал к себе -  познакомиться - и попросил включить в сборник статей о его музыке.

Это отчасти продолжение разговора  с Андреем Наврозовым о том, может ли художник вырваться из предлагаемых обстоятельств и статистических законов: за этот "отрыв" Свиридова и ненавидят и презирают многие из знкомых мне коллег. Один из них даже употребил следующий образ: мол, история музыки шла вперед, композиторы вспахивали все новые и новые поля, а тут пришел этот, разглядел где-то пропущенный клочок невспаханной, "спарашютировал" туда в давно прошедшее и забытое, и застолбил!     

Отличный образ. Так и надо делать. Я тоже вижу в современной культуре дыры, которые надо латать. Правда они в популярной, а не классической музыке 

Я не очень понимаю - а вот эти вот ваши коллеги, чем они мотивируют свои претензии? Свиридов написал музыку, которая способна воздействовать на слушателя, и этим прав. Что же ещё требуется? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Требуется соответствовать рынку и его правилам! Это же скандал, когда кто-то приносит живую белугу туда, где все договорились с умным видом торговать мертвечиной. 

А латать дыры в популярной музыке - это все равно, что ложкой море вычерпывать.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

"Любые концепции, в том числе и минимализм, сами по себе не плохи и не хороши, как мне кажется" -  верно кажется, Алексей! Проблема Мартынова в том, что он циник - несмотря на всё его богословское прошлое и настоящее.

Не знаю, совместны ли гений и злодейство, но музыка и цинизм -  точно несовместны, по крайней мере, для меня. Если цинизма не расслышать, то такая музыка может обмануть и показаться содержательной.

Скажем, для меня музыка Мартынова -  это то, что своей попсовостью полностью уничтожает фильм "Остров"

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Может быть, я его не так много слушал и совсем не читал то, что он говорит/пишет

Попробую приглядеться внимательнее

Цинизма я сам не люблю, это очень простой подход, эффективный и эффектный, но оставляет после себя пустыню.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

А Мартынов будет пустыне вполне рад! это для него -  необходимый этап в развитии, после которого и должно все возродиться.

Сам он говорит об имитации искусства и имитации жизни, предлагая вместо этого имитацию имитации.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

ЭЭэээээ

Тут есть нюансы

Я согласен и с Карлом Юнгом и с некоторыми экзистенциалистами в том, что чкловек периодически должен проходить через точку "виртуальной смерти". Это полезно, хотя и болезненно.

Но не обязательно ее проходить с помощью цинизма. Наоборот, как мне кажется, цинизм, как напалм или дуст - убъет все живое и больше уже там ничего не возродится.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Alexei Tsvelik, Lucy Williams

Мне кажется, цинизм допустим, если он занимает некую ограниченную нишу и не претендует на все пространство...

Не знаю

Не встречал такого

Встречал или людей с какой-то позицией

Или циников

Смешанные типы не встречал

Ну, и еще множество людей и без позиции и без цинизма и тп вмтречал :)

Алексей, я имею в виду не пространство души человека, а пространство современного искусства. Пусть будет и парочка циников. Но желательно не больше...)

Это само собой :)

Как говорил Конфуций - пусть цветут 1000 цветов

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Как говорил Конфуций - пусть цветут 1000 цветов

И цветы, и сорняки и колючки...)

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Еще ведь есть напускной цинизм - человек боится раскрытся и показать себе чувствующим и ранимым. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Еще ведь есть напускной цинизм - человек боится раскрытся и показать себе чувствующим и ранимым.

Или боится, что не в силах достичь желаемых идеалов и  в результате отказывается от них...

Может быть, тогда это просто черный юмор? :)

Может быть, тогда это просто черный юмор? :)

Я имею в виду тот самый, настоящий цинизм. Который оставляет после себя пустыню. Без пустынь земле бы тоже чего-то не хватало.. Пусть только не вытесняют другие ландшафты!

Мне почему-то кажется, что пустыни возникнут и без нашего участия!

Цинизм - это так скучно!  Это то, что сожрало Бродского...

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

У меня почти отсутствует орган восприятия хороших стихов :)

Хотя Ваш перевод мне кажется очень итересным

Но, что цинизм - это скучно, абсолютно согласен.

Тогда, Алексей, не премините зайти ко мне на блог часа этак в 2 пополудни (по Гринвичу!), там я выставлю полный перевод, как и обещал.

А относительно "отсутствия органа восприятия", это Вы выдумываете.  Если Вы любите хорошую музыку, то понимаете и стихи - хорошие, конечно.  Никакой разницы.

:)))

я немного лукавлю, конечно. Но в стихах разбираюсь не очень хорошо, не сложилось

А в блог зайду обязательно, интересно

Сейчас иду ставить.

(Володь, готовь подстрочник!!)

Цинизм - это так скучно! Это то, что сожрало Бродского...

Андрей, после того как цинизм сожрал Бродского, от того осталась много вкусных кусочков...))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Фильм "Остров" попсовый и без музыки Мартынова, и вполне сам себя уничтожает своей внутренней ложью..

Эту реплику поддерживают: Саша Копов, Владимир Генин, Елизавета Титанян

А мелодия, как душа, почти что покинула ее и стала признаком старомодности или попсовости.

То  же  самое  происходит   и  в  современном  балете   -    гармоничный   переход   пластики   тела   из  одного  движения  в   другое   покинул   его...  Музыка   уже  не   ведёт   современный танцевальный   язык,  как  это  бывало  во  времена  Петипа  или  даже  Григоровича,  сейчас  же   рисунок  тела  на   сцене   изломан  по  капризу   хореографа  и  модных   рыночных   эффектов,  расчитанных  на   приток   публики...

