В эстонских водах начался второй этап экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". В минувший уикенд, сообщил мне по телефону руководитель экспедиции Константин Богданов, состоялись первые погружения в акватории Финского залива напротив мыса Юминда. «Что-то, - сказал он, - нашли, но пока неясно. В ближайшие дни, надеюсь, будет, что рассказать».

Дайверы работают там, где пролегала первая половина маршрута «Таллинского прорыва», операции по эвакуации Балтийского флота из Таллинской гавани в Кронштадт. В ночь с 28-го на 29 августа 1941 года на минных заграждениях, выставленных немцами и финнами напротив эстонского мыса Юминда, в течение нескольких часов погибло более 40 кораблей и судов, а с ними примерно 10 тыс. человек. 29 августа уже на подступах к Кронштадту самолеты нацистской Германии и ее финского союзника затопили еще два десятка кораблей, в результате общее количество потерь морского транспорта составило 62 корабля и судна, людей же погибло суммарно свыше 15 тыс. чел.    

Это стало крупнейшей катастрофой в истории не только советского/российского, но и мирового флота.

Стартовавшая 1 июля экспедиция международная, в команде есть дайверы не только из России, но и Эстонии, Латвии и Финляндии. Им предстоит найти и идентифицировать суда, погибшие в ночь с 28-го на 29 августа 1941 г. напротив мыса Юминда.

И я очень рад, что ребята вопреки всем опасениям, связанным в том числе с противоэпидемиологическими ограничениями, получили разрешение на поисковые работы в эстонских территориальных водах, более того, экспедиция заключила соглашение с Департаментом охраны памятников истории и культуры (Muinsuskaitseamet) Республики Эстония, с которым поделится результатами свои поисков.

Константин сообщил мне, что его команда рассчитывает идентифицировать (то есть назвать имя) того объекта (корабль или судно), затонувший корпус которого они уже обнаружили.

Кстати, любой, кто интересуется этой трагической страницей войны, может найти в Рунете массу материалов о «Таллинском переходе» (или «Таллинском прорыве»).

Почему меня интересует все, что связано с «Таллинским прорывом»? Так получилось, что за пять с половиной лет своей дипломатической службы в Таллине я подружился не с одним ветераном ВОВ и ВМФ, в том числе с теми, кто выжил в этой катастрофе. То есть не от Гугла, а от прямо причастных об этом знаю. В том числе от моего эстонского друга ветерана ВОВ Валентина Виллемсоо, чудом оставшегося в живых после того, как 29 августа 1941 года санитарный транспорт Kalpaks, на котором он плыл вместе с другими ранеными, был потоплен финским штурмовиком в Финском заливе.   

На 225 кораблях и судах из Таллина вышли 41 992 человека (включая экипажи, войска, гражданских лиц), доставлено в итоге в Кронштадт — 26 881 человек, погибло 15 111 человек (в том числе 8 600 военнослужащих флота и 1 740 бойцов сухопутных войск). В результате подрыва на минах и атак вражеской авиации затонуло 62 корабля и судна, в том числе 18 из 20 санитарных транспортов.  Общее количество военных потерь составило около 10340 военнослужащих, 4 628 гражданских лиц.

Эти цифры людских потерь – по мнению ряда исследователей, далеко не полные – я заимствовал из недавно переизданного фундаментального труда «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.)», написанного бывшим Главным штурманом ВМФ СССР контр-адмиралом Радием Зубковым (увы, ушедшим из жизни в декабре прошлого года).

(см: https://tallinskij-perehod.ru/news.php?readmore=62https://perehod.eu/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2/)

«Таллинский прорыв» в интерпретации РВИО и в действительности

И вообще, давно хочу написать об этом десятилетиями замалчивавшемся трагическом событии Великой отечественной и Второй мировой войны, по сравнению с которым несколько меркнут другие громкие морские катастрофы, как-то трагедия британского конвоя PQ-17 летом 1942 года (затонули 24 из 34 кораблей, погибли 153 человека.) или разгром японской авиацией американской базы Перл-Харбор в декабре 1941 года (потоплено и выведено из строя 11 кораблей, погибли свыше 2300 военнослужащих). 

