Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:27  /  18.03.21

1843просмотра

Байк. Ко-Панган. Девушка

+T -
Поделиться:

Несколько лет назад, в январе, мы со старшей дочкой и внучкой на два месяца улетели в Таиланд – подальше от Москвы с её влажным морозцем, вечной слякотью и унылым серым небом. Я только-только сдала очередной архитектурный проект и так устала, что едва дотянула до отлёта. Причём дела не кончались до самого вечера: за час до выхода из дома побросала вещи в чемодан – и к океану!

Добирались тяжело: три перелёта, два такси, один паром. В результате – сутки отходняка, но оно того стоило. Я много где побывала, но в Тае оказалась впервые – и это рай, доложу я вам... конечно, если речь идёт об острове Ко-Панган («ко» по-тайски означает остров).

Залог за два бунгало внесли ещё в ноябре, тогда же купили билеты. У меня карма – вечно не везёт с размещением, редко удаётся заселиться с первого раза: то одно не устраивает, то другое – приходится менять номер. А здесь сразу всё было прекрасно! Наши бунгало (горячая вода, газовая плита, холодильник, кондиционер – всё есть) стояли в пальмовой роще; рядом – дом хозяев (милейшие люди, всегда на подхвате, но не навязываются). До моря 15 минут пешком, магазины, кафешки, массажные салоны и того ближе. В общем, живёшь как на даче в Подмосковье, только в культовой тайской деревне Шритану; до главного города острова Тонгсалы – четверть часа на такси или байке.

Купание чудесное: песок – белый и мягкий, вода чистая и тёплая (28 по Цельсию). Дно вполне приличное – острых камней и кораллов почти нет. Людей на пляже тоже, что при тогдашнем уровне моей мизантропии было особенно ценно. Причём все как на подбор, услада взору – красавцы! Подтянутые, загорелые... ни дать, ни взять йоги поголовно. Короче, отдыхай – не хочу, чем мы и занялись.

Нарисовалось новое развлечение – мотобайк: на острове без колёс сложно. Если б не дети, я бы арендовала велосипед: уж тогда б точно скинула «зимние» два-три кило! Но что делать: мне предстояло исполнять роль извозчика (дочка даже на велике ездить не умеет). До того, как я села за штурвал своего байка, это условие казалось мне скорее необходимостью, чем удовольствием, но я быстро вошла во вкус... кто бы знал, чем всё это обернётся! 

В первый и последний раз я управляла мотоциклом полжизни назад – на Шри-Ланке, куда мы с бойфрендом, начинающим коммерсантом, мотанулись просадить его первый гешефт. Мой успешный стаж за рулём автомобиля – без малого четверть века, и я надеялась, водительские навыки возьмут своё. Так оно и вышло! Два-три часа методичной езды в одиночку, и я решилась подсадить своих девчонок: дочку и самый драгоценный груз – пятилетнюю внучку. 

Но кататься одной... это было волшебно! Во-первых, здорово прочищает мозги: почти стопроцентная концентрация на единственном виде деятельности – вождении – выхолащивает всякий ментальный мусор. Во-вторых, это чистое наслаждение, синтез всех сенсорных ощущений без дальнейшего анализа (что опять же разгружает мозг). Например, зрение: синее море, жёлтый песок, зелёные пальмы. Вкус: морской соли, придорожной пыли, собственного пота на губах. Осязание: горячий воздух опалённых солнцем улиц, ветер с моря или дождь сквозь солнце по разогретой коже... Или запахи! Всё-таки я дико обонятельный человек, и эти волны густых (хоть ножом режь) запахов приводили меня в восторг: дух моря, водорослей, гниющих деревьев... чеснока, специй, жареной рыбы... кокосового масла, мыла, аромат благовоний – смотря мимо чего проезжаешь. «В конце концов, запах есть нарушение кислородного баланса, вторжение в него иных элементов – метана?.. углерода?.. – азота?.. В зависимости от объема вторжения получаем привкус: запах... Это всё дело молекул, и, похоже, счастье есть миг, когда сталкиваешься с элементами твоего собственного состава в свободном состоянии, и тогда возникает ощущение, что шагаешь в свой собственный портрет», – И. Бродский всё сказал до меня и намного лучше («Набережная неисцелимых»).

Но всё это лирика, а теперь – правда жизни. Езда на мотоцикле гораздо сложнее и опаснее, чем вождение автомобиля (по статистике травматичность в 20 раз выше). Разгонная динамика и манёвренность скутера возбуждает, и она же может сыграть злую шутку: нужно взять за правило следить за скоростью. Главное для новичка – плавный, безопасный старт и такое же плавное торможение и парковка.