Изломан -  но иногда очень талантливо. "История солдата" Килиана подходит Стравинскому, а Кейджа если уж слушать, то почему бы не смотреть в это время Cursive II  (Cloud Gate)?

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов, Lucy Williams

Я  сейчас   выскажу  очень  простую   мысль,  касающуюся   почти  всех  современных   хореографий,   включая  и  ту,  о  которой   Вы  упоминаете  выше...  

Всё   или   почти  всё,   что  ставится   на  современной   сцене,  рассчитано   на   физическую   форму   исполнителя  -  то,  что   он   может  сделать  со  своим  телом,   то  и     подлежит    использованию...  Т.е.   не  то, что  бы  к   хореографу  приходят   зрительные  пластические   образы  и  он   ищет  пути   их   воплощения   через   движения   и  позы,   а   всего  лишь    раскрывает   телесные  возможности  артиста...  Такое   вот   лёгкое  и    зачастую,  красивое  трюкачество...  

Нет  возбуждения  от  общей  идеи,  к  которой  надо  идти,  а  есть:  "Так,  что  тут  мы  можем  сделать,   из  чего  лепить-то   будем..."

Для   меня  искусство  всё-таки    приходит  откуда-то    из  прекрасной   интуитивной    области    чувств  и  ощущений,  поэтому  мне  так  понравилось,  как   Вы  описали  свой   творческий   поиск  нужных  слов,    символов  и  отражений   через   Шекспира,   старинных  часов   и   вечного   хода   времени...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

 "Так,  что  тут  мы  можем  сделать,   из  чего  лепить-то   будем..."

Это очень глубокая мысль, Лилиана -  "лёгкое  и зачастую  красивое  трюкачество" действительно заполонило все. Но это и есть тот самый цинизм.

У немцев есть такое понятие: "heiliger Ernst", "святая серьезность" - она исчезла из искусства напрочь. 

Алексей, попросите при следующей встрече "уважаемого товарища" напеть Реквием Моцарта, скажем - Benedectus :)

Не то, чтобы это невозможно, но она "за душу берет, а напеть ее ну никак у меня не получается" :)

С музыкой то же, что и с поэзией или анекдотами: очень сложная музыка требует "напряжения восприятия" и если вы смогли понять замысел композитора, логику произведения (то есть - гармонию), то - в дополнение ко многим другим аспектам восприятия музыки - вы испытываете радость и гордость от того, что вы поняли и в мозг поступает куча новых дофаминов :).

При этом волшебство музыки (как, впрочем, и любого другого искусства: от анекдотов до живописи) утроено так, что вы видите то, что видите и не видите (не знаете, не понимаете) того, что не видите, но там оно есть! Если я вижу, что "это цитата", но не понимаю "цитата из кого", то я испытываю фрустрацию, а если я не слышу того, что это цитата, то - и проблемы нет :)

Я очень люблю Реквием Моцарта, но уверен, что слышу и вижу в этой музыке только маленькую долю того, что в ней есть. 

Я очень люблю эту мысль иллюстрировать на примере из Мастера Маргариты и истории про "свечи зажгли"

Если же логика произведения не понятна, то она кажется "сумбуром вместо музыки"

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Владимир Генин

Согласен на 73,6%

пока писал ответ Владимиру, еще не читал Вашего коммтрария

Для меня самые сильные впечатления - это когда открывается целый огромный мир, ранее тебе не известный. Так происходило и происходит после длительной и кропотливой работы.

Так я открыл Прокофьева и Шостаковича. Так я открыл Специальную теорию относительности и квантовую физику.

Много работы. Тогда можно понять и логику и Пр.

Что касается узнавания и цитирования.

Кажется, я не выкладывал на Снобе эту главу из своей книжки, ее читал только Юрий Петров, про воздействие музыки на мозг, восприятие музыки мозгом с точки зрения нейрофизиологоии.

Так вот, достоверно установлено, что при прослушивании музыкантами или знакомой музыки или/и хорошо структурированной, работает в основном "центр речи", то есть такая музыка воспринимается в большей или меньшей степени как источник информации, как речь

Если же человек слушает незнакомую, неструктурированную, импрессионистскую музыку, скажем, работают совсем другие области

Думаю, что многим профессиональным музыкантам хотелось бы послушать различную музыку, Моцарта, Баха, Генина :) как если бы они были детьми и вообще ничего не знали и ничему не учились.

PS попрошу

Блаженное состояние незнания! Вот только когда его достигаешь, можно написать что-то стоящее.

О!

Это мне близко

Китайцы

И не-китайцы

Чань

И не-Чань

"знание" и цель

Не-знание

Правда, мне ближе даосы, но там тоже похожие вещи есть. Вроде - "говорящий не знает, знающий - не говорит" и тд

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Кажется, близкая мне по национальности :) Софья Губайдуллина о чем-то похожем говорила

"Согласен на 73,6%"

Я не могу оспаривать столь приблизительные оценки!

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

"С музыкой то же, что и с поэзией или анекдотами: очень сложная музыка требует "напряжения восприятия" и если вы смогли понять замысел композитора, логику произведения (то есть - гармонию), то - в дополнение ко многим другим аспектам восприятия музыки - вы испытываете радость и городость"  -  абсолютно верно, Степан!

