Все записи
22:38  /  19.06.13

9484просмотра

Рецензия на фильм «Амадей» Милоша Формана 1984 года.

+T -
Поделиться:

Что я знала из истории об отношениях Моцарта и Сальери? Что второй отравил первого. Потому что был вторым. Об этом в своем стиле написал А.С. Пушкин.

Помню еще какие-то подслеповатые зарисовки об этом в программе «Городок». Миленькое подобие, опущенное в юмор, которое осело в голове многих. Живем вроде бы дальше.

Ан нет. Натыкаюсь на фильм «Амадей» Милоша Формана 1984 года.

Я ждала классическую трагедию об убийстве, о котором я все знаю. Ведь А.С.Пушкин и съемочная группа «Городка» рулили моим сознанием.

А получила трагедию другую, внутреннюю, непонятную, в горячном бреду.

Форман ушел от академического пересказа под диктовку этой истории. Его волновали переживания двух людей, захваченных музыкой как явлением, беспрецедентным по силе влияния на человеческое существо.

Мне кажется, если бы режиссер не снял этот фильм – его просто разорвало бы эмоционально. Настолько сильно он сказал то, что сказал.

Вольфганг Амадей Моцарт возникает при Венском дворе внезапно. Как радуга. Император Иосиф II сразу принимает молодого композитора и заказывает ему оперу. Придворный композитор Сальери восхищается талантом Амадея. Но насколько прекрасна музыка Амадея, настолько же пакостна его задиристость и самоуверенность. Пыл молодых.

И вот на 20 минуте просмотра я прошу «Сальери, вы старше, поймите молодость глупости и самоуверенности, поймите…» Нет. Сальери восхищается и ненавидит. Он ненавидит красиво, чутко, как старший брат, господи, почти как отец. Опера за оперой, встреча за встречей.

Амадей колет больно посредственность Сальери. Сальери не может принять ее. И заказывает Амадею реквием. Известный реквием…

Реквием превращает жизнь Моцарта в постепенное угасание, то, которое так искренне передается в музыке этого произведения. Включите его, и первые ноты заставят вас плакать, сопереживать себе или тому, что когда-то или сейчас произвело на вас сильное впечатление.

Моцарт мог написать такую музыку, только проживая свой уход по-настоящему. Сальери это знал и придумал прекрасное орудие убийства.  

Упомяну еще, что в фильме прекрасной линией очерчена любовь Моцарта и его жены Констанци, нехитрая, бытовая, кокетливая, но любовь. Никто не знает, какой она была на самом деле, но Форману почему-то важно было показать ее именно такой.

Трагическая смерть Моцарта, гнетущее величие его Реквиема и близкие к патологической ненависти-восторганию отношения Моцарта и Сальери в режиссуре Милоша Формана и исполнении главных ролей Ф. Мюррэем Абрахамом и Томасом Эдвардом выбили из колеи, зациклили внимание на себе, противопоставили себе весь прожитый день. А начинали с «Городка».

P.S. На церемонии вручения премии «Оскар», для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье. Он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это „Амадей“».

Смотрите кино. :)

Теги: кино
Комментировать Всего 5 комментариев

один из лучших фильмов, что я смотрел. Вы замечательно его описали

Прекрасный фильм ! И отличная рецензия!

Но отчего сейчас , а не лет 25 назад? Вы его только что посмотрели? В Вашем профайле нет данных, но возможно это из-за Вашей невероятной молодости...? Если так, Вы счастливый человек, так много прекрасного Вам еще предстоит открыть. Завидую... )

Или я неправильно понял: это рецензия 1984 года...? 

Андрей, спасибо. Нет, тексту год, лежал на полке недописанный. Вот наконец нашла время, довела. А сама я родилась в 1983, так что время просмотра, думаю, в рамках приличия )