Что ещё: маршрут езды на байке (даже ближайший – на 100-500 метров) нужно выстраивать заранее и очень оперативно, дабы оставить запас времени и пространства для манёвра. Следует более скрупулёзно обдумывать траекторию входа в поворот: маневрировать либо поворотом руля (что, как новичок, делала я), либо за счёт наклона угла мотобайка (поначалу это страшно). Ошибки обходятся дорого. Прямо на моих глазах случились две аварии: фаранг (т.е. иностранец) не справился с управлением при съезде с асфальта на песок, улетел в канаву, пострадал. И ещё случай: два совсем молодых парня (местные) пулей пронеслись через Т-образный перекрёсток прямо перед моим носом, вылетели в сквер, усаженный пальмами, и перевернулись. Как только в дерево не врезались! Живы-здоровы, но байк изрядно помяли. 

Я надеялась, на трассе при небольшой скорости (до 45 км/час) ничего не произойдёт: вожу аккуратно, собранно, на рожон не лезу и не очкую. Конечно, я боялась падения, но лишь в результате несоблюдения правила «трёх Д» («Дай Дорогу Дураку», а таких здесь предостаточно), или форс-мажора. Вот он и случился.

...Мы возвращались из Чалоклама к себе в Шритану. В тот день шёл сильный дождь. Самый ливень переждали в кафе, затем вроде поутихло, и мы решили выдвигаться: моросить может часами. Дочка проложила по навигатору маршрут – ехать 18 минут. Меня смутил первый же поворот, продиктованный навигатором: приехали с другой стороны.  Что мешало довериться водительскому чутью, повернуть назад и найти знакомый путь?.. Как же я потом себя корила! Напряжение возросло, когда дорога повела в горы, а потом и вовсе кончилась: вместо бетонки пошла грунтовка – и всюду знаки, оповещающие о ремонтных работах. «Что делать?», – спрашиваю у дочки. «Езжай прямо, навигатор говорит, до нашей улицы 8 км».  Проехали ещё метров пятьсот. Дождь усилился, и сказать, что дорога была плохая, не сказать ничего: под колёсами байка – месиво из раскисшей глины, ни одного относительно твёрдого островка. Перед нами 3-4 байкера повернули назад. Редкие машины черепашьим шагом прокладывали себе путь.

Сначала мы даже хорохорились: «Мам, представь, что ты участвуешь в каком-нибудь “Кэмел трофи”... успокойся, держи себя в руках!», – пыталась поддержать меня дочь. На самом деле, тут не себя надо в руках держать, а руль, и очень крепко – во избежание сноса оси, что чревато падением. Мы и упали. Упали нормально, я подготовилась: замедлила падение, приняв вес байка на себя, так что дети просто шмякнулись в грязь... страху было больше. Потом упали ещё раз, и ещё. Внучка держалась молодцом – не плакала, но я решила, что хватит: дальше они пойдут пешком, на такой дороге с двумя пассажирами равновесие мне не удержать. Девчонок кто-нибудь подберёт, а я уж как-нибудь сама. Они ушли, а я осталась один на один со своим байком.

Дождь хлестал, дорога превратилась в болото – смесь скользкой рыжей глины, песка и щебня, кругом – громадные лужи неизвестной глубины. Надвигались сумерки. Я подняла байк, потуже затянула шлем и снова села за руль. Взобравшись на очередную горку, увидела, что детей нет – значит, к кому-то подсели. Через время нагнала красный «судзуки». Стекло опустилось: из тёмной уютной глубины дочка крикнула, что с ними всё в порядке, и они уехали.

Теперь мной владели только две мысли: самое главное, дети в безопасности. И вторая мысль: с этого момента я отвечаю только за себя и свой байк, и у меня нет другого выхода, кроме как привезти нас обоих домой. Да, было мимолётное искушение бросить байк, добраться до деревни и кого-нибудь послать за ним, но я же гордая!.. Едва почувствовав под ногами твёрдую землю, поддала газку – и снова упала, очень сильно.  Пока вставала, со мной поравнялся встречный байк – он и она, немцы: «С вами всё в порядке, помощь нужна?». Я поднялась, заглушила ревущий вхолостую движок – вертящееся заднее колесо разбрасывало вокруг комья грязи. «Всё нормально, спасибо, справлюсь. Что там дальше – есть дорога?».  Ребята с сочувствием смотрели на меня: «Нет... дальше хуже». «Сколько километров до бетонки?». «Два... может, три». «Ясно...».  Они двинулись в сторону Чалоклама, а я сняла шлёпанцы и свою сумку-кроссбоди, сложила всё это в багажник и снова села за руль. В особо опасных местах слезала и вручную тащила байк, помогая себе скоростью – подгазовывала... босиком, по щиколотку в грязи, в изодранном платье. Боли не чувствовала, дождь смывал кровь с разбитых коленей.