И я думаю, самое лучшее и удивительное в великой музыке - это сочетание ее интеллектуальной глубины и изощренности и проникновеннейшего чувства и страсти, как, например, в музыке горячо мной любимого Брамса. 

и я так же думаю

любая вещь для понимания гармонии требует глубокого погружения и работы

а времени мало :)

на настоящее времени всегда не хватает.

Кстати, обращаю твое внимание: разговор все время заходит то о времени, что его не хватает, то о современном искусстве. Никуда нам от моего Циферблата не уйти!

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов, Lucy Williams

Циферблат и сам несколько буддистский - это ведь «блатт», то есть чистый лист, табула раза, на которой пишется время.  Но это еще и что-то абсолютно безжизненное, мертвее часов, еще более враждебное, чем время, безжизненное время.

Циферблат -  такой же антипод музыки, как и метроном. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

хорошая картинка, емкая

К буддизму я отношусь с почтением, многие его концепции, в частности - пустоты, мне близки

но я не готов отрезать все привязанности, пусть уж они причиняют боль, ладно 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss, Iryna Sukhanenko, Lucy Williams

на настоящее времени всегда не хватает.

Ох,  сама   суть  нашей  жизни....  ну,  по  крайней   мере,  моей.  

Но    надо  стараться))

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

"а времени мало"

Поэтому не надо его тратить на Сноб! Я посчитал, что если бы время, которое я потратил на Сноб я потратил на изучение итальянского, то я бы в эту поездку по югу Италии выглядел в глазах жены итальянцем!

... 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Алексей Насретдинов

Степан, Вы мне напомнили Феликса Кривина: "если бы я был ондатром, я бы носил ондатровую шубу!" и Жванецкого:

"Если бы я бросил пить... Не гулял с друзьями... Не танцевал не тратил столько времени на женщин... Был бы усидчив... Я бы писал, читал, рассчитывал, изучал, чертил, брал на дом работу, искал темы, подмечал острым глазом, изобретал, выступал в журналах, сидел ночами. Что-то открыл бы. От долгого сидения. Защитил бы докторскую. Написал бы пьесу, получил бы премию... И уже тогда гулял бы с друзьями, и танцевал, и тратил много времени на женщин. Что я сейчас и делаю без этих хлопот!"

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Елизавета Титанян, Liliana Loss

Хочу добавить одну деталь, Степан.  Ты видел и слышал, как Оля играла произведение Генина наизусть.  Это 55 минут музыки.  Спрашивается, не будь у произведения внутренней логики, внутренней мелодии, разве можно выучить наизуть миллион битов информации - извини за невольный и нелепый из моих уст техницизм! - подобно 1.000.000 номеров телефона, считая помимо самих нот информацию о тембре, темпе, цвете и т. п.?  Надо бы спросить у Оли, насколько возможно это сделать теоретически с "сумбуром вместо музыки".

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Я думаю, Андрей, есть такие роботы-исполнители с очень большим и очень жестким диском, которые бы это смогли!

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Андрей, ну, конечно же, логика произведения помогает запомонить его много легче! Мне запомнить стихи по русски много легче, чем на языке мне незнакомом, так как я вижу и слышу логику. 

Но мой point был в другом: видеть логику (замысел) художника, понять, почему он "сделал так" одна из самых главных (не единственная:)) составляющих эстетического удовольствия! Это не означает, что человек должен уметь объяснить свое понимание, так как умение вербализовать (в той или иной мере) свои ощущения и свои понимания - это другой (следующий) уровень восприятия. Скажем, я не могу объяснить очень многое из того, что мне понравилось в сочинении Генина :) Когда я пытался объяснить Оле, что мне не понравилось в сочинении Свиридова, то она разделала меня "под орех", так как она видит (слышит) в этом то, что я не только не вижу, но никогда не увижу :(

Скажем, когда я слышу, как кто-то читает (со сцены, к примеру) то или иное стихотворение (или говорит монолог), то я в любой момент могу поставить себя не его месте и представить себе как я бы это прочел или какую я бы выбрал интонацию в этом месте. Я лишет этой опции, когда я слушаю музыку (почти всегда) и поэтому мне очень важно услышать вещь в разных исполнениях, хотя часто оказывается, что первое исполнение какой то вещи, которое произвело на меня впечтатление, оказывается самым лучшим. Так случилось к примеру с арией, которую я однаждны услышал в наушниках, летя на атлантикой на самолете  British Airways.  В программе не оказалось информации об исполнителе и о музыке и я так достал бортпроводников, что они связались с Хитроу и узнали, что я слушал. Прилетев в Сан Франциско я бросился в магазин и купил эту вещь (I am a stranger here myself, Kurt Weill  с диска Teresa Stratas: Stratas Sings Weill )  в исполнении не Терезы Стратас, которая пела это над Атлантикой, в каком-то другом и понял, что если бы я это услышал в любом другом исполнении, то капитану корабля не пришлось бы звонить в Хитроу :)

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Владимир Генин

Все так.  И интересная история с Вейлем!))

маленькие пробы - но слышно, что прекрасно!