Читая публикации о «Прорыве» на разных сайтах, на днях обнаружил на портале, скромно поименованным «История.РФ. Главный исторический справочный текст «Таллинский переход: историческая правда России от РВИО» портал страны» (от 08.06.2016).

Читаю: «Под напором превосходящих сил противника советские войска вынуждены были отступить, и 27 августа немцы, прорвав оборону, вошли в город. В этих условиях, выполняя решение Ставки ВГК, Военный совет флота принял решение эвакуировать войска и базу флота в Кронштадт и Ленинград. Прорыв флота из осаждённого Таллина начался 28 августа, на борт более 100 кораблей было принято 20,5 тыс. человек и техника. К концу дня 29 августа часть кораблей достигла Кронштадта. Остальные корабли и суда, понёсшие значительные потери от ударов авиации противника, прибыли в Кронштадт на следующий день… Гарнизон военно-морской базы и части, оборонявшие Таллин, - всего более 18 тыс. человек – в последствии были использованы для укрепления обороны Ленинграда.(см: https://histrf.ru/read/articles/tallinskii-pieriekhod-event)

То есть, согласно «исторической правде от РВИО», получается, что из Таллина 28 августа вышло вдвое меньше кораблей, нежели на самом деле, а погибло «всего лишь» две с лишним тысячи военнослужащих, то есть в пять раз меньше, чем в действительности. То есть о самом факте и причинах огромных потерь в ходе «Таллинского прорыва» в «справочном материале» Российского военно-исторического общества ничего не говорится.

Но ведь сведения об этом нетрудно найти, причем не только в нелюбимых г-ном Мединским и его РВИО социальных сетях, но и, например, в правительственной «Российской газете»: «Вопрос об эвакуации командованием КБМФ поднимался еще в июле, однако был отвергнут Сталиным, а также командующим Северо-Западным фронтом К.Е.Ворошиловым и командующим ВМФ Н.К.Кузнецовым. Из-за неадекватной оценки ситуации советским военным руководством эвакуация из Таллина началась только 24 августа, а официальное разрешение на это было получено лишь 26-го.»  27 августа началась погрузка личного состава, гражданских лиц, военной техники… После обеда 28 августа первый конвой вышел из таллинской гавани».   

(см: https://rg.ru/2020/08/27/tallinskij-perehod-kak-baltflot-prorvalsia-v-kronshtadt-v-1941-godu.html)

«Мы отстаиваем подлинную, не приглаженную или отлакированную, правду о войне», написал в прошлом году в своей предназначенной для западной аудитории статье, посвященной 75-летию Победы, президент Путин.  (см: http://kremlin.ru/events/president/news/63527)

 «Кто управляет историей, управляет будущим», - процитировал (без ссылки на первоисточник) Владимир Ростиславович Мединский сотрудника «полиции мысли» O’Брайена из «1984» Джоржа Оруэлла в своей почти программной статье под заголовком «Интересная история», опубликованной 4 июля 2017 года в той же «Российской газете». «Идеи и мифы - тоже факты… Не видеть в мифе факта - значит перестать быть историком… Прошлое - всегда реконструкция из настоящего», - уверен пиарщик по своей первой работе Мединский. И далее: «Что значит - нельзя рассматривать исторические труды и события с позиции национальных интересов? Почему это "лженаучно"? Вот это вообще за гранью моего понимания», - восклицает в этом же опусе Мединский. (см: https://rg.ru/2017/07/04/vladimir-medinskij-vpervye-otvechaet-kritikam-svoej-dissertacii.html), для которого, оказывается, «из всех искусств важнейшим является история» (см: https://rg.ru/2015/08/26/pravda.html).

Резюмирую. Миф в интересах власти, по Мединскому, и есть истина.  Сравним со сказанным O’Брайеном в «1984»: «И, если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».

Надеюсь, в случае с «Талллинским переходом» этого все же не случится.--0--