Я не помню, сколько раз падала и было ли мне страшно. Одиноко – да. Одна на дороге и одна в целом мире – большой разницы нет, но, волоча байк, я вспоминала одну из своих излюбленных максим. Авторство этой максимы приписывают древнеримскому философу Марку Аврелию: делай, что должно, и будь, что будет. На самом деле, из его уст звучало так: «Делай, что должен, и пусть свершится то, чему суждено». В течение веков поговорку всячески интерпретировали, но смысл остался тем же (по крайней мере, как сторонница теории детерминизма, я трактую его именно так): от судьбы не уйдёшь – случится то, что случится, но, оставаясь во власти Божьей (во власти Вселенной или той же судьбы – кто во что верит) и руководствуясь велениями своего ума и сердца, делай то, что считаешь правильным в этот момент – и делай изо всех сил, даже если положительный исход не гарантирован. Вот я и делала – просто тащила свой байк и всё.     

 ...А реально страшно стало потом, когда вернулась домой. Первым делом хряпнула 150 г. рома. Стянула с себя платье (потом оно стало тряпкой для пола), встала под горячий душ, смыла грязь... увидела свои ноги. Подоспела дочка, рассказала реакцию друзей – старожилов Пангана: мол, настоящая везуха, что я вернулась с трассы живой и здоровой. Эта дорога – притча во языцех, по ней даже тайцы не ездят – даже в хорошую погоду!.. «Мама, ты молодец, ты – герой!», – обнимала меня дочь, но я не чувствовала себя героем. На мой взгляд, геройством было не выбраться из этой ситуации, а не допустить её: как только я увидела, что навигатор ведёт не туда, нужно было поворачивать – к чёрту гаджеты, свои мозги нужно иметь!

Всю ночь я спала только на спине – ворочаться было очень больно. И сквозь поверхностный сон чувствовала, как страх проникает под кожу, пускает корни: байк... дождь... грязь – больше никогда, никогда!.. А такой ход событий я допустить не могла: повторю, я гордая.

На следующий день натянула на израненные, распухшие ноги треники, села за руль, и мы с дочкой отправились в Тонгсалу, в аптеку: в силу специфики климата обычные ранозаживляющие мази не подходят – нужны местные, иначе гнить может неделями. А ещё через день вернулась на ту самую трассу: за двое суток она подсохла и уже не выглядела столь устрашающе. Проехала по ней километр-два... ну так – из принципа: притоптать, чтоб не думала, что взяла надо мной верх.

А потом махнула в горы, прочь от моря, туда, где сильный перепад высот и крутые спуски и подъёмы: прокачивать свой страх. Отпустило! Но шрам на коленке всё равно остался – зарубка на память: делай, что должно... и делай изо всех сил.

P.S. Несколько фотографий в качестве дополнения истории.

Моё бунгало в пальмовой роще Шритану:

Наша тропинка на пляж:

 Закаты на пляжах Шритану:

Начинаю осваивать байк:

Такие вот указатели от русской диаспоры:

Тот самый день в Чалокламе... кто бы знал, что нам предстоит! Дочка и внучка:

Начинает собираться дождь:

Пережидаем в баре. Ну, поехали! - и я махнула рукой:

...И приехали:

И всё-таки я это сделала - привезла нас обоих домой:

 

 

 

Комментировать Всего 10 комментариев
Метафоры и симптомы

Анна, дорогая! Это не публикация - это аттракцион! Читала - дух захватывало, как будто это я сама впиваюсь руками в руль. Видимо, какой-то психотерапевтический симптом схватила. :-))))))) Дочитала до конца, выдохнула и ощутила устойчивую поверхность кресла под пятой точкой! Всё, я жива! Феерично!!!!! Фотки - огонь!

