Наш старший сын с 15 сентября находится в Израиле. Через 1.5 месяца ему будет 17 лет. Он уехал в страну по программе СЭЛА.

Последний год в школе мы провели под знаком планируемого отъезда сына в Израиль. Моя логика была проста. Вся моя семья - граждане Израиля, старший сын родился и почти всю жизнь прожил в Москве, но учился в еврейской школе, как-то учил в ней язык, бывал в стране каждый год по месяцу, а иногда и больше. Там куча близких родственников жены, да и моя родня есть. Россия всем хороша, кроме непонятных мне перспектив обучения здесь человека с явно гуманитарным складом и еще более непонятных перспектив его трудоустройства. Про коррупцию и наплевательское отношение к людям даже говорить не буду. Надо заметить, что сын совсем не глуп, но очень ленится и часто витает в облаках, т.е. в учебе (особенно, если никто особо ничего не требует) успевает за счет соображалки, но звезд с неба не хватает.

В моем восприятии Израиль - обычная развитая страна с необычной ситуацией в сфере безопасности, но не более того. Учеба там, дает шанс работать в любой стране "западного" мира, дипломы легко конвертируются и признаются. Да и сама система высшего образования вписана в мировой контекст, университеты присутствуют в мировых рейтингах, есть ученые мирового уровня. Для меня это все более чем достаточные аргументы.Жена с ними, в общем, согласна.

Другой немаловажный момент - кризис существенно изменил наше финансовое положение, мы с большим трудом можем оплачивать обучение в нормальном ВУЗе, а в "ненормальном" учиться не вижу смысла. В общем, поле возможностей представлялось мне довольно узким.

Сын особо не возражал. Программа предполагает 9 месяцев подготовки и обучения (английский, иврит, традиции, как выяснилось - математика, но еще экскурсии, визиты представителей ВУЗов, дайвинг, скалолазание, спортивный цент с бассейном, WiFi кое-где) и на этапе обсуждения, семинара для участников, сборов кое-что ему даже нравилось. Без энтузиазма, но и без сопротивления не мешал маме его собирать. В аэропорту в день отлета был довольно агрессивен, так у него с детства проявляется страх. Зная это, мы особого значения этому не придали. Как оказалось, зря. Скоро уже месяц, как на вопрос "как дела", задаваемый в Skype или по телефону, получаем в ответ сначала короткое "плохо", а потом длиннющее письмо с объяснением того, что именно плохо.

"Плохо" оказалось все. Израиль - отвратительная страна (сын живет в специальном поселке - Ницане, страну видет только раз в две недели когда едет оттуда в Иерусалим к бабушке и на экскурсиях), люди вокруг - кретины и идиоты, мадрихи/вожатые - редкостные сволочи, а американцы, французы и китайцы (!) (оказылось, в поселке есть и "иностранцы") отвратительно себя ведут, громко разговаривают и ходят толпами.Иудаизм - религия для психов, раввины (откуда они в пустыне мы так и не поняли) бесят и т.д. и т.п. При этом он успел начитаться книг по соционике и захотел стать психологом, может быть даже в будущем работать с трудными подростками. Разницу между психологом, психиатром и социальным работником он, конечно, не понимает. А то, что соционика не истина в последней инстанции, даже слушать не хочет.

С одной стороны, все это напоминает слезные письма из пионерского лагеря "мама забери меня отсюда", но с другой стороны ребенок явно мучительно переживает разрыв с привычной средой. За прошедший почти месяц мы узнали о сыне много нового и кое-что совершенно неожиданное.

Мы и сами собираемся "возвращаться" в страну. Меня останавливает только непонимание того, как обеспечить там свою семью. Но я мучительно выдаю на гора очередные бизнес-прожекты и, надеюсь, что один из них даст необходимую мне уверенность в своих возможностях.

Что делать мы не понимаем.С одной стороны, возвращение означает учебу кое-как, сиденье перед компьютером и телевизором, как это было в последних классах школы, никакой самостоятельности, удобная для него жизнь, когда за тебя все решили и все сделали. Кроме того, это выброшеное на ветер время - если он не поступит, то просто пойдет в российскую армию. Соответственно, год на подготовку и год в армии - коту под хвост. И что дальше? Он не сможет жить тут один, материально не сможет.

С другой стороны, как реагировать на заявления типа "я не буду ходить на занятия, пусть меня выгонят" или "я покончу с собой"? Понятно, что это детская реакция и он, помимо полной смены обстановки, переживает кризис переходного возраста. Но все же заявления не шуточные, надо как-то реагировать.

Мы уже несколько раз написали сыну - выучись и делай что хочешь, хочешь жить в России - пожалуйста, в Таиланде - не вопрос, на Таити - да ради бога. Только получу профессию, которая нравится! Не слышит, не обращает внимания. Пока вижу только один выход - обсуждать бытовые проблемы, задавать косвенные вопросы и не провоцировать истерические реакции с его стороны.

P.S. Современные коммуникации - страшная сила. С одной стороны, очень удобно - в любой момент можно пообщаться. С другой стороны - мы выливаем друг на друга первые впечатления, яркие эмоции, мысли и переживания не успев хоть немного пообвыкнуть, осмотреться, пережить.