Я смотрю фильм по драме Шекспира, где растоптанный и униженный  еврейский купец Шейлок, потерявший друзей, дочь, веру отцов, свое богатство стоит посреди площади в Венеции, а высокомерные венецианцы закрывают от него двери и окна своих домов. Я в очередной раз понимаю, что "еврейский вопрос" вечен и неразрешим. Вот и в этой "драме Шекспировой" вся мощь шекспировской гениальности направлена на обличение умного и сильного человека, ничем не отличающегося от  его судей и обидчиков. Ничем кроме одного. Шейлок - еврей. Именно еврей, а не инородец или  иноверец. Потому что черный арап в чалме может войти с вооруженной свитой во дворец и свататься к белой венецианской красавице. А купец Шейлок, который чтит законы свободной Венеции, страны, где он живет, также хитрит и ловчит как другие венецианцы, столь же безнравственен и легкомыслен как они. Но Шейлок  еврей и только это обязывает его быть униженным, сносить оскорбления, мириться с  несправедливостью и не иметь никаких прав на законную сатисфакцию или незаконную хитрость и лукавство, которое повсеместно практикуют все без исключения жители Венеции и у которых те же качества почитаются за доблесть.

Я еще раз спрашиваю себя, что может быть таким абсолютным раздражителем для всех веков и всех народов среди которых жили евреи. Безусловно этот раздражитель должен быть столь же вечен, сколь вечно само раздражение. Видимо первопричину все-таки следует искать в религии, как в наиболее общем и пожалуй самом древнем культурном институте.

Несомненно, что источником современной монотеистической религиозной доктрины была иудейская Тора - священная книга иудеев, из постулатов которой вышло и оформилось в самостоятельную религию сначала христианство, а потом и учение пророка Магомета - мусульманская религия.

Таким образом христианский Бог-отец и Аллах - это и есть тот самый единый бог, бог еврея Авраама, Б-г у которого тысячи имен, но ни одно из них не произносится всуе. И этот самый Б-г выбрал  для сохранения своих Заповедей, т.е. принципов своего договора с людьми именно евреев. А может быть евреи выбрали идею бога для передачи людям мудрости своих пророков и основ морали для всего человечества. Кто кого выбрал даже не спор. Есть очевидная данность, что для большинства человечества до сих пор являются непреложными истины сформулированные в скрижалях Завета и попавшие через Тору в основание всех трех религий о которых было упомянуто. А Заповеди Б-га, принес людям еврей Моисей(Моше) задолго до  появления Христа и Магомета. Около 4000 лет назад. И на протяжении всех этих тысячелетий евреи в соответствии с Божьей волей или добровольно принятой  на себя миссией хранили и доносили до всех людей слово Божье и Божьи указания. Вначале поработителям - египтянам, позже поработителям и язычникам - римлянам, врагам - грекам, друзьям - персам, идейным противникам - христианам и недобрым соседям - мусульманам. И никакой частью своей убежденности в неопровержимости Божьего Завета евреи не поступились. Не имея своей земли, долгое время не имея своего государства, рассеянные по диаспорам и везде будучи чужими, евреи никогда не навязывали свою, читай Божью, мораль и свой образ жизни - традиции и праздники, но и никогда не ассимилировали и не приспосабливали иудаизм к другим религиям. Достойно ли уважения подобное подвижничество? Конечно же нет, именно это подвижничество вызывало всеобщее раздражение у всех народов среди которых жили евреи. Именно такое неброское, но неутомимое служение было укором, вызывающим злость нееврейского мира. Это и есть основание пресловутого "еврейского вопроса".