Все записи
20:16  /  6.07.21

472просмотра

Правда, полуправда и ложь о «Таллинском прорыве»

+T -
Поделиться:

В эстонских водах начался второй этап экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". В минувший уикенд, сообщил мне по телефону руководитель экспедиции Константин Богданов, состоялись первые погружения в акватории Финского залива напротив мыса Юминда. «Что-то, - сказал он, - нашли, но пока неясно. В ближайшие дни, надеюсь, будет, что рассказать».

Дайверы работают там, где пролегала первая половина маршрута «Таллинского прорыва», операции по эвакуации Балтийского флота из Таллинской гавани в Кронштадт. В ночь с 28-го на 29 августа 1941 года на минных заграждениях, выставленных немцами и финнами напротив эстонского мыса Юминда, в течение нескольких часов погибло более 40 кораблей и судов, а с ними примерно 10 тыс. человек. 29 августа уже на подступах к Кронштадту самолеты нацистской Германии и ее финского союзника затопили еще два десятка кораблей, в результате общее количество потерь морского транспорта составило 62 корабля и судна, людей же погибло суммарно свыше 15 тыс. чел.    

Это стало крупнейшей катастрофой в истории не только советского/российского, но и мирового флота.

Стартовавшая 1 июля экспедиция международная, в команде есть дайверы не только из России, но и Эстонии, Латвии и Финляндии. Им предстоит найти и идентифицировать суда, погибшие в ночь с 28-го на 29 августа 1941 г. напротив мыса Юминда.

И я очень рад, что ребята вопреки всем опасениям, связанным в том числе с противоэпидемиологическими ограничениями, получили разрешение на поисковые работы в эстонских территориальных водах, более того, экспедиция заключила соглашение с Департаментом охраны памятников истории и культуры (Muinsuskaitseamet) Республики Эстония, с которым поделится результатами свои поисков.

Константин сообщил мне, что его команда рассчитывает идентифицировать (то есть назвать имя) того объекта (корабль или судно), затонувший корпус которого они уже обнаружили.

Кстати, любой, кто интересуется этой трагической страницей войны, может найти в Рунете массу материалов о «Таллинском переходе» (или «Таллинском прорыве»).

Почему меня интересует все, что связано с «Таллинским прорывом»? Так получилось, что за пять с половиной лет своей дипломатической службы в Таллине я подружился не с одним ветераном ВОВ и ВМФ, в том числе с теми, кто выжил в этой катастрофе. То есть не от Гугла, а от прямо причастных об этом знаю. В том числе от моего эстонского друга ветерана ВОВ Валентина Виллемсоо, чудом оставшегося в живых после того, как 29 августа 1941 года санитарный транспорт Kalpaks, на котором он плыл вместе с другими ранеными, был потоплен финским штурмовиком в Финском заливе.   

На 225 кораблях и судах из Таллина вышли 41 992 человека (включая экипажи, войска, гражданских лиц), доставлено в итоге в Кронштадт — 26 881 человек, погибло 15 111 человек (в том числе 8 600 военнослужащих флота и 1 740 бойцов сухопутных войск). В результате подрыва на минах и атак вражеской авиации затонуло 62 корабля и судна, в том числе 18 из 20 санитарных транспортов.  Общее количество военных потерь составило около 10340 военнослужащих, 4 628 гражданских лиц.

Эти цифры людских потерь – по мнению ряда исследователей, далеко не полные – я заимствовал из недавно переизданного фундаментального труда «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.)», написанного бывшим Главным штурманом ВМФ СССР контр-адмиралом Радием Зубковым (увы, ушедшим из жизни в декабре прошлого года).

(см: https://tallinskij-perehod.ru/news.php?readmore=62https://perehod.eu/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2/)

«Таллинский прорыв» в интерпретации РВИО и в действительности

И вообще, давно хочу написать об этом десятилетиями замалчивавшемся трагическом событии Великой отечественной и Второй мировой войны, по сравнению с которым несколько меркнут другие громкие морские катастрофы, как-то трагедия британского конвоя PQ-17 летом 1942 года (затонули 24 из 34 кораблей, погибли 153 человека.) или разгром японской авиацией американской базы Перл-Харбор в декабре 1941 года (потоплено и выведено из строя 11 кораблей, погибли свыше 2300 военнослужащих). 

Читая публикации о «Прорыве» на разных сайтах, на днях обнаружил на портале, скромно поименованным «История.РФ. Главный исторический справочный текст «Таллинский переход: историческая правда России от РВИО» портал страны» (от 08.06.2016).

Читаю: «Под напором превосходящих сил противника советские войска вынуждены были отступить, и 27 августа немцы, прорвав оборону, вошли в город. В этих условиях, выполняя решение Ставки ВГК, Военный совет флота принял решение эвакуировать войска и базу флота в Кронштадт и Ленинград. Прорыв флота из осаждённого Таллина начался 28 августа, на борт более 100 кораблей было принято 20,5 тыс. человек и техника. К концу дня 29 августа часть кораблей достигла Кронштадта. Остальные корабли и суда, понёсшие значительные потери от ударов авиации противника, прибыли в Кронштадт на следующий день… Гарнизон военно-морской базы и части, оборонявшие Таллин, - всего более 18 тыс. человек – в последствии были использованы для укрепления обороны Ленинграда.(см: https://histrf.ru/read/articles/tallinskii-pieriekhod-event)

То есть, согласно «исторической правде от РВИО», получается, что из Таллина 28 августа вышло вдвое меньше кораблей, нежели на самом деле, а погибло «всего лишь» две с лишним тысячи военнослужащих, то есть в пять раз меньше, чем в действительности. То есть о самом факте и причинах огромных потерь в ходе «Таллинского прорыва» в «справочном материале» Российского военно-исторического общества ничего не говорится.

Но ведь сведения об этом нетрудно найти, причем не только в нелюбимых г-ном Мединским и его РВИО социальных сетях, но и, например, в правительственной «Российской газете»: «Вопрос об эвакуации командованием КБМФ поднимался еще в июле, однако был отвергнут Сталиным, а также командующим Северо-Западным фронтом К.Е.Ворошиловым и командующим ВМФ Н.К.Кузнецовым. Из-за неадекватной оценки ситуации советским военным руководством эвакуация из Таллина началась только 24 августа, а официальное разрешение на это было получено лишь 26-го.»  27 августа началась погрузка личного состава, гражданских лиц, военной техники… После обеда 28 августа первый конвой вышел из таллинской гавани».   

(см: https://rg.ru/2020/08/27/tallinskij-perehod-kak-baltflot-prorvalsia-v-kronshtadt-v-1941-godu.html)

«Мы отстаиваем подлинную, не приглаженную или отлакированную, правду о войне», написал в прошлом году в своей предназначенной для западной аудитории статье, посвященной 75-летию Победы, президент Путин.  (см: http://kremlin.ru/events/president/news/63527)

 «Кто управляет историей, управляет будущим», - процитировал (