Я думаю, что легко купить диск, кроме того, там за 99 центов можно купить первую песню I am a stranger here myself целиком

совершенно согласен. восприятие искусства напоминает решение математической проблемы. Если она слишком элементарна, то она скучна. Если слишком сложна, то оставляет потребителя дураком, и ничего приятного тут не будет. Но если она достаточно сложна, чтобы быть интересной, но при этом не требует от потребителя непомерных усилий - получится оптимум. Только в основном в искусстве при таком понимании работают бессознательные механизмы. Это касается не только музыки но и например архитектуры. Мы нормально воспринимаем небоскрёб или трёхэтажный дом - в первом случае мозг сразу фиксирует, что число этажей "много", а в другой "три". Но дома повышенной этажности с одинаковым дизайном этажа многие не любят, потому что мозг подсознательно пытается считать число этажей,но мощности не хватает (обычно бессознательный счёт возможен до 5-7 этажей). В результате получается "агрессивная среда", аналог диссонанса. А у некоторых других людей (как у меня) психология такова, что они не пытаются ничего считать, и для них 8-12 этажные панельные дома  выглядят замечательно и гармонично 

Для меня очень многие небоскребы Нью Йорка выглядят очень красиво, но в Нью Йорке трудно найти два дома с одинаковым дизайном (я говорю, конечно же,  о Манхеттене)

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

ну, тут к сожалению остаётся лишь держать в голове понимание, что никакого художественного замысла в городской планировке нет, и не пытаться его найти(

)))  особенно   это  хорошо  заметно  на  владивостоцких  сопках...   имею  в  виду  художественный   замысел   в  планировании  города...

Во владивостоке на сопках всё-таки есть цельные архитектурные ансамбли, пусть и неидеально скомпонованные. А вот небоскрёбы в Нью-Йорке (да и в Шанхае) - просто хаос 

Хотя в целом Владивосток застроен довольно бессистемно

Во владивостоке на сопках всё-таки есть цельные архитектурные ансамбли, пусть и неидеально скомпонованные.

Не  замечала...  в  дореволюционной   архитектуре   города   ещё   можно  найти  некое  подобие   архитектурных  ансамблей,  советские   этажки    были  просто  милы  моему  сердцу,  потому  что  родом  из  детства,  но  сегодняшнее   градостроительство  бесконечно  безобразно...  Конечно,  его  можно  назвать  художественным  хаосом,  но   уж  слишком   антиэстетичный...  

P.S.  Владимир,  это  мы  тут  о  "застывшей  музыке"...

сегодняшнее - да. А советская застройка Нейбута и некоторых подобных районов мне нравится 

То есть, музыка -  это размороженная архитектура? Сохраняет ли она при этом свои вкусовые качества?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

То есть, музыка - это размороженная архитектура? Сохраняет ли она при этом свои вкусовые качества

Частично теряет... Зато приобретает новые! ))

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss

То есть, музыка - это размороженная архитектура?

Всё-таки  -  застывшая...  Кажется,   что   в  любой  момент  может  придти  в  движение  и  поплыть  в  неизвестном  направлении...  

Конечно же он есть! В чудесной повести-сказке "Заповедников гоблинов" есть замечательная фраза про майский эль, который варят гоблины и в который падают жучки, бабочки и прочие насекомые и когда главный герой говорит: "Ну, возьмите горсть этих насекомых и бросьте в чан!" - ему горячо возражают: "Нет! Их нельзя просто так накидать! Они должны падать туда с восхитительной случайностью!"

Когда гуляешь по Манхеттену и в солнечный день, то не устаешь поражаться и восхищатся восхитительной гармонии неба, света, бликов, стекол, линий, окон! И все это комбинация замысла и случайности! Это как красивое старое дерево или красивая скала, но с при этом с большим участием человека!

Восторг же здесь приходит от того, что ты видишь эту гармонию и понимаешь как это красиво и логично!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

восприятие искусства напоминает решение математической проблемы.

По-моему,   восприятие  искусства    как  раз  более   соответствует метафизическому   подходу,  чем  научному...

я бы даже сказал более. для меня физика и метафизика даже ближе друг к другу, чем искусство. искусство сразу аппелирует к чувствам и подсознательному анализу. но всё равно там работают когнитивные процессы родственные сжатию информации 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Алексей, фаст вуд - не всегда плохо! Вы едете по хайвею, вы устали, вам нужно перекусить, но - у вас нет времени на сложную и утонченную пищу с бутылкой Шато Марго 85 года (а на 61-го года - у вас нет с собой столько денег!). Фаст вудом нельзя питаться всегда, но иногда он к месту. 

Так же и с "легкой музыкой". Если ко мне пришли друзья на день рождения и я угощаю их устрицами или шашлыком, то маловерятно, что я включу Голихова или Обое Ли (хотя однажды, на моем дне рождения я заставил гостей несколько раз прослушать его "Моранго - почти танго" в исполнении Кронос квартета так как это одна из моих любимейших вещей!)

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Нууу

Любовь к Kronos у нас совпадает, это даже странно, из моих знакомых они нравятся только мне

Фаст-фуд для меня - всегда плохо, у меня живот болит

А вот "джизис крайст" могу послушать, и "мемриз" и ...

Попса? Мб. Но - напевная. А Мб и не такая и плохая музыка.

Может ли музыка, которая доставила столько счастья миллионам, быть плохой? 

А я включу Keith Jarrett -  хотя фаст-фудом это не назовешь.

Музыка и еда не деляться на простую и сложную, плохую и хорошую. Всегда есть много чего посередине. Если мне включат Кельнский концерт Джаретта в ресторане в отеле во время завтрака, то я не буду сильно рад :)

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Алексей Насретдинов

Это смотря какой завтрак -  континентальный или английский!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Так ведь и я не делю

Просто, массовая популярная музыка обычно у меня вызывает головную боль и все

Массовый фаст-фуд - несварение желудка

Если мы говорим об адекватности - то я ЗА двумя руками на 100%.

Я же у Владимира спрашивал про напевность, мелодичность, провоцируя его, конечно. И куда она делась? :)))

Таааак

Пойду поищу у себя в библиотеке

Чтобы настроиться на одну волну

Только не слушайте Джаррета на под континетальный завтрак! Лучше с бокалом красного вина. Кстати, кроме Кельнского концерта я очень люблю у него альбом "Facing you"

:)

У нас уже поздний вечер

Попробую не есть континентальный завтрак

Спасибо, завтра на большом компьютере послушаю

Ну под это точно отдашь завтрак врагу!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Мда

послушал еще раз на относительно приличной акустике

Ребята могучие. Живьем бы их послушать еще, на всех их концертах в Москве я был. Мало :)

Особенно понравился концерт в Большом Зале МК, первое отделение, играли Шнитке.

Публика была - классические кудрявые молодые люди в бабочках, "приличные люди" в костюмах и галстуках, "высокодуховные девушки", дамы в джинсах и с сумками, люди рокерского вида в коже и в заклепках везде, странные личнсти босиком и в льне...

И Шнитке

Уххх!!! :)

Попробуйте достать диск Nuevo - там есть несколько обалденных вещей, но - правда! - это на любителя и многие мои друзья диск не оценили. Даже Юра Лезнер ставил его невысоко, а именно Юра открыл мне Кронос. 

Там есть вещь номер 5 "Perfidia"

 У меня есть этот альбом

сейчас слушаю  Dominguez: Perfidia

Есть у меня маленькая проблема, хорошую акустику мне пришлось оставить (а там одни колонки Sonus Faber чего стоили!) , сейчас приходится слушать оцифрованные записи, хоть и не mp3, конечно, но...

Мне нравится этот альбом.

Оцифрованные у меня есть:

All The Rage (1992)

Kronos Quartet • Witold Lutoslawski • String Quartet

Nuevo

Symbiosis

You've Stolen My Heart

 Да, Early Music - само собой :) Только она не "оцифрована" у меня

Говорят, крупные фирмы сейчас стали снова выпускать дорогущие виниловые диски для знатоков -  по 100-150 долларов за штуку. В том числе и новые записи.

Увы

Нет у меня "вертушки"

Я сейчас, страшно признаться, чаще всего сжатую музыку слушаю, в формате apple lossless , "режутся" нюансы, конечно, но удобно

Не говори об удобстве при Наврозове!!!

Вообще-то, быть кастрированным тоже очень удобно.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

:)))

Почему не говорить?

Просто, сейчас нет подтрукой приличной акустической аппаратуры, осталась в другом месте

Понятно, чтотслушать нужно живьем

Нуууу

Это разговор на пару часов

Короче говоря - чудес не бывает. Если ты что-то сжимаешь, то информация при этом теряется. Lossless - это скорее маркетинговый ход. Значительно лучше МР3 но значительно хуже живого звука.

Владимир, потери начинаются с перехода от аналогового звука к цифрому. Не к любому цифрому, а к том, который был в ходу последние тридцать лет (44.1 килогерца). Lossless - сжимает без потерь цифровой сигнал с сидишки в котором уже кое-что потеряно. 

Алексей прав, это разговор на пару часов, причем кроме физики, там есть еще и элемент веры (религии). Скажем все, что связано с джиттером. 

Я много лет был фанатиком хайенда и до сих пор еще пользую свой ламповый усилитель Audio Research и электростатические колонки Martin Logan.  Но это отдельная история :)

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Ну да :)

Я потратил пару-тройку лет на выбор хорошей акустической пары, остановился на Sonus Faber, оооочень не очевидный выбор, резонирующие колонки, искажающие тембр. Едиственный плюс :) - это то, что колонки делаются в Кремоне на заводе, где изготавливают инструменты. С "железом" та же ерунда.

Выбросил в мусор половину "рефренсных" CD, с которыми я ходил по компаниям и сравнивал известное мне звучание на разных системах. Потом долго проектировал и строил акустическое помещение...

Все зря :)

Живой звук значительно интереснее и богаче. И записей хорошего качества на CD очень мало, есть японские... Но и тех мало.

Потом, вопрос "маскирования и демаскирования", алгоритмы, которые применяются при сжатии звука, даже без обрезания верхний и нижних частот - не очевидные, спорные.

Вообще, все и так ясно :) Нужно слушать живой звук, в хороших акустических помещениях, на настроенных инструментах, и чтобы приличные люди играли приличную музыку :))) 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Когда моя жена начинала в отделе реставрации фирмы "Мелодия", там заклеивали пленки по рабочему слою тысячами как волосок тонкими полосками в местах щелчков. А сейчас прогоняют через вырезание целых частотных полос. Не говоря уж обо всех компьютерных трюках на современных записях: во время наших недавних сессий в студии очень крупный мастер сообщил с гордостью, что по просьбе одного знаменитого пианиста увеличил скорость исполнения виртуозного этюда на 5% и тем самым добился самого быстрого исполнения...

Ну да ;)

У меня два товарища звукорежиссерами работают

Много чего интересного рассказывают

И про "пол-тона - не интервал" и др :)

"пол-тона - не интервал" - это великолепно!!!

для здешней избранной публики и настоящих ценителей музыки  предлагаю две записи, смешнее которых я в жизни не слыхивал: они сделаны в той самой студии тем самым звукорежиссером, причем первая -  никакая не хохма: этот самодеятельный певец, косящий под Фишера Дискау, дает массу публичных концертов! На мой взгляд, это почище Florence Foster Jenkins.

Р. Шуман, "Любовь поэта"

vladimirgenin.de/dichterliebe.mp3

А вторая -  блестящая пародия на игру гамбистов.  

vladimirgenin.de/violadagamba.mp3

:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Вещь!!! :)))

спасибо, получил

удовольствие, большое

элемент веры

Элемент веры -  это вообще пятый элемент природы!

Когда-то была дискуссия в блоге Андрея о Черном квадрате и пикслеле. Я тогда привел сравнение дигитального с аналоговым сигналом, который можно делить до бескончности, и мы никогда не наткнемся на семпл или черный квадрат.

Ясно, что теряться что-то должно, даже если экспериментами будут пытаться доказать обратное!

Тем более -  все эти реставрации, многие из которых губительны для записей...

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Все три альбома замечательны, каждый по-своему!

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Насретдинов

Владимир, я не отношусь к числу счастливчиков, которые смогут посетить ваш концерт в Москве!))  Могли бы Вы рассказать подробнее, какова концепция программы этого концерта?

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Рад Вашему интересу, Люси! Может, доберемся и до Лондона! 

Это вообще получилось случайно и интуитивно, как обычно и случается все хорошее.

Ольга Домнина попросила написать цикл пьес для записи их на диск, а к ним -  какое-то вируозное приложение. Тогда возникла идея переложить "Время, вперед!" -  хотя, честно говоря, я не считал это вообще возможным и интересным для фортепиано (помимо самой знаменитой, сопровождавший наши новости финальной румбы, которая уже и так существовала в блестящем переложении Михаила Аркадьева). Но потом работа пошла, идея реализовалась.

И тут я совершенно случайно набрел на название моего безымянного цикла -  и только после возгласа Оли понял, что тема обоих произведений -  Время! Вот такая слепота и незнание...

Ну а потом появилась идея включения Шостаковича - он был учителем Свиридова. Свиридов, хотя и не был моим учителем, но я познакомился с ним еще студентом и  мы долгое время были в очень близком контакте - встречались регулярно почти десять лет. Мы о многом разговаривали, а кроме того  помогал ему в инструментовках, когда у него обострялась болезнь глаз.

Как раз его музыка и есть пример той "новой простоты", которую жаждут многие. Но это не минимализм, его простота -  не очередной художественный прием. Хотя к его музыке многие музыканты относятся крайне пренебрежительно...

Румба - убойной силы, но мне полюбилось и все остальное...

Полюбилось -  очень верное слово! В музыке, как и в жизни,  не все завоевывает сразу.

Помню, я лет в 15 никак не мог понять всего-навсего 1ую симфонию Брамса, но не мог и бросить слушать ее снова и снова. Пока не стала одной из самых любимых.

Мы тут во владивостоке несколько раз обсуждали с музыкантами вопрос, почему она назвается румбой? Что там от румбы?

Хороший вопрос, мучающий и меня! Во Владике? Уж не с Михаилом ли Аркадьевым? Попробую у него узнать, кто это вообще первым назвал румбой (в партитуре этого названия нет). От румбы -  только ряд сикопированных затактов, ведущиък сильной доле. Но настоящая румба -  медленная, а затакты можно найти где угодно.

Неа! У меня этот вопрос возник уже когда он уехал. Мне объяснили, что там остинатный бас, а значит, тем более, слово Румба применимо очень сомнительно. Может быть Свиридов хотел сделать некую антипародию, серьёзный коммунистический ответ несерьёзному жанру? 

А с Михаилом Александровичем мы тут много общались, в том числе по философии. Жаль, что ему пришлось уехать. И его исполнение Румбы мне тоже очень нравится. А сейчас даже без него тот же оркестр играет целиком всю сюиту (партия ф-но - Евгений Соловьёв). Так что интерес к произведению только растёт 

Виктор, только не астинантый, а остинатный, а то  получается какой-то гибрид с астеническим! 

Насчет пародии: Свиридов всегда глубже пародии.

Когда мы говорили о его Патетической оратории на слова Маяковского (это единственное его заказное сочинение),  он рассказывал о том, что его внутренней идеей было показать безумство революции - трегедию гибельного восторга и сгорания в пламени революционного порыва. Я думаю, "Время, вперед!" писалось с тем же подтекстом.   Но там есть и вечный свет  -

музыка Свиридова, при всей ее укорененности в русском фольклоре -  мистична, при чем всюду. Ее можно играть плоско  -  по-народному позитивно -  но суть всегда в глубокой мистичности.  Аркадьев пишет в своей статье о встречах со Свиридовым: «Со Свиридовым мы говорили тогда о трагическом и вечном мифе русского сознания - мифе о невидимой и потерянной России, мифе о граде Китеже. Образ "отчалившей Руси" есть, конечно же, образ Китежа и Небесного Иерусалима».

Да, исправил. Это новый для меня термин. 

Антипародиями я называю вещи, которые переосмысляют оригинал не в сторону комичности, а напротив в сторону большей серьёзности. 

Как раз на днях была по радио программа про Свиридова, где повторяли аналогичные мысли. И Аркадьев, как его личный друг, многое рассказывал об этом человеке 

Простите, Виктор, я слишком быстро читаю и пропустил Вашу "анти"-пародию!

Поставлю-ка я пару цитат из упомянутой мной Цветаевой:

Ибо мимо родилась

Времени.Вотще и всуе

Требуешь! Калиф на час —

Время! Я тебя миную.

Не пишите против нас, ибо вы — сила, вот единственно законный заказ всякого правительства — поэту.

Если же вы мне скажете: «во имя будущего»... — я от будущего заказы принимаю непосредственно.

Современность в искусстве есть воздействие лучших на лучших, то есть обратное злободневности: воздействию худших на худших.

Рильке не есть ни заказ, ни показ нашего времени, — он его противовес. Рильке нашему времени так же необходим, как священник на поле битвы: чтобы за тех и за других, за них и за нас: о просвещении еще живых и о прощении павших — молиться.

Служение своему времени есть заказ с отчаяния.

Быть современником — творить свое время, а не отражать его. Да отражать его, но не как зеркало, а как щит.

Решил рискнуть и поставить пару отрывков из Циферблата:

Все-таки надо же как-то подготовить людей, чтобы не забыли взять с собой аптечку первой помощи, перевязочные материалы и тд. 

Oт всей души поздравляю и надеюсь на американскую премьеру.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Владимир Генин, Alexei Tsvelik, Lucy Williams

надеюсь на американскую премьеру.

И на британскую!

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Владимир Генин

Надежды питают, как известно, юношей - зрелым мужам подавай что-то посущественней! 

Был бы рад обеим премьерам - и в Лондоне, и в Нью-Йорке много друзей, новых и старых, с которыми очень давно не виделся.

Владимир, а как Вы относитесь к современным оперным постановкам, предлагающим неожиданную интерпретацию классических произведений?

Люси, тут все, как и везде, зависит только от таланта! Видел замечательные и ужасные! Другое дело, что "осовременивание" и певцы в обычных современных пиджаках или трениках становятся неким обязательным навязанным модой приемом, от которого тошнит не только консерваторов.

Кульминация: "Волшебная флейта" в обстановке современного учреждения или клиники, в которой бесцветная Царица Ночи в конце арии залезла в одиноко стоящий на сцене холодильник... Тамино подошел, открыл -  никого. Эффект, достойный Гудини! 

Вовка, анализы Мартынова не верны и подменами полны именно "в общем". Сакральное, вопреки его мнению, никуда не делось и не могло деться, так как сакральное глубинно связано с самой разрывной и ностальгической экзистенцией человека и как вида, и как индивида, вне зависимости от того, на какой стадии отношения к понятию "Б-г" человек находится. Как известно, это понятие как раз в мистическом отрицательном богословии первых отцов церкви, прежде всего св.Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника подвергалось бесстрашной деконструкции. И потому, уверждение "Бог умер" высокочтимого Фридриха выражает первичную истину неадаптированного христианства. И именно потому, возвращаясь и поддерживая тебя - сакральное в музыке, то есть выбранное тобой стояние на грани сердца, прикосновение к границе Времени, высокое усилие,  направленное к Мраку Божества и светлому Ничто  (как тут не вспомнить Экхарта?) есть неотъемлемое свойство того искусства, которому мы служим, потому что влюблены в него всеми потрохами. Сакральное, да, ушло из прикладной музыки общинного быта и почти полностью перешло в форму абсолютной музыки одиноких, так произошло.

Володя Мартынов не может простить сам себе, что не в силах писать музыку на уровне  одиноких сверхуислий Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Шостаковича, Свиридова.  И потому отказывает всем в возможности такого сверхусилия, особенно на фоне потери высокой музыкой своего центрального положения в передаточных механизмах культуры. Поэтому сейчас сакральное и подлинное в музыке требует сверхусилия уже не только художнического, но и просто -  человеческого.

Мартынов это, вероятно, понимает, но усилий делать не только не хочет, но, похоже, и не может, и уверен, что его состояние должно быть состоянием всех.

Б-г, который на самом деле неотличим от Ничто - ему судья :) 

А мы все придем  слушать твой высоко-ироничный шедевр о Времени:)

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Сакральное ...никуда не делось и не могло деться...

"Сакральное .... никуда не делось и не могло деться, так как сакральное глубинно связано с самой разрывной и ностальгической экзистенцией человека и как вида, и как индивида, вне зависимости от того, на какой стадии отношения к понятию "Б-г" человек находится".

Какая отточенность и глубина формулировки! Для меня в этом утверждении вся квинтэссенция объяснения места и роли "высокого искусства" в современном мире.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss

Спасибо, Люси..и все это есть в музыке Генина...

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

все это есть в музыке Генина...

Да. Это чувствуется даже после прослушивания тех коротких отрывков, которые Владимир поместил выше..

Без соответсвующего исполнения Вы бы это вряд ли почувствовали! Игра Домниной сильна помимо всего прочего очень ярким образым мышлением -  слушателю легко за ней следовать даже в очень сложных произведениях.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Lucy Williams

В самую тютельку!

Блестяще, Мишка - как всегда! твоего голоса тут очень не хватало!

Жаль только, что к твоему высказыванию невозможно ничего добавить!!! :)

Только вот смотрюсь в сказанное тобой, как в зеркало, и с ужасом думаю: а я-то? я? делаю ли я эти усилия? и как их вообще делать?

Мне кажется, это некая предопределенность: можно себя предавать, бунтовать против собственной избранности, но она тебя все равно нагонит!  

Или нет.

Кстати, может быть разъяснишь - почему "румба" и откуда? 

 "Отличительной особенностью румбы являются плавные эротические движения"

Вам, Михаил Саныч, пальца в рот не клади!))*

*Имеется ввиду Новая диджитальность Всего Сущего, чей пророк в музыке - Мартынов.

Новой диджитальности Всего Сущего срочно требуются пророки и диджеи!

У меня, Мишка, к тебе провокационный вопрос в связи с твоей концепцией "лингвистической катастрофы" (см. блоги Аркадьева) и о фундаментальной трещине в единстве человека и в его единении с миром, - трещине, рождающейся одновременно с рождением языка и сознания и впоследствии только увеличивающейся. Здесь же ты говоришь и о в тот же момент рождающемся "базовом, общем для всего человечества "наркотическом инструментарии" - "универсальном клее" который пытается склеить эту трещину, восстановить потерянный рай и утраченное единство". В качестве главных "наркотических инструментов" ты называешь миф и ритуал.

Но так как к ним же относятся и культура и искусство, возникает вопрос: если примитивное попсовое искусство действительно ритуально пытается эту трещину склеить, то серьезное ведь с одной стороны склеивает, а с другой -  только увеличивает саму трещину, так как необходимо включает в себя момент осмысления, углубления понятийного аппарата и тому подобное. И музыка тут не исключение.

Хорош  наркотик, усиливающий боль, и хороши же тогда из нас с тобой врачеватели душ человеческих!    

Вовка, ты серьезно, или действительно только провоцируешь? :)

Не вижу разницы :))

В любом случае можешь развернуться и кыыык...

Погоди, а разве я где-нибудь говорю о наркотическом инструментарии и анестезии, как о неких исключительно высоких функциях? Разве я ее не связываю с прафашизмом? Разве я не говорю, что все попытки вернуться назад и склеить, и обезболить в основном и губительны, и бесполезны? разве я не говорю, что рефлексия высоко  опасна и именно потому необходима, и наше спасение и спасение наших детей и внуков только в ней, в максимальной трезвости, в том числе в трезвости высокой формы в искусстве? Разве "где опасность, там и спасение" - не об этом? Разве это не то, что я назвал "новым стоицизмом" ? И разве тебе не знаком этот текст: 

"То, что М.Бахтин и В.Библер называют "культурой", то есть пограничную и диалогичную творческую деятельность, я предпочитаю связывать с особым культурным регионом - искусством, которое всегда удерживает высокий уровень формальной и семантической рефлексии, активизируя, а не нейтрализуя речь.

Это касается, несомненно, и самого «невербального» из великих искусств – музыки. Великая западноевропейская музыка, начиная с Гийома де Машо (XV век) это высоко рефлектированная и выраженная в речевой рефлексии форма. Даже, если эта речевая рефлексия автоматизирована, «бессознательна», как в исполнительской деятельности, она сохраняет структуру открытости. "

Михаил Аркадьев Комментарий удален автором

Но, Мишка, здесь все-таки более широкая аудитория, чем у меня на кухне! поэтому ты мог бы спокойно заменить все свои вопросительные на восклицательные!

Музыкальная терапия мне глубоко противна :) Музыка должна высекать огонь, откуда то там, забыл ? :))))

Откуда бы? Ума не приложу! Ох, забыл, Мишка, забыл! - всё то кремния нет, то хвороста! Так и пробавляюсь трением то пальцев о клавиши, то пера о бумагу... 

А нужно о струны, забыл принципы? :))))))))))))))))

Не трожь потайные струны  моей души! Я вообще беспринципен, забыл? Но не беспринцессен...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Передавай, ксати, принцессе большой привет :) пусть хоть она не забывает про двойную репетицию и игру на струнах :)

Владимир Генин Комментарий удален автором

Друзья, прошу прощения, если не сразу отвечаю на комментарии - мне не приходят сообщения о них, и я не вижу, что нового тут появляется. Тех. еще служба пока не реагирует. 

Афоризмы

Вы говорите – время идёт. Безумцы! – это вы проходите... (Талмуд)

Мы распяты на циферблате часов.  (Станислав Ежи Лец)

Куда торопится время? Спешит стать вечностью. (Михаил Генин)

Владимир, как написала буду стараться. Билеты закажу обязательно. Музыка Свиридова к фильму Время вперед, на мой взгляд давно забытая в отечестве, сильная, гениальная, несущая в себе традиции русской классической музыки,  рахманиновской ( опять по моему мнению)отражающая все катаклизмы эпохи социализма, всегда была мне интересна. Я как-то прелагала даже друзьмя рок-музыкантам сделать программу используя музыку Свиридова. И мне конечно очень интересно послушать Ваши пьесы. Буду стараться!

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Не думаю, что Свиридов забыт. Но вот правильно ли понят ...

Приглашение-2 : мой авторский во Владимире

В городе, названным в мою честь, в воскресение 6го ноября в 18:30 Владимирский центр классической музыки, Владимирский Губернаторский оркестр и Камерный хор 

устраивают мой авторский вечер.

Там будут исполнены:

Хоровое действо "Плач по Андрею Боголюбскому"

Симфониетта для струнных 

Диптих для фортепиано с оркестром (премьера, играю я)

Так что -- милости прошу и во Владимир!

С корабля - на бал

В среду 26го, как только приеду - прямой  эфир в 23:00 с Ольгой Домниной и мной на радио Русская Служба Новостей / Москва ФМ  в  рубрике "Хорошо темперированный Эфир" программы "Ночь коротка" - вот ссылка на вещание: http://rusnovosti.ru/online/

Обещают много музыки!

http://rusnovosti.ru/online/

Новости наших партнеров