В октябре прошлого 2010 года мне посчастливилось побывать в королевстве Бутан.  Бутан - гармоничная и очень счастливая страна. Для меня путешествие по этой стране  было радостным открытием. Тогда я впервые узнал о методике Валового Национального Счастья (Gross National Happiness).  Доклад с разъяснениями этой методики, по моей, просьбе перевел один из первых буддистов России, переводчик с тибетского и английского, мой товарищ и соратник по путешествиям - Борис Ерохин (Борис). Другие выходные данные, в том числе и контакты с автором доклада есть в тексте. Привожу здесь этот текст полностью как свой вклад в дискуссию о том как управлять счастьем.

 

Краткое изложение сути

Валового Национального Счастья

 

[Кхенпо Джангсем Таши]

 

Издательство ДходТер Ригсел

Тхимпху, Бутан

2010

 

Перевод с английского с корректировкой по тибетскому оригиналу - Б. Ерохин

 

 

 

 

 

Выражения признательности

 

Хочу выразить свою искреннюю признательность и поздравить кхенпо Джангсема Таши, обладающего великой мудростью знания предельной сути, глубокого и обширного океана научных знаний. В соответствии с духовным видением Четвертого короля Бутана относительно развития страны - методом осмысления Валового Национального Счастья, ранее не ведомым никому в мире, им написан важный документ о воззрении, обдумывании, практическом применении, результатах и мерах Валового Национального Счастья.

Поскольку в этом документе содержатся примеры того, как правильно понимать воззрение Валового Национального Счастья и надлежащий процесс применения, включая окончательные измерения результата, мне доставляет удовольствие отметить, что не только бутанцам, но также и всем народам мира будет легко понять концепцию Валового Национального Счастья.

Хочу выразить свои наилучшие пожелания счастья и благополучия не только людям Бутана, но и народам всего мира. Пусть они действительно достигнут окончательного Полного Счастья благодаря методам и мудрости – ведущим к счастью заповедям Владыки Будды, благодаря экономическому прогрессу, а также посредством следования наставлениям о Валовом Национальном Счастье.

 

Сангье Дордже,

Советник Дзонгкха,

Комиссия Развития Дзонгкха

 

 

 

Хочу сообщить о своей высокой оценке и поблагодарить кхенпо Джангсема Таши за написание этой книги, суть которой заключается главным образом в изложении традиции Валового Национального Счастья, обращенном к пониманию молодежи Бутана, - чтобы она смогла достичь целей этой уникальной философии. Эта книга не только сделает возможным процветание традиции Валового Национального Счастья, но также заложит основу понимания нашей молодежью и зарубежными читателями идеи причины и результата - самой полезной теории.

Геше Тендзин Вангчук,

Комиссия Развития Дзонгкха

 

 

 

Краткое изложение сути философии Валового Национального Счастья, составленное кхенпо Джангсемом, очень хорошо. Оно будет полезно общей публике. Нынешние люди весьма запутаны и не способны понять философию Валового Национального Счастья. Эта же книга обеспечивает хорошее понимание философии людьми с различной структурой ума; она принесет огромную пользу в постижении философии Валового Национального Счастья, изложенной Его Величеством Четвертым королем Джигме Сенгге Вангчугом. Потому я выражаю свою радостную и высокую оценку этого труда.

Кюнзанг Тринле,

Редактор издательства КТМ, Дзонгкха

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Дискуссия о воззрении Валового Национального Счастья

  • Является ли Валовым Национальным Счастьем высокое социальное положение, большие доходы и слава?
  • Является ли Счастье, возникающее в уме вследствие ношения дорогой одежды, драгоценностей, обуви, Национальным?
  • Является ли Национальным Счастьем употребление большого количества еды и питья?
  • Если есть родители, отпрыски, множество друзей и другие помощники, может ли это считаться Национальным Счастьем?
  • Является ли Национальным Счастьем обладание большим количеством земли, домов, средств передвижения, последователей, слуг и имущества?
  • Является ли пение, танцы, выпивка, игры, общение с привлекательными и милыми мужчинами и женщинами, парнями и девушками, Национальным Счастьем?
  • Национальное ли это Счастье, если обладаешь обширными знаниями?
  • Каково определение Национального Счастья?
  • Каковы категории Счастья?
  • Знаете ли вы определение воззрения Национального Счастья?
  • Покажите на примерах Валовое Национальное Счастье.
  •  

    Краткая дискуссия относительно обдумывания свода Национального Счастья:

  • Рассмотрение того, как обдумывать свод Национального Счастья
  •  

    Краткая дискуссия относительно практического применения Валового Национального Счастья:

  • На какой вид практического применения следует полагаться для того, чтобы действительно обрести Валовое Национальное Счастье?
  •  

    Краткая дискуссия относительно результатов Валового Национального Счастья:

  • Семь качеств результата Национального Счастья
  •  

    Вкратце об измерении Валового Национального Счастья:

    Измерение Валового Национального Счастья вкратце

     

     

    Предисловие

     

    Все мы, бутанцы, хотим выразить нашу признательность и поздравить Королевское Правительство за его предусмотрительность в отношении реализации идеи Валового Национального Счастья. Ответственность за достижение этих целей не должна остаться лишь в сфере деятельности правительства, но должна быть разделена между всеми бутанцами, возглавляемыми правительством, почтенными людьми, ламами и всеми теми, кто высоко ценит достоинства Валового Национального Счастья. Если следует достигать Национальное Счастье, то внутреннее развитие ума должно быть осуществлено благодаря изучению буддийских наук, а внешнее материальное благополучие – благодаря изучению внешних экономических закономерностей; это два фундаментальных требования.

     

    Пребывать в горном отшельничестве, полностью отвергнув мирские дела, и целиком погрузиться в мирские дела, оба эти пути - крайние; ни один не приведет к Счастью. Отвергнув их оба, следует стремиться к усовершенствованию внутреннего ума и внешних экономических условий – это и составит правильную причину Валового Национального Счастья. Примером этому могут служить условия, необходимые для полета птицы: она не может летать, не опираясь на оба своих крыла. Современное образование уделяет большое внимание внешним экономическим наукам, и в этом изложении будет кратко объяснено воззрение, методы обдумывания, практическое применение и результаты Валового Национального Счастья как средства для умственного развития с целью сформировать мировоззрение.

     

     

     

     

    Дискуссия о воззрении Валового Национального Счастья

     

     

  • Является ли Валовым Национальным Счастьем высокое социальное положение, большие доходы и слава?
  •  

    Короли, министры, ламы и наместники – это такие звания и позиции, которые не существуют материально вне тела или ума, но просто наименованы так вследствие заблуждения. И потому какое бы звание, высокое, низкое или среднее, ни присвоено человеку, само по себе это не способно принести счастье ни ему самому, ни другим. Когда кому-либо присваивают звание, физическая форма или очертания этого человека не меняются в лучшую сторону. Многих занимающих высокие положения чиновников во всем мире обуревают жестокие тревоги оттого, что их могут убить или что они потеряют власть. Потому-то звания не могут гарантировать желаемый уровень счастья. Если высокое положение также сопряжено с властью, пользоваться услугами других в соответствии со своими интересами – неэтично, поскольку это произведет такой кармический результат, что поневоле в следующей жизни переродишься чьим-либо слугой. Это подтверждается следующими словами Шантидевы:

                           

                           

    Если бы национальное счастье создавалось лишь в силу того, что кто-то занимает высокое положение, то все страны бы наслаждались национальным счастьем, потому что в них всех есть много людей, занимающих высокое положение. И если представить, что национальное счастье отсутствует в силу того, что все люди не занимают высокого положения, то можно также задаться вопросом – кто кого будет уважать, если у всех высокие позиции? И потому в традиции национального счастья считается, что если личность во властном положении в целом приносит пользу другим, вследствие этого порождая счастья для себя и для других, то это является абсолютной властью национального счастья. Но если такой человек главным образом преследует собственные интересы, пользуясь такого рода властью, то это является властью обычной личности. Власть национального счастья порождает счастье для себя и других, а власть, или положение обычной личности, порождает страдание.

     

    Простое обладание большим доходом не обеспечивает национального счастья. Если бы это было так, то тогда европейские нации, обладающие большим богатством, и другие могущественные нации наслаждались бы национальным счастьем. Но могущественные нации и люди, обладающие большими доходами, вовлечены в войны, семейные противостояния и страдают от несчастья, да к тому же и совершают самоубийства; это подразумевает, что доходы сами по себе не порождают счастья. Почтенный Миларепа сказал:

                           

                           

    Это означает, что страдание будет расти, если преследуются цели лишь внешнего экономического прогресса без изучения буддийских наук, нацеленных на познание глубоких внутренних состояний ума. Даже если есть доходы, нет конца страстям человеческих существ. Люди этой земли с древности пытались удовлетворить свои экономические притязания и желания, - безуспешно. Так же и нынче: люди мира продолжают гнаться за удовлетворением своих экономических притязаний, но умирают, не дождавшись их исполнения. Так же и те, кто еще не рожден в этом мире, все умрут, не осуществив свои привязанности. В Сутре «О том, как размышлять», об истощении жизни в погоне за исполнением своих притязаний сказано так:

                           

                           

    Поэтому если не знать, как балансировать свои желания, то даже если обладать горами семи драгоценных субстанций, это породит лишь страдания. Об этом же говорил Гуру Ринпоче:

                           

                           

    Но также если материальное благополучие отсутствует, счастье не может возникнуть только лишь из тела и ума. Поэтому, с одной стороны, следует постигать глубокие внутренние состояния ума и изучать буддийские науки, с другой – развивать материальное благополучие с помощью сельского хозяйства, бизнеса и прочего, - тогда это создаст идеальную и уникальную причину национального счастья. Например, когда птица летит, она опирается на оба крыла. Так и достижение национального счастья зависит  и от внешнего экономического прогресса, и от внутреннего умственного развития. Если поинтересоваться, что же важнее – счастье в уме или внешнее благополучие – оба аспекта важны. Если же сразу оба не могут быть обретены, забота о внутреннем счастье – важнее.