А главное - в этой публикации столько витальной энергии, столько зрелой ресурсности! Я как-то забываю, что у Вас внучка. Мне по текстам кажется, что Вам лет 30 с хвостиком. Вот они, жизненные силы, жизнеспособность, устойчивость. Вот он, тот самый симптом! Значимость зрелой устойчивости! Много метафор, много не поверхностных смыслов, много ресурсности. Шикарная публикация! Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Анжелика Азадянц

Лиза, спасибо). Вы, как и всегда, очень эмоционально и эмпатично реагируете). Про внучку - этда... она сама терпеть не может, когда меня называют бабушкой: "Никакая она не бабушка!" - говорит. Поэтому я - Буся)

А про всё остальное... И снова Вы правы). Каждый раз, когда настигают невзгоды, я вспоминаю эту трассу: грязь, байк, дождь стеной и полная неизвестность впереди. "Хочешь туда, может, поменять ситуацию?" - спрашивает Искуситель. "Ну нет, - думаю я, - уж лучше я с этой невзгодой повоюю". В общем, на всю жизнь закалка)...  

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина, Анжелика Азадянц

Любуюсь Вами!

Интересно, что далеко не каждой женщине выпадает такой опыт. Чтобы его поиметь или отыметь, нужно иметь особые личностные ресурсы. Банальное клише: Бог даёт испытания по силам. И чем круче испытания, тем масштабнее личность. Любуюсь Вами!!!

Красивые фотографии и захватывающая история, которую я уже знала, но, несмотря на это, прочла с удовольствием. И да, ты герой - стойкий и мужественный! Но при этом очень женственный))

Ох, Лара!.. Как всегда, ты очень добра ко мне).

Повторюсь: я не чувствую себя героем в этой ситуации... героем было бы в неё не попадать. С другой стороны, я бы никогда не узнала, на что способна, и никогда не обрела подобный опыт. А этот опыт - как шрам на коленке: с того дня, принимая важное решение, я каждый раз сверяю свой внутренний навигатор с внешним: типа, "а эта дорога ведёт к храму?" 

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

С ума сойти, ну и история. Хорошо, что все хорошо! Тайские ливни - они такие, за секунду вымокаешь до нитки, будто тебя из шланга окатили. Мы с бывшим мужем ездили на байке по Ко Самуи, но я бы ни за что не решилась водить там сама, несмотря на долгий успешный водительский стаж )) 

От этой череды падений и подъемов в ходе чтения меня охватил какой-то первобытный ужас. Вроде бы не необитаемый остров и есть люди вокруг, но надеяться можно только на себя. 

А в целом мне близок этот подход, я тоже очень упрямая и постоянно попадаю в похожие ситуации ))

От этой череды падений и подъемов в ходе чтения меня охватил какой-то первобытный ужас. Вроде бы не необитаемый остров и есть люди вокруг, но надеяться можно только на себя.

Анжелика, Вы верно считали мои эмоции). Правда, ужас охватил потом, когда выбралась - я так и написала. А в тот момент я просто тащила байк и особо ни о чём не думала: нужно было сделать дело - привезсти нас обоих домой.

PS. Может, перейдём на "ты"? Когда откроют Кипр, я точно к вам соберусь - и там всё равно придётся). В том смысле, что подыскиваю место для переезда из России.

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

подыскиваю место для переезда

Какая прекрасная новость!!! Помогу, чем смогу. Можем списаться на фб, расскажу о местных реалиях и подскажу, что нужно. 

Да, конечно, будем на "ты"  - до брудершафта рукой подать ))) Кипр официально открывается для российских туристов с 1 апреля

Да, свяжемся. Младшая дочка оканчивает в мае ВШЭ, сдаст госы... и хочу сделать ей подарок: махнуть куда-нибудь вдвоём. Она-то по-любасу собирается уезжать (скорее всего, в Штаты): блестящая студентка, безупречное знание английского и французского, факультет МО. А мне надо маленько поближе - старшая вряд ли отсюда вырвется. Короче, мне в Европу (а оттуда до Америки 7 часов лёту - делов-то!). 

Какие вводные: климат (море и солнце), еда (овощи-фрукты, морепродукты, хорошее вино), возможность длительных пеших прогулок, природа, культура и, по возможности, не шибко дорогая жизнь))).  

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

Какая умница! Диплом ВШЭ и три языка в столь юном возрасте - прекрасный старт. 

Надо же, у меня тоже привязка к учебе детей, а потом собираюсь во Францию, но это пока вилами по воде ))

Если вкратце - я писала о стоимости и основных аспектах жизни на Кипре здесь

"Сколько стоит" жить на Кипре?

Не знаю. корректно ли сравнивать с Москвой. Цены во многом такие же, но качество жизни при этих же расходах будет несравнимо выше в плане гедонизма и просто дно в плане театров-концертов-музеев и прочей культуры )

Впрочем, коронариусная переоценка ценностей показала, что всё преходяще, так что гедонизм сейчас, наверное, превалирует )