    Откуда же возникнет счастье без материального довольства? Очевидно, что люди, живущие благополучно, живут в конфликтах и даже совершают самоубийства. И в старые времена, когда великим святым и ламам недоставало необходимого, их умы никогда не выходили из состояния глубокой медитации об абсолютной истине, и они достигали совершенного счастья, не достигнутого никем в мире. Есть много песен, которые это показывают. Так что даже если у кого-то нет достаточно средств, имеет смысл иметь хотя бы минимум для выживания. А если схватки возникают из-за того, что кто-то не возвращает долг в 200 или 300 нгюлтримов, как можно обрести национальное счастье?

    Сравнительно с внешним благосостоянием еще важнее оберегать части своего тела. Однако и ими можно жертвовать ради сохранения самой жизни. А когда жизненные силы истощаются и смерть близка, следует порождать хорошие мысли и добродетельные состояния ума – корень счастья. О том, как следует защищать позитивные состояния ума, сказано в сутре:

                           

                           

                           

                           

     

    Если кто-то знаменит, это - основание для умственного счастья. Но если работать только ради славы, это – причина страдания, и это нехорошо. Если восхваления, слава и выражения почтения могут вызывать счастье, то их одних, помимо чего-либо другого, было бы достаточно для счастья.  Если у кого-либо нет подлинного знания, то слова и жесты почтения не изменят его статуса. Если бы это было возможно, то, произнесенное простаку с благоговением: «О! Ты – король!» сделало бы того королем, а сказанное уважаемой персоне «слуга» превращало бы его в слугу. Если такое возможно, то тогда короли, слуги, ламы, учителя, и вообще все доброе и плохое осуществлялось бы сразу. В ситуации, когда произнесение кем-то каких-то слов меняет соотношение хорошего – плохого и высокого – низкого, они не могут оставаться стабильными.

    Также, кто-то больше хвалит, а кто-то больше ругает. Следует понимать основу таких похвал и критицизма, распознавая абсолютную природу неизменного ума. И вместо того, чтобы следовать влияниям похвал и критики, важно порождать добрые мысли о принесении пользы другим. Если не понимать этого, то характер и умственные склонности такого человека инфантильны, и в присутствии умных людей он служит объектом шуток.

     

    Если вопросить, чем же является слава в контексте традиции национального счастья, то ответом будет следующее: если некто, без цели прославиться, работает с добрым намерением приносить пользу животным и людям, это приведет к тому, что слава о нем распространится по миру. Это будет праведная слава в контексте традиции национального счастья. Пример: хотя солнце и луна и отстоят далеко от Земли, люди знают их. И хотя горы Кайлаш или Джомолунгма расположены далеко, люди знают о них. Солнце, луна и горы не ожидают никакого почтения от людей, но в силу той большой пользы, которую они приносят существам, все о них знают. Подобным же образом, даже если благородный человек, приносящий другим большую пользу, живет где-то далеко, его слава распространится повсеместно. Это подтверждается следующей цитатой из «Собрания элегантных высказываний»:

                           

                           

    А также из «Четырехсотстрофной Мадхьямаки»:

                           

                           

     

     

  • Является ли Счастье, возникающее в уме вследствие ношения дорогой одежды, драгоценностей, обуви, Национальным?
  •  

    Если счастье, возникающее в уме вследствие украшения своего тела красивыми вещами, является национальным счастьем, то тогда в мире было бы несчетное число счастливых людей среди тех, кто украшался с древних времен. Они бы тогда наслаждались национальным счастьем. И если бы люди прошлого наслаждались национальным счастьем, не было бы никакой нужды заново планировать национальное счастье сегодня. Далее, есть люди, совершающие бессовестные поступки вне зависимости от того, носят ли они хорошее платье и украшения или держат их дома. И даже если у людей есть много одеяний и украшений, они печалятся, скандалят или совершают самоубийства. Сначала человек покупает один костюм и украшение, потом два, а в конце концов в доме скапливается огромное их количество – но это не приносит удовлетворения. Одежда и украшения копятся без надежды на то, что будут использованы или подарены кому-то еще. То счастье, которое возникает вследствие такого собирания одежды и украшений – счастье обычного человека, а не национальное счастье.

    Хотя обычные люди, не обладающие качествами внутренней осознанности, знают, как гордо продемонстрировать хорошую одежду и украшения, они не ведают о внутренних закономерностях состояний ума. Они вовлекаются в бесстыдную или нескромную работу, которая указывает на загрязненность трех врат – тела, речи и ума, что делает невозможным их освобождение от страдания. Это подтверждается следующими стихами из «Украшения сутр»:

                           

                           

    Когда совершен очень дурной поступок и нет опасений, что это приведет к публичному осуждению – это рассматривается как бессовестный поступок. Когда дурной поступок совершен без опасения о том, что это станет известно вышестоящему – это рассматривается как бесстыдный поступок. И даже если у человека есть великие знания, но он бесстыден и бессовестен, то сколько бы он ни надевал красивых одежд и украшений, он не будет отличаться от животного. Например, у скотов и собак – очень красивая шерсть, но их поступки бессовестны и бесстыдны, и потому мы не можем сказать, что у них есть хоть какое-нибудь национальное счастье в умах. Подобным же образом для любой личности вне зависимости от высоты своего ранга счастье, происходящее только от ношения хорошей обуви, одежд и украшений, является лишь счастьем обычной личности и не может считаться национальным счастьем.

    Если поинтересоваться, какое же счастье соответствует традиции Валового Национального Счастья, то это то счастье, которое возникает в уме вследствие отвержения зависти к тем, кто особенно радостен от обладания обувью, одеждой, украшениями. Или же это то счастье, которое возникает в уме благодаря счастью, возникающему в умах других страдающих существ, когда им раздаются собственные наряды и украшения. Подробное обсуждение содержится в последующих разделах.

     

     

  • Является ли Национальным Счастьем употребление большого количества еды и питья?
  •  

    Если взять животных – собак, свиней, мух, - то они залезают в места для испражнений и наслаждаются грязной пищей без всякого чувства стыда. Другие животные-бродяги – быки, олени, лангуры, которые едят траву, плоды и пьют воду на лугах, - не причиняют вреда себе и другим. Далее, есть красивые и пестро окрашенные птицы, пчелы и бабочки, потребляющие нектар цветов и чистую воду. Они наслаждаются исключительно чистыми вещами и также воздерживаются от принесения вреда себе и другим. Следуя этим примерам, мы, люди, также можем исследовать нашу пищу и питье и распределить их по трем категориям.

    Курение наркотиков и сигарет, употребление украденной у других пищи, потребление немереного количества алкоголя и тяга к мясу, добытому безжалостными убийствами, - все это известно как выживание с помощью жестокости, или порочное выживание, поскольку оно основано на пище, добытой порочными средствами. Такая пища, в изобилии или нет, не только высмеивается многими обычными людьми, но также святыми видится как источник страдания для себя и других, в настоящей и будущих жизнях. Поэтому те знатоки, которые знают, как различать хорошее и плохое, должны воздерживаться от потребления подобной пищи. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

    Также из «Сокровищницы элегантных высказываний»:

                           

                           

                           

                           

    Как объяснено выше, если прекратить основывать свое выживание на порочных видах пищи, но положить его на праведную основу обретения пищи из источников, не связанных с причинением вреда себе и другим, то тогда этот вид питания называется питанием обычных мирских людей. Вне зависимости от того, потребляется ли большое количество еды или нет, поскольку все это порождает собственное счастье и счастье близких, но не приносит пользы другим, такое счастье называется счастьем обычных мирских людей. Позиция, когда человек сосредоточен на собственных удобствах и не задумывается о трудностях других существ, животных и людей, не отличается от позиции животного. Животные также могут действовать только лишь с мыслью о том, как найти еду. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

    Поскольку животные не могут производить пищу так, как это делают люди, можно подумать, что люди гораздо лучше животных. Но следует рассмотреть те трудности, которые мы преодолеваем и процессе производства качественной еды и питья. Животным типа быков и оленей не нужно делать ничего, кроме как прямо поедать траву и пить лесную воду, скитаться в одиночестве и потом засыпать. Взглянув таким образом на эту ситуацию, мы приходим к выводу, что, если мы не способны установить идеальную концепцию национального счастья, у таких животных счастья даже больше, чем у людей. И следует задаться вопросом – что же это за счастье, которое возникает посредством потребления пищи и питья и при этом находится в гармонии с традицией национального счастья? Вне зависимости от того, хороша ли пища, плоха или средняя, она является источником экскрементов и мочи, так что можно не слишком обольщаться ею.

    Так почему же следует обеспокоиться дурной едой? Если аргументировать, что хорошая пища способствует физической силе и потому этому следует радоваться, то следует вспомнить, что тело стареет и в конце концов умирает, после чего никто, даже вспомнив о том, что покойный хорошо кушал, не будет привлечен к трупу.

    Принимая во внимание то, что нет никакой возможности поддерживать жизнь после рождения в теле из плоти и крови, кроме как зависеть от грубой пищи или от той, что попадает в рот, если мы намереваемся обеспечить большим количеством пищи и питья тех граждан, кто страдает от их недостатка, и если при этом мы сами получаем удовольствие от приятной пищи, неважно, хороша она или дурна, - то тогда это является счастьем от пищи и питья, согласующимся с традицией национального счастья.

    Если же классифицировать саму пищу, то следует знать четыре ее вида: грубую пищу, умственную пищу, добросовестную пищу и пищу глубокого сосредоточения. Грубая пища, умственная пища и добросовестная пища поддерживают самсарические явления, в то время как пища глубокого сосредоточения является причиной освобождения. Для детального рассмотрения этого следует обратиться к буддийским наукам.

    Иначе, когда некто видит или слышит о других, наслаждающихся множеством разнообразной еды и пребывающих в счастье, и при этом он не завидует, но радуется, то этот вид радости, нацеленный на счастье других, называется национальным счастьем. Подобным же образом если мы радостно благодарны за счастье, связанное не только с едой, но и с обретенным другими имуществом, мы можем достичь счастья не только в этой, но и в следующей жизни. Это подтверждается следующей строфой из «Вступления на путь бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

    Если вы не знаете, как функционируют ваши мысли, даже если вы едите хорошую еду, вы страдаете. С другой стороны, если вы знаете работу своих мыслей, даже если вы едите дурную пищу, вы счастливы. Чтобы узнать весь этот процесс, следует изучать буддийские науки.

    Вкратце: вне зависимости от того, потребляете ли вы хорошую, плохую или среднюю пищу, следует избегать крайностей счастья и печали, и сохранять умственный процесс в равновесии. Затем следует развить намерение искоренить бедность нации и полагаться на еду ради того, чтобы радостно приносить пользу другим. Таково стандартное счастье от пищи, согласующееся с национальным счастьем.

     

     

  • Если есть родители, отпрыски, множество друзей и другие помощники, может ли это считаться Национальным Счастьем?
  •  

    Поскольку у вас есть родители, отпрыски и множество помогающих вам друзей, вы думаете, что это и есть национальное счастье. Если это так, то тогда другие, у кого нет таких связей и друзей, не могут наслаждаться национальным счастьем. И когда у вас много родственников и друзей, то вам приходится быть внимательным к их трудностям и помогать им в такой степени, что это становится причиной страдания. Это подтверждается следующими стихами из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

                           

    Сколько бы мы ни получали помощи, нам следует отвечать за нее в полной мере. Если мы не воздаем тем же, накопятся загрязнения задолженности несчастьем, и мы опять будем страдать.

     

    Те, кто хочет обрести национальное счастье, должны знать о том, что счастье зависит от трех видов людей. Если вы зависите от тех, кто связан с последователями дурных верований, от злых правителей, заставляющих людей вертеться под гнетом дурной политики и стремящихся к собственной выгоде, и от неверных друзей, которых не волнуют ваши трудности, вы сможете обрести лишь небольшое преходящее счастье. Но поскольку такая зависимость является также источником страдания в будущем, не говоря уже о национальном счастье, ее наличие вызывает неодобрение даже обычных мирских людей.

    Большинство обычных мирских людей главным образом стремятся к собственному счастью, у них нет намерения помогать другим. И хотя они сражаются за свое счастье все время, счастья они не обретают и заканчивают свою жизнь в печали. В «Украшении сутр» сказано:

                           

                           

    Те, кто оказывают некоторую помощь своим знакомым и приятелям, но даже не думают о людях и животных страны, считаются обычными людьми. Работают ли они на фермах, занимаются ли бизнесом или правительственной работой, помогают ли они как-то друзьям, супруге или отпрыскам -  в силу того, что все они работают в своих собственных интересах, их счастье является обычным человеческим, но не национальным счастьем.

    Что же касается счастья, обретаемого вследствие работы, направленной на достижение национального счастья всеми людьми и животными вне зависимости от того, принадлежат ли они или связаны с вами или нет, то оно должно сопровождаться пониманием того, что все они стремятся к счастью. Поэтому следует избегать предубеждений в отношении своих врагов, хороших знакомых или безразличных личностей, но равно распределять усилия в отношении тех, кому нужна помощь. Поэтому сначала необходимо пройти умственную тренировку, и, когда она усвоена, приступать к помощи другим. Тогда другие тоже станут счастливы, и если это счастье других порождает счастье в себе, то оно является стандартным национальным счастьем. В «Жизнеописании Будды» сказано:

                           

                           

    И из «Сокровищницы добрых качеств»:

                           

                           

     

     

     

  • Является ли Национальным Счастьем обладание большим количеством земли, домов, средств передвижения, последователей, слуг и имущества?
  •  

    Если проанализировать земли, дома, средства передвижения, последователей, слуг и имущество, представляется, что у всего этого больше дурных качеств, чем хороших. Хотя богачи и те, у кого есть множество слуг и последователей, земель и средств передвижения, не имеют недостатка в пище, они в большой степени беспокойны умственно. Простые и бедные люди без состояния встречаются с материальными трудностями и страдают, так как должны тяжело трудиться на других. Арьядева сказал:

                           

                           

                           

                           

    Великий ученый Гендюн Чёпхел сказал:

                           

                           

                           

                           

    Жизнь неимущих бедняков проходит попусту в работе на других, и они не располагают даже незначительным счастьем обычных людей. Богатые не удовлетворены имеющимся богатством, они стареют и подходят к моменту смерти, стремясь собрать еще больше богатства. И тогда дети, племянники и племянницы вместе с другими людьми схватываются в борьбе за богатство, накопленное с великими трудностями, так что при смерти остаются только сожаления. И если, в соответствии с иллюзорной мирской традицией, некто даже чувствует себя счастливым вследствие владения множеством земель, домов, автомобилей, поскольку это лишь иллюзорная мирская традиция во всей своей полноте, это – лишь проявление счастья обычного человека, а не составляющая национального счастья.

    Сколько бы земли, домов и денег некто бы ни заработал в результате своей тяжелой работы, выполненной в соответствии с физическими и умственными способностями, всем этим следует делиться с теми, кто страдает от бедности. Следует думать о том, как тяжело тому, у кого нет имущества, обо всех бедных людях народа, у кого есть подобные проблемы. И если распределять то, что у вас есть, исходя из таких соображений, другие становятся счастливы, и если их счастье в свой черед порождает счастье в вас, это и является национальным счастьем. А если сомневаться – чем же я буду пользоваться после того, как все свое имущество раздам другим? – то это дурная манера думать о себе. С другой стороны, если обдумывать: что можно раздать другим, если я все использую на свои нужды? – то это уже является развитием намерения помогать другим, что является источником счастья и для себя, и для других и в этой, и в последующей жизни. И потому это является обычаем богов, защищающих праведную Дхарму Будды. Во «Вступлении в практику бодхисаттвы» сказано:

                           

                           

                           

                           

    Во время самой практики таких действий правильное понимание обеспечивает знание, медитация обеспечивает ориентировку, манера поведения должна соответствовать стилю мышления людей и животных, и если результаты охватывают семь видов благосостояния и драгоценных субстанций, то практикующий станет экспертом в Своде Национального Счастья.

     

     

     

  • Является ли пение, танцы, выпивка, игры, общение с привлекательными и милыми мужчинами и женщинами, парнями и девушками, Национальным Счастьем?
  •  

    Подобно тому, как выше задавались различные вопросы, на которые следовали определенные ответы, умные люди могут задаваться другими вопросами, на которые будут даны соответствующие установки – вроде этого: являются ли различные вещи, которые обычные миряне считают хорошими, национальным счастьем?  И все решения относительно счастья и страдания, хорошего и плохого, дружеского и враждебного, обладания и недостатка принимаются в уме. Сначала кратко определив различие между умственным и материальным, я должен дать ответ на тот вопрос. Обычные миряне в основе своей верят, что все материальное является осязательными объектами, связанными с пятью внешними органами чувств, поскольку они не анализируют внутреннюю сферу ума; это и является материализмом. Те же, кто сведущ в исследованиях внутренней сферы ума, осознают, что и блаженство чистых стран, и страдание обусловленного мира – создания только ума; и это называется идеализмом.

    Если вам интересно, кто же из них прав – материалисты или идеалисты – то известно, что когда достигается состояние Будды, природа всех явлений постигается как пустотная. На этом уровне воззрения, основанные на понятиях хорошего – плохого, правильного – ложного, разрушаются. До тех пор, пока это совершенное состояние не достигнуто, для заблуждающегося ума идеалистическое воззрение представляется выше материалистического. И почему же идеалисты правы? – спросите вы. В этой связи сказано, что если вы верите, что вещи существуют вне ума, вы не сможете освободиться от страдания, и потому не отличаетесь от животных, таких, как коровы, лошади, быки. Но если вы считаете, что вне ума ничего не существует, тогда вы еще глупее этих животных. Индийский сиддха Сараха сказал:

                           

                           

    Вот поэтому очень важно искать мастера, сведущего в учениях о существовании и несуществовании.

    Поскольку счастье и страдание – лишь проекции ума, тот, кто является знатоком его состояний, благодаря этому также становится умелым в речи, и, как следствие, - искусен в своем телесном поведении. Можно усомниться, что бывают и немые люди – при том, что они умны. Но они уродились такими вследствие кармических результатов, возникших вследствие плохих мыслей, пережитых в предыдущих жизнях. Таким образом, важно, чтобы мы были искусными в науках о внутренних состояниях ума. Если некто не разбирается в этих состояниях, что его заблуждающийся ум похож на безумного слона. И хотя бешеный слон и может безвременно прекратить эту жизнь, он не приведет к страданиям в аду «Мучения без избавления». Поэтому-то в трех сферах существования нет ничего опаснее, чем собственный ум. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

                           

                           

    Красивая или отвратительная внешность также возникает благодаря уму людей и животных, как и хорошие или дурные обстоятельства внешнего мира. Наш ум подобен художнику. Вкратце, и омраченный самсарический мир, и чистые страны, например западная «Великое блаженство», являются проекциями нашего ума. Из «Сутры нисхождения на Ланку»:

                           

                           

                           

                           

                           

    Поэтому если какая-либо страна желает успешно и на самом деле достичь Валового Национального Счастья, важно быть экспертом не только во внешних материальных знаниях и методах, но также и в знании внутренних состояний ума. А из этих двух видов знаний более важным является буддийское знание состояний ума. Поэтому мы зовемся буддистами – «последователями Будды, ориентированными на внутреннее знание».

     

    Если кто-либо спросит: те люди, кто наслаждается пением, танцами, выпивкой, розыгрышами и общением с милыми и приятными людьми – обладают ли они национальным счастьем? – то ответом будет следующее. Отождествление чего-либо как хорошего или дурного, как счастья или страдания полностью обусловлено состояниями ума, и потому надо принять решение стать экспертом по этим умственным проявлениям. Если обладаешь надлежащими знаниями о том, как достигать счастливых умственных состояний, и эти знания стабильны, то счастье придет, и в этом нет сомнений. Противоречащие такому знанию действия принесут в этом мире страдание. И если попросту веселиться, распевая песни, танцуя и употребляя спиртное, и считать это национальным счастьем, то все те люди, кто так поступает, были бы обладателями национального счастья.

     

    Есть примеры того, как собственное счастья возникает вследствие причинения другим вреда. Так, дикие животные, такие, как тигры, убивают и поедают других животных, например, оленей, и оттого становятся счастливыми. Среди людей некоторые также крадут чужое добро и обманывают других. Но даже если такие люди и обретают счастье посредством такого неправильного поведения, они счастливы только внешне. В конце концов, это обернется и собственным, и чужим несчастьем. Так что построение собственного счастья на основе причинения вреда другим – это даже не счастье обычных людей, не говоря уже о национальном счастье. Когда предаешься пению, танцам, выпивке и так далее с целью стать счастливым, и при этом не приносишь вреда другим, - то этот вид наслаждений является обычным счастьем. А когда делаешь что-то хорошее другим и при этом не ожидаешь вознаграждения, позволяешь другим быть счастливыми, обеспечивая их необходимым ради того, чтобы они пели, танцевали, выпивали и прочее, и в результате этого также становишься счастливым, - то это является национальным счастьем. Это тот путь, по которому шествовали Будды прошлого в направлении вечного блаженства. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

    Любое мирское страдание

    Возникает вследствие желания счастья для себя.

    Из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

     

     

     

     

    7. Национальное ли это Счастье, если обладаешь обширными знаниями?

     

    Вообще, хорошие качества знания заключаются в узнавании того, что подлежит познанию. Их два вида: обычное знание всех мирских вещей и особое знание традиции национального счастья. Далее, следует понимать, что есть знание, относящееся к воспринимаемому нами настоящему, знание относительно неведомых будущих жизнях, и знание пути к постоянному счастью как окончательному результату. До тех пор, пока мы являемся животными и людьми, никто не существует вообще без знания или вообще без ошибок. Из «Сокровищницы элегантных изречений»:

                           

                           

     

    Нынешние люди больше доверяют знаниям современной науки вследствие своей ослабленной способности предвидения, и только мудрые мира знают об опаснейших рисках, возникающих вследствие конфликта между четырьмя элементами и ведущих к мировым климатическим изменениям, а также об опасностях, которым подвергаются животные и люди вследствие роста пяти ядов неведения в их умах. Лучшие средства защиты от этих опасностей сейчас – развитие концепции национального счастья и действия, направленные на его осуществление.

    Если рассуждать в рамках общих знаний о мире, то каждое существо обладает лишь малым знанием. Птицы могут летать в воздухе, но у людей таких навыков нет. Люди могут говорить и общаться между собой, но не животные. Рыбы и некоторые насекомые могут двигаться под водой беспрепятственно, но не люди. У собак нет проблем в передвижении ночью, а у людей таких навыков нет. Люди могут получать знания, используя способности читать и писать, если они учились, но животные не могут научиться читать и писать. Анализируя далее таким же образом, приходишь к выводу, что у всех существ знания односторонни, или что они обладают лишь каким-то отдельным видом. В «Сокровищнице верного познания» [Сакья Пандиты] сказано:

                           

                           

     

    В чем же заключается уникальное знание традиции национального счастья? – Это полное понимание и качества, возникающие в результате четырех размышлений, разворачивающих ум в направлении освобождения и просветления, предшествующие продолжительным сессиям медитаций, посвященным четырем безграничным пожеланиям [о счастье существ и об отсутствии у них страдания в абсолютном и относительном аспектах]. Благодаря им ум должен обогатиться намерением принесения блага другим, и таким образом возникает стремление помогать всем людям и животным страны. И неважно, обладает ли этот человек особыми знаниями в искусствах, медицине, грамматике и прочих науках; до тех пор, пока личные знания не сопровождаются добрыми мыслями о благе других, они являются основой лишь собственной гордости и вредоносной зависти к чужому богатству, что приводит к собственному и чужому страданию и не несет никакой пользы национальному счастью.

    Человек может стать причиной чужого несчастья вне зависимости от объема своей власти или знания. Если же властных полномочий или знаний вообще нет, то и вреда другим не причинить. А вот если даже нет никаких знаний, но присутствует доброе сердце, то тогда собственные интересы могут быть достигнуты. Если же, в дополнение к доброму сердцу, у человека есть и власть, и знания, он может в большой степени приносить пользу и себе, и другим. Современные нравы придают большое значение образованию, в то время как буддийские науки, раскрывающие такие процессы ума, когда возникают добрые мысли, не преподаются. Следует осознать, что вследствие этого недостатка в мире возникает все больше и больше проблем.

     

     

     

     

  • Каково определение Национального Счастья?
  •  

    «Получать удовольствие от осуществления собственных и чужих желаний» – таково определение общего счастья. Термины «счастье» и «довольство» означают счастье ума и довольство тела, но они – лишь способы восприятия ума, то, как это нам является. Тело – это физическая материя, составленная из мяса и крови, и как таковая не различает счастье и страдание. В момент, когда ощущение распознается обитающим в теле умом, применяется ставшее нормой метафорическое выражение «тело чувствует». На самом же деле только ум способен распознать счастье, страдание и безразличное состояние.

    Наше тело – это место обитания, подобное земле; ум – обитатель, подобный водоему, расположенному на земле. Счастье подобно волнам и пузырям на воде. Волны и пузыри не держатся на поверхности долго. Таково же и счастье ума – оно переменчиво и зависит от разнообразных хороших причин. Вот потому-то умственное счастье непостоянно по своей природе. Если нет земли – нет и воды, основывающейся на земле. Нет воды – нет и волн и пузырей. Если нет тела, нет и ума – его обитателя. Если нет ума, то нет и источника, распознающего счастье. Как волны зависят от воды, в свою очередь зависящей от земли, так же и счастье зависит от ума, в свою очередь зависящего от тела. Поскольку счастье, ум и тело зависят друг от друга, их природа – зависимого возникновения. Нагарджуна сказал:

                           

                           

    Поскольку существа обладают разнообразными стилями мышления и ориентации, нет никакого способа в точности определить единое истинное счастье. Посмотреть на одежду: кто-то любит белую, кто-то – желтую, а кто-то – пеструю одежду. То же и в отношении еды: кому-то нравится алкоголь, а кому-то – нет; кто-то любит карри, а кому-то эта приправа не нравится. Можно найти примеры и про места обитания, тип друзей и занятий: одним нравится одно, другим – другое. Таким образом, мы не можем определить единое истинное счастья для всех существ в их множестве. Павлины склонны поедать яд, потому что им нравится есть яд. Другие птицы и люди любят есть змей. Верблюдам нравится есть колючки. Такие склонности основаны на предпочтениях текущей жизни, образовавшихся вследствие предрасположенностей предыдущей жизни. Из комментария к «Вступлению в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

     

    Как же в этом случае мы можем определить истинное счастье?  Следуя изложенной выше дискуссии об определении счастья, это – «осуществление собственного и чужого счастья, которое приносит счастье», является определением счастья.

     

     

     

  • Каковы категории Счастья?
  •  

    Нет иного счастья, которое не было бы включено в одну из четырех категорий счастья: дурное счастье, счастье обычных людей, национальное счастье и непревзойденное счастье. Первые три категории уже обсуждены. Непревзойденное счастье означает обретение власти над собственной жизнью – и таким образом устранение смерти, - что следует за постижением пустотной сущности всех явлений. Если переклассифицировать четыре вида счастья, то их можно объединить в две категории: счастье, связанное с мирскими делами, и счастье, не связанное с мирскими делами – или нечистое самсарическое счастье и чисто счастье Нирваны. Для детализированного знания необходимо обратиться к буддийским наукам.

     

    Связанное с мирскими делами счастье означает чувство умственного удовольствия, возникающее на основе внешних материальных вещей: пищи и питья, супружеских, дружеских, служебных отношений. Счастье, не связанное с мирскими делами, возникает для ума, погруженного в четыре вида самадхи сферы форм и четыре вида дхьяны бесформенных сфер. Это - сосредоточения постижения пустотности, когда нет необходимости в грубой пище. В «Собрании высказываний по случаю» говорится:

                           

                           

                           

                           

     

    Нечистое самсарическое счастье подразумевает счастье, возникающее вследствие восприятия самсарических явлений как очень хороших и наслаждение моментом, который, впрочем, постепенно изменяется, и в конечном итоге наступает страдание. Чистое счастье Нирваны означает счастье состояния Будды, которого, как сейчас кажется, достичь очень трудно, однако путь, который постепенно ведет к постижению пустотности, приводит к состоянию Будды – неизменному блаженству.

     

     

  • Знаете ли вы определение воззрения Национального Счастья?
  •  

    Чтобы ответить на этот вопрос, должно быть объяснено определение воззрения национального счастья в его трех формах – краткое и легкое в понимании, более детальное и самое подробное.

    Первое. Добрая мысль заботы о других людях и животных, превосходящая заботу о себе, вкупе с таким знанием, которое способно вести весь народ страны в направлении национального счастья – таково лучшее определение воззрения Валового Национального Счастья. Любое действие, суть которого направлена на заботливое осуществление собственного счастья, своим результатом будет иметь страдание, и о нем говорится как о запятнанном действии. Любое действие, суть которого направлена на заботливое осуществление счастья других, приносит счастье, и о нем говорится как о добродетели, неизмеримой как океан. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

     

    Второе. Если хочешь узнать определение воззрения национального счастья более подробно, вот оно: это такое состояние ума, в котором известно, как следует зарождать мысль о необходимости работы для счастья других людей и животных – посредством развития любви и сострадания взамен цепляния за идею о большей важности собственных удобств; помимо развития идеи помощи другим, это также должно включать в себя представление о том, какими средствами достигается национальное счастье, как о нем следует правильно думать, практические приемы, их результаты и способы измерения национального счастья; весь этот комплекс и образует воззрение национального счастья.

    Следует отбросить заботу об исполнении собственных желаний и думать о том, как устранить все страдание, связанное с отсутствием пищи и одежды животных и людей собственной страны – так, как если бы весь груз их забот представлял собой собственные проблемы. Помимо того, следует развивать стремление осуществлять счастье всех животных, возглавляемых людьми, не отличая ни в какой степени их стремление к удобствам от своих. Из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

                           

                           

    Воззрение доброго намерения приносить пользу другим – самое лучшее воззрение из всех.  Из всех земель самая лучшая – та, где есть сокровища. Из всех деревьев благовонные деревья алоэ и сандал – самые дорогие. Из драгоценностей самая ценная – драгоценность исполнения желаний. Из всех видов света самый полезный – солнечный свет. Из всего множества мыслей, появляющихся в нашем уме, добрая мысль принесения блага другим и способность указать путь к валовому национальному счастью – самые драгоценные из всех мыслей, возникающих в нашем уме. И потому, если ранее таких мыслей не возникало, и они появились впервые, это должно стать изумительным открытием, не пережитым раньше. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

    Если не знаешь, как охватить эту добрую идею и действуешь только с мыслью обеспечить собственное благополучие, не важно, занимаешь ли важный пост или имеешь особую квалификацию, - действие принесет малую пользу. Даже если хорошо кушаешь день и ночь – это лишено сути и совершенно бесполезно. Из «Сокровищницы элегантных высказываний»:

                           

                           

                           

                           

    Детали, относящиеся к этой теме, следует изучать в курсах буддийских наук.

     

     

     

     

  • Покажите на примерах Валовое Национальное Счастье.
  •  

    До сих пор я не встречал объясненное ясными терминами определение Валового Национального Счастья. Ну а если некий знаток и говорит нечто, это должно быть правильным. Так что у знатоков не должно возникнуть трудностей в том, чтобы ясно объяснить понятие Валового Национального Счастья. Некоторые думают, что до тех пор, пока все люди некоей нации счастливы, это и есть национальное счастье. Но счастье только людей не может быть достигнуто, если нет ни малейшей мысли о счастье животных. Если мы обижаем животных, вследствие кармического результата это также приведет к результату нанесения вреда людям. Поскольку между людьми и животными есть кармичесмкие связи, если мы обижаем животных, то наносим вред окружающему миру. Очевидно, что нанесение экологического вреда послужит причиной нанесения вреда людям, а потому нам следует воздерживаться от нанесения вреда животным.

     

    Нет ни одного дня, чтобы в стране кто-либо не умер. Фактически, в один день может умереть много людей. Так же ежедневно тысячи людей страдают от голода, жажды и умственного беспокойства, и потому невозможно достичь такого состояния, когда нет никакого страдания, пройди хоть день, неделя, месяц, год, даже век. В «Сутре памятований» сказано:

                           

                           

    Таким образом, вы можете почувствовать, что национальное счастье невозможно, если индивидуально подходить со стороны чувственных состояний людей и животных в их тончайших оттенках, - индивидуального счастья не найти. Гуру Ринпоче также говорил о том, что счастья не бывает, если не достичь состояния Будды, такими словами:

                           

                           

    И хотя это – правда для тех, кто пребывает на уровне абсолютной чистоты, для омраченных людей вроде нас достижение национального счастья все же возможно. Люди говорят, что они прекрасно себя чувствуют, если физически они не больны и отсутствует умственное страдание. Далее, если у них есть все необходимые способности и органы чувств, они говорят, что счастливы, и такое отношение полностью разделяется всеми людьми, образованны они или нет. И даже если не все люди страны счастливы в отдельно взятый день, но ситуация большинства благоприятна, говорится, что все счастливы и довольны, поскольку это касается большинства. Таким образом, если индивидуальные желания большей части народа исполняются и люди пребывают в хороших условиях, то вполне допустимо сказать, что все счастливы; никто не посмеет возразить, что национальное счастье отсутствует.

     

    Если теперь мы сформулируем одно истинное определение Валового Национального Счастья, то оно таково: это счастье всего народа, возникающее оттого, что все люди, оставив заботы о себе, заботятся о других и помогают им. Это истинно потому, что забота о собственном счастье относится к образу жизни обычных мирских людей и приводит к всяческому страданию. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

    Отказ от заботы о самом себе и развитие намерения приносить пользу другим – мотивация истинного существа; забота о других – источник всяческого счастья и довольства в мире. Из того же текста:

                           

                           

     

    Когда кто-то заботится о других, делает их счастливыми, то он сам становится счастлив; это и является национальным счастьем. И если некто даже не может ощутимо помогать другим, но может отстраниться от беспокойных ощущений зависти, порождая чувство радости оттого, что кто-то наслаждается счастьем, - это тоже является национальным счастьем. Любая предпринимаемая работа делается исключительно ради достижения счастья. Если можно почувствовать счастье оттого, что кто-то счастлив, делая свою работу, то этот вид счастья – очень редок; его нельзя купить. Поэтому если другие работают и оттого счастливы, им не следует завидовать, но радоваться и быть счастливым. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

    Сколько бы людей и животных не было в стране, не важно, ты ли их делаешь счастливыми или другие, или даже если они сами обретают счастье вследствие своей активности, - если радоваться их счастью как источнику счастья и довольства в этой и последующих жизнях, то такая позиция не запятнанна ни в малейшей степени. Пребывать в таком состоянии радостного довольства не заключает в себе никакого изъяна, что подтверждается Буддами и бодхисатвами с их безграничным знанием. Лишенное ревности состояние – лучший способ привлечь к себе. Бодхисаттва Шантидева сказал:

                           

                           

                           

    Чтобы это было понятно с совершенной ясностью, я приведу несколько примеров. Например, когда кто-то страдает от жажды, и некто другой предложит ему напиток для утоления жажды и таким образом сделает второго счастливым, и при этом сам от этого возрадуется, - это национальное счастье. Или если какого-то быка или яка собираются зарезать, или они умирают, - а ты или кто-то другой спасаешь их, и теперь они довольны, и, видя их довольство, ты тоже чувствуешь довольство, - то это тоже национальное счастье. Если развивать ощущение счастья при мысли о том, как было бы чудесно, если бы люди и животные страны осуществляли свои желания и были бы счастливы, - это национальное счастье. Если есть желание узнать об этом больше, следует обратиться к «Жизнеописанию Будды». Также, если нет никакой боязни любой работы, направленной на благо других, - это национальное счастье. Есть множество других подобных примеров.

    Те люди, у кого развито состраданием, и они полны добрых мыслей о том, как бы принести пользу другим, чувствуют чистейшую радость, когда видят животных и людей в счастье и довольстве. Когда такие избранные существа устраняют в самсаре страдания других, они действуют с великой радостью. Из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

                           

                           

    Среди всех существ – высших, низших, средних – нет никого, кто бы не боялся смерти. Из-за страха смерти, чтобы обеспечить тело, мы и работаем от рождения до смерти. Но чему бы мы ни научились, следуя обычаям простых мирян, нет ни одной достойной идеи в рамках этой традиции, которая отвратила бы от нас смерть, и мы не можем избежать устрашающего коловращения рождений и смертей.

     

    Если вы хотите обрести Валовое Национальное счастье, то должно случиться так, что все люди страны перестанут умирать. Если люди не умирают, то у них нет и страха смерти, а что еще нужно для национального счастья? Если мы хотим достичь состояния бессмертных, нам следует практически изучать и медитировать на пустотность, как это изложено в трактатах по мадхьямаке, учения о срединности. Если все постигнут пустотность, то страх смерти исчезнет. Кроме того, люди будут стабильны в своем сострадании к другим, кармические результаты и перерождения будут автоматически исполнены намерениями помощи другим. Поэтому так важно слушать и обдумывать учения о пустотности. Другой формой национального счастья было бы знание того, как выровнять восемь мирских реакций – на основе знания того, как относиться к собственному счастью и страданию. Если здесь я пущусь в дальнейшие описания, получится слишком длинно. Так что ради того, чтобы узнать о способах управления собственным счастьем и страданием, о том, как выровнять восемь мирских реакций, следует учиться у опытных лам и учителей.

     

    Подлинные существа, достигшие неколебимого состояния в помощи другим, всегда усердны в принесении блага, и потому могут достичь и временного национального счастья, и постоянного счастья – абсолютного блаженства. Владыка Майтрея сказал:

                           

                           

    Те бодхисатвы, кто достиг стабильного уровня в принесении пользы другим, в силу мощи своей сердечной сути воспринимают страдание других как свое собственное. Поэтому ради того, чтобы принести немного счастья другим, они готовы претерпевать сотни видов страдания. Из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

                           

                           

    Если обосновать суть Валового Национального счастья на этом, никто из обычных людей не усмотрит в этом никакой ошибки. Те же, кто сведущ как в Дхарме, так и в мирских делах, также превознесут это.

     

    Безглазые муравьи бегают туда-сюда в поисках счастья. Безногие черви переползают туда-сюда, вверх-вниз  - тоже в поисках счастья. Нет ни единого существа, которое бы не убегало от страдания. Вот почему все люди и животные наперегонки мечутся единственно в поисках счастья. Великий ученый Гендюн Чёпхел сказал:

                           

    Безногие черви торопятся в поисках счастья.

    Вкратце: весь мир застыл на старте,

    Чтобы рвануться наперегонки за счастьем.

     

    Вот поэтому я прошу всех стремиться к тому, чтобы все животные и люди страны достигли счастья – вместо того, чтобы искать счастье только для себя.

     

     

     

    Краткая дискуссия относительно обдумывания свода Национального Счастья:

     

  • Рассмотрение того, как следует обдумывать свод Национального Счастья
  •  

    Не забывать того, что нужно делать и чего – избегать ради достижения национального счастья называется правильная внимательность. Если ее подразделять, то можно обнаружить четыре категории: внимательность в отношении воззрения, внимательность в отношении привычки, внимательность в поведении и внимательность в отношении результата. Следует отвергнуть следующие категории: пять мирских накоплений, три главных яда, беспечность, четыре причины истощения заслуги, пять видов неправильно заработка и восемь мирских реакций. Следует обратиться к следующим методам: четыре неограниченных пожелания, шестнадцать чистых человеческих качеств, семь богатств Благородного, четыре аспекта мудрости, два способа обороны, пять методов развития счастья и четыре вида внимательности. Все они детально объяснены в книге «Путеводитель к национальному счастью – счастливое украшение мудрого».

    Если же кратко объяснять внимательность, то относящаяся к воззрению заключается в знании кратких, средних и подробных объяснений воззрения – настолько хорошо, насколько это позволяют умственные способности. В отношении внимательности в практике следует помнить о четырех развивающих дружбу причинах и о том, как следует полагаться на пять методов развития счастья. Внимательность в отношении результата подразумевает знание семи качеств Национального Счастья и систему измерения счастья. Сохранение их в уме и известно как внимательность.

     

    Мы все хотим достичь счастья, и следует помнить, что корень его достижения – накопление заслуги и применение на практике. Что же касается того, что следует делать и чего – избегать, то не только люди, но даже животные, от мельчайших насекомых, не забывают действовать в согласии с тем, что им полезно и как избегать вредного. Скот, который выпускают на рассвете, соображает вернуться вечером домой. Диким животным и птицам тоже хватает сообразительности вернуться к своему жилищу после того, как они куда-то отлучились. Это – знак того, что они не забывчивы и помнят место своего обитания.

    В зависимости от уровня наших знаний относительно практики национального счастья может случиться так, что наша внимательность ослабнет, и мы позабудем применять на практике принципы счастья, вовлекаясь в недостойные действия тела, речи и ума. Нас одолеет забота о своем, и к другим мы будем испытывать гнев. И если у нас есть некая заслуга, причина достижения счастья, то такое поведение разворует ее подобно вору, и заслуга этой жизни исчезнет, а в будущем мы можем переродиться в низших сферах существования. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

    Практика внимательности в рамках идеи национального счастья заключается в том, например, что человек внимателен в отношении понимания равностности [с другими существами] из четырех безграничных пожеланий.

     

    Следует понять, что поскольку мы сами хотим счастья и довольства, то так же этого хотят все люди и животные страны. Надо исследовать и понять это, вопрошая себя: раз все хотят счастья и довольства, то почему же я, такой бестолковый, ищу его лишь для себя? Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

    Исследуя в том же направлении, мы видим, что ни я, ни другие, - никто не хочет страдать. И потому следует спросить себя: поскольку никто не хочет страдать, то в чем разница между мной и другими? Вместо того чтобы стремиться устранить страдание других, почему я отчаянно борюсь за то, чтобы не страдать в одиночку? Надобность такого исследования показана в том же тексте так:

                           

                           

                           

                           

    Проанализировав это с помощью логики, приходишь к выводу, что все существа страны стремятся к довольству и хотят избегнуть страдания. Признание это и уравнивание собственного довольства и страдания с чужим называется «добрым намерением». Если в дополнение к этому доброму намерению есть умственная способность учить всем аспектам национального счастья, то это называется мудрость. Способность сочетать доброе намерение и мудрость называется «мудростью традиции национального счастья», или «воззрением традиции национального счастья».

     

    Что же является главным – воззрение или поведение? Если есть способность практиковать их вместе, то это самое лучшее. Если же это невозможно, то воззрение важнее поведения. Почему? Если физическое и речевое поведение кажется чистым, а намерение – с изъяном, то в будущем это приведет к страданию. Если же воззрение не запятнано умственными ошибками – при том, что внешнее телесное и речевое поведение может казаться нечистым, это приведет к довольству и радости. В «Четырехсотстрофной мадхьямаке» сказано:

                           

                           

                           

                           

     

    Чтобы исследовать эти идеи во всей полноте, важно полагаться на сведущих учителей из учреждений национального счастья.

     

     

     

    Краткая дискуссия относительно практического применения Валового Национального Счастья:

     

  • На какой вид практического применения следует полагаться для того, чтобы действительно обрести Валовое Национальное Счастье?
  •  

    Когда мы разбираем воззрение, важно как можно лучше понять основы идеи национального счастья в их детальной, средней и краткой формах. Когда кто-то способен ясно понять идею национального счастья, он может быть назван экспертом идеи национального счастья. Например, лучник должен хорошо понимать, где находится мишень, какова цель и традиции стрельбы из лука. Если стрелу пустить наугад, мишень может не быть поражена, но даже можно ранить человека. Таким же образом, если стремиться осуществить счастье без правильного понимания того, как к этому можно подойти, неизвестно, что будет достигнуто – счастье или страдание. Если даже некоторого счастья и можно достичь, в долгосрочной перспективе это счастье будет длиться столько же, сколько рисунок на снегу. Победоносные прошлого провозгласили:

                           

                           

     

    После того как идея национального счастья усвоена правильно, важно искусство практического применения. Следует быть искусным как в использовании внешних материальных средств, так и действиях тела, речи и ума. Лежит ли проблема в сфере духовных или светских дел, действия тела, речи и ума должны соответствовать мыслительным моделям людей и животных. Дополнительно, в отношении материальных вещей следует быть умелым в удовлетворении нужд и распределении вещей между другими. Если не быть умелым в практическом плане достижения счастья, то во время практической работы вследствие неуклюжих действий может возникнуть сомнение относительно практики национального счастья. Великий ученый Шераб Вангчуг сказал:

                           

                           

    Если немного углубиться в детали относительно практических подходов в достижении национального счастья, то следует отметить, что практически при достижении счастья могут использоваться все возможные методы. При достижении счастья сущностное требование – удобство. Здесь я поясню, каким образом национальное счастье достигается посредством использования самых благоприятных условий, общих для всех людей – четырех развивающих дружбу причинах и о пяти основах счастья.

     

    Четыре развивающих дружбу причины – щедрость, приятные слова, согласованность и соответствие сказанного сделанному. Вкратце, щедрость – это делиться всем имеющимся – пищей, одеждой, одеялами и прочим – с теми, кто страдает от бедности. Удовлетворение скромным числом необходимого и щедрое распределение всего имущества среди нуждающихся – вот практический подход благородного человека, и такая позиция вызывает чувство уважения. Это также укрепляет дружеские отношения, и в этой жизни таким образом можно обзавестись множеством друзей. Из «Сутры памятований»:

                           

                           

                           

    Некоторые рождаются в богатых семействах, а некоторые – в бедных. Это происходит в силу различий проявленной щедрости в предыдущих жизнях. Если же проявлять щедрость без радостного состояния ума, то никогда не переродишься богатым. Например, некоторые деревья усеяны плодами, а на других нет ничего. Это так, потому что вид дерева зависит от качества семени. Поэтому если хочешь быть состоятельным, следует трудиться ради доходов, а также проявлять щедрость.

     

    Организация Объединенных Наций осуществляет множество программ в рамках борьбы с бедностью, однако число неимущих растет. Разрыв между богатыми и бедными также увеличивается. Это происходит потому, что у богачей нет желания быть щедрыми, а бедные скупы как из-за своего имущественного положения, так и обескуражены примером богатых. Вкратце, до тех пор, пока правильная интуиция в распределении подарков и система их распространения не гармонизированы, нищета в мире не будет искоренена. Если мы хотим, чтобы национальное счастье расцвело, нужно, чтобы богатые были щедрыми, а бедные учились работать лучше и начинали бы тоже быть щедрыми, а не думать все время о получении помощи.

     

    Второе - приятные слова: это означает разговаривать добрыми выражениями с использованием таких слов, которые смягчают уши слушателя подобно нектару, вне зависимости от положения человека, с которым вы говорите. Слова должны быть нелживыми и внушать доверие подобно цветам; это послужит причиной счастья слушателя. Говорите ли вы прямо или обиняками, часто используются такие слова, которые вызывают стремление к чему-то, злость, и есть еще грязные, подобно экскрементам, слова. Из этих трех видов слов следует использовать выражения только двух первых видов, и отказаться от грязных, подобно экскрементам, слов, а также вызывающих зависть и гнев. Из «Письма другу» [Нагарджуны]:

                           

                           

    Правдивые и извращенные. Они подобны нектару, цветам и нечистотам.

    Первые два вида следует использовать, третьи надо отбросить.

    Нескончаемые бессмысленные разговоры ни о чем, ложь, про которую говорят, что это – правда, сеющие вражду слова и брань, разящая как стрела, - все их следует избегать. Если говорить словами, подобными нектару и цветам, то это породит собственное и чужое счастье, в этой жизни расцветет дружба, и национальное счастье будет действительно обретено. Из «Победоносных благих пожеланиях о добром поведении»:

                           

                           

     

    Детали относительно достойной и недостойной речи следует уяснить из буддийских наук.

     

    Третье, согласованность, означает действовать в соответствии с традициями места, образа мысли живущих здесь людей и их обычаев, а также в соответствии с образом мышления животных. В какой бы стране или деревне ни жил, следует согласовывать манеру одеваться, поведение, манеру разговора с местными особенностями. Дополнительно также следует сообразовываться с местными привычками и манерой приема пищи. Если не можешь приспособиться к местному стилю, следует воздерживаться от критики других и стараться приспособить свое поведение к тому, которое принято в данной местности. Из «Столпа мудрости»:

                           

                           

    Черный журавль не выглядит слишком привлекательно среди множества белых гусей; так же и человек, чье поведение противоречит общественным манерам – оно послужит причиной конфликтов. Поэтому если возможно воздержаться от ненадлежащего поведения, но действовать в соответствии с поведением остальных, это следует сделать; это – признак мудрости. Например, среди безмозглых и диких животных даже боров живет в согласии с остальными. Поэтому так важно знать, как согласовывать свое поведение с поведением других людей и животных там, где процветает национальное счастье.

     

    Четвертое, соответствие сказанного и сделанного, означает вести себя сообразно тому, что говоришь. Если то, что говоришь и делаешь, разнятся, никто тебе не поверит. Особенно если некто говорит о национальном счастье, но ничего не делает для его осуществления, это будет противоречить четырем развивающим дружбу причинам. Поэтому вместо того, чтобы болтать все что приходит в голову, лучше заняться приведением к соответствию своих слов и дел, и тогда все будут доверять твоим словам. Если все люди страны будут вести себя в соответствии с принципами четырех развивающих дружбу причин, это будет самым полезным для развития гармонии между высокопоставленными, средними и простыми людьми. Без сомнения, это приведет к достижению Валового Национального счастья.

    Если вы хотите узнать в подробностях, что такое пять основ для развития счастья, следует обратиться к «Путеводителю Национального Счастья».

     

     

     

    Краткая дискуссия относительно результатов Валового Национального Счастья:

     

  • Семь качеств результата Национального Счастья
  •  

    После того, как получены вышеизложенные надлежащие знания, и надлежащим образом усвоено воззрение, способы обдумывания, практического применения и так далее, должны быть обретены семь качеств результата: долгая жизнь, отсутствие болезней, приятный облик, удачливость, хорошее общественное положение, большое имущество и огромная мудрость. Грамотность, доходы и увеличение продолжительности жизни – эти три характеристики, на которые Организация Объединенных Наций прежде всего обращает внимание в своей деятельности по развитию человеческих ресурсов, также включены в эти семь результативных качеств Национального счастья. Тем, кто хочет узнать больше о причинах и результатах этих семи качеств, следует обратиться к книге «Путеводитель к национальному счастью – счастливое украшение мудрого».

     

    Долгая жизнь – первое качество Национального счастья:

    Долгая жизнь означает жить долго, не умирая. Это может быть разнесено по трем категориям: долгая жизнь тех, кто ведет себя недостойно, долгая жизнь обычных людей и наивысшая долгая жизнь. Долгая жизнь тех, кто ведет себя недостойно, означает долгую жизнь тех, кто вовлечен в дурные деяния ради поддержания своей жизни – убийства других людей и животных, воровство и прочее. Даже в случае тех животных, которые проводят всю свою жизнь в причинении вреда себе и другим – тигров, львов, змей – их долгая жизнь не приносит пользы. Чем дольше такая дурная личность живет, тем больше совершается плохих действий. В дхармическом контексте такие плохие люди называются «лишенными основ правильного поведения». Про таких людей говорится, что лучше бы им побыстрей умереть, а не жить долго. Из «Сутры памятований»:

                           

                           

    Даже если дурная личность живет долго, она только причиняет страдание. Например, это все равно, что жить сто лет в тюрьме, где нет никакого счастья, - несмотря на долгую жизнь.

    Долгая жизнь обычных людей понимается как жизнь, когда люди не вредят, но и не приносят пользы другим, проживая таким образом свою жизнь в заботах о собственном счастье.

    Жизнь обычных людей вне зависимости от того, насколько она продолжительна, не приносит пользы обществу. Поэтому, сравнивая столетнюю жизнь обычного человека с одним днем жизни человека, погруженного в изучение буддийских наук и работу на благо существ, приходишь к выводу о том, что второе – лучше. Из «Свода правил поведения» (Винаи):

                           

                           

                           

                           

     

    Наивысшая долгая жизнь подразумевает такую жизнь, когда – вне зависимости от того, один ли это день, или сто, или тысяча лет – человек не приносит никакого вреда, но только помогает другим. Такой человек является и причиной, и результатом достижения умственного счастья как в себе, так и в других, и потому это называется «долгой жизнью в традиции национального счастья». Это также называется «драгоценной человеческой жизнью Благородного». Проживать жизнь, занимаясь помощью другим, является причиной возникновения и собственного, и чужого счастья. Это – совершенная жизнь, проведенная в накоплении заслуги. Арьядева сказал:

                           

                           

     

    Отсутствие болезней – второе качество Национального Счастья:

    Есть два варианта безболезненного состояния: отсутствие болезней тела и отсутствие болезней ума. Если мы прекратим совершать недостойные, недобродетельные действия, осознав зловредность совершения недостойных действий, то наше тело освободится от болезней. Если мы способны изучать буддийские науки, и в уме появляется правильное воззрение, то ум тоже будет свободен от болезней. Если же мы предадимся дурным действиям, приводящим к телесным заболеваниям, и не будем пытаться усвоить совершенное воззрение, то и тело, и ум будут больны. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

    Чтобы избежать непосредственных заболеваний, следует соблюдать гигиену, проводить курсы лечения и совершать ритуалы. И, как и в предыдущем объяснении о долгой жизни, можно выделить три категории людей, лишенных болезней. Обычные люди заботятся только о том, чтобы не болеть самим, приносит ли это вред другим или не приносит. Счастье, которое возникает от отсутствия болезней в традиции национального счастья, подразумевает наслаждение от работы над тем, чтобы сам человек и другие не болели; внутри возникает счастье, когда люди страны не болеют и счастливы.

     

    Приятный облик – третье качество Национального счастья:

    Приятный облик означает, что человек симпатичен и хорошо сложен физически. Хорошее сложение подразумевает то, что его члены, такие, как руки и ноги, не деформированы, а под симпатичностью понимается привлекательность или миловидность. Если, в дополнение к привлекательности и миловидности, человек обладает сообразительностью и умом, то это образует полноту качества приятного физического облика в традиции национального счастья. Например, среди цветов роза и услаждает глаз, и пахнет приятно. Это также и медицинское растение, лечащее болезни. Так один цветок имеет три качества. То же и с человеком: он привлекателен, или она миловидна, они обладают добрым намерением приносить пользу другим, и вдобавок умны – все для того, чтобы осуществлять счастье. Таков стандарт качества «приятного облика» в традиции национального счастья.

     

    Удачливость – четвертое качество Национального счастья:

    Когда на вас полагается множество людей, они испытывают к вам доверие и уважение, слава о вас распространилась повсюду, - тогда мы говорим, что вы удачливы. Слава – нечто, приносящее счастье. Из «Сокровищницы элегантных высказываний»:

                           

    Если в нашей стране, Бутане, национальное счастье будет достигнуто, то слава о том, что наша страна прекрасна, распространится по всему миру.

    Светлое рождение, хорошее рождение, удачливость – все это синонимы. Чтобы достичь благоприятного существования, важно накапливать заслугу, работать на благо других и хотеть приносить пользу в будущем, если сейчас это невозможно. А если сейчас мысль о принесении другим пользы не присутствует, это означает отсутствие желания обрести светлое перерождение. И если хорошее перерождение, благодаря которому можно приносить пользу, обрести невозможно, то счастье людям и животным не принести. Из «Украшения сутр»:

                           

                           

                           

    А если хорошее перерождение не обретено,

    Существ невозможно привести к полному созреванию.

    Другой способ достичь перерождения в благоприятных обстоятельствах – привести свое поведение в согласие с мыслительными обыкновениями существ. Гармонизация с мыслительным процессом других означает проявление уважения к тем, кто умен, занимает высокое положение, престарелым, родителям, к тем, кому мы что-то должны. Развивать намерение помогать тем, кто находится в равном с нами положении вместо того, чтобы соперничать с ними; разговаривать в мягких выражениях и сострадательно с находящимися в более скромном, чем мы, положении вместо того, чтобы пренебрегать ими; усердная работа ради помощи другим – все это делает возможным обретение удачного перерождения, когда становишься знаменит во всем мире, в этой или в другой жизни.

    Вкратце, обретение мировой славы вследствие плохих действий, применение своих умений, имущества и власти ради только собственных интересов – это удачливость обычных людей. Слава, обретенная благодаря принесению пользы людям и животным, приносит счастье и себе, и другим, - это удачливость в традиции национального счастья.

     

    Хорошее общественное положение – пятое качество Национального Счастья:

    О том, у кого есть власть, знания и богатство, с помощью которых можно осуществлять свои стремления, говорят как об обладателе хорошего общественного положения. Существует много причин, ведущих к обретению власти и могущества, но главные из них – скромность вследствие отсутствия гордости, развитие трех объясненных выше причин удачливого перерождения и работа в направлении общественных интересов; это приводит к могуществу владыки. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

    Если есть способность понимать будущие долговременные преимущества и дефекты, возникающие вследствие действий тела, речи и ума, если есть терпимость и любовь в отношении тех, кто причиняет вред, если есть стремление приносить общественную пользу, то, без сомнений, будет обретено могущество. Из «Сокровищницы элегантных высказываний»:

                           

                           

    Обладать огромным усердием и быть основательным, -

    То даже если сейчас – слуга, станешь владыкой.

    Когда обладаешь прекрасными качествами и знаниями, это уже считается «хорошим общественным положением». И что касается обретения качеств и знаний, то следует полагаться на сведущих людей, учиться грамоте, языкам, умениям обращаться с различной техникой и тому подобное. Попросту, следует обучаться всем доступным предметам.

    В отношении знания также существует три категории: извращенное, обычное и знание в традиции национального счастья, которое и следует изучать.

     

    Большое имущество – шестое качество Национального Счастья:

    Если кто-то богат, то можно осуществлять свои желания, и такая личность рассматривается как благополучная. Имущество бывает двух форм: обычных и истинных существ. Имущество обычных людей состоит из пищи, питья, одежды, земли, утвари, автомобилей и тому подобного. Если мы не находим удовлетворения в богатстве обычных людей, то можем пытаться накопить огромную гору золота, - но и этого может показаться мало одному. Мудрый же человек, работающий ради богатства, адекватно поддерживает соотношение заработка и разделения своего богатства среди других. Из «Жизнеописания Будды»:

                           

                           

                           

                           

    Богатство истинных существ означает семь драгоценностей Благородного: необманчивая щедрость в отношении бедных; непоколебимое поддерживание принципов чистого и правильного поведения на уровнях тела, речи и ума; сознательное доверие к подлинному воззрению; обширное изучение и размышление над сутью буддийских наук; совестливость в отношении к самому себе; заботливое отношение к другим и мудрость, разделяющая хорошее и дурное. Из сутры:

                           

                           

                           

                           

    Больше деталей о семи драгоценностях Благородного можно узнать из «Путеводителя к национальному счастью – счастливого украшения мудрого».

     

    Огромная мудрость – седьмое качество Национального Счастья:

    Мудрость означает способность ума исследовать и распознавать различия между хорошим и плохим, между тем, что следует делать, а чего следует избегать. Если спросить, а в чем же разница между мудростью и знанием, то ответом будет то, что мудрость является субъективной способностью познающего объект ума, в то время как знание – это понимание, благодаря мудрости, аспекта объекта. Таким же образом, как солнечный диск и его лучи невозможно разделить, неразрывно связаны мудрость и знание. Мудрость развивается, опираясь на знание, а знание опирается на мудрость. Тот, кто и мудр, и знающ, считается экспертом.

    Мудрость можно рассматривать с различных точек зрения, но здесь мы рассмотрим ее в перспективе национального счастья. Мудрость может быть извращенная, обыденная и национального счастья. Извращенная мудрость означает такое состояние ума, которое с высокой степенью вероятности может привести к поведению, приносящему вред и себе, и другим. Примерами являются участие в войне, воровстве, грабежах, убийстве рыбы и диких животных, грязном бизнесе и дурной, запутывающей других политике. Знание, приводящее к собственному и чужому страданию, следует избегать.

    Обыденная мудрость означает такую способность ума, которая способна обеспечить выполнение собственных желаний без намерения приносить пользу другим. Из «Введения в мадхьямаку»:

                           

                           

    Хотя большая часть людей и животных считаются экспертами в осуществлении собственных желаний, они не способны их осуществить, и в конечном итоге страдают. Несмотря на миновавшие бесчисленные космические эпохи, есть много примеров того, как цели и желания остаются неисполненными, несмотря на неустанные усилия противостоять бесчисленным вызовам. Так что и в будущем, сколько бы космических эпох ни посвятить исполнению своих желаний, они не исполнятся. Из «Вступления в практику бодхисаттвы»:

                           

                           

                           

                           

    Поэтому-то не следует считать обыденную мудрость, умение исполнять собственные желания, главным, но следует вкладывать собственные усилия в развитие национального счастья.

    Мудрость в традиции национального счастья – эта такая мудрость, которая способна распознать воззрение, способы обдумывания, практическое осуществление и результат национального счастья.

     

     

    Вкратце об измерении Валового Национального Счастья:

     

    Измерение Валового Национального Счастья вкратце

     

    Если вы спросите: а есть ли методы измерения счастья? – то ответ будет следующим. Счастье – это возникающее в уме чувство, предстающее уму как чувство удовольствия. Ум лишен материальных субстанций, таких, как цвет, очертания или вес, и потому мы не можем использовать меры веса или размера. Если задуматься о числе умов, то существ невозможно сосчитать, и на этой основе мы тоже не можем оценить счастье. А если я выше писал в понятиях ощущений счастья, будь их четыре вида или два, или если представлять его в рамках умственного процесса одного человека, то следует обратить внимание на то, что возможно переживать бесчисленные варианты ощущения счастья в течение дня, месяца, года, жизни.

    В современности, когда мы повышаем материальное благосостояние и совершенствуем удобства, это все измеряется. Следуя этой системе, я привожу список, которым можно измерить национальное счастье:

    1)     

    2)     

    3)     

    4)     

    5)     

    6)     

     

    Примечание:

    В случае сомнений или вопросов, возникших по любому поводу в отношении этой книги, пожалуйста, связывайтесь с:

     

    Кхенпо Джангсем Таши, мобильный телефон 17698991

     

    Или

     

    Г-ном Сангье Тенпа, мобильный телефон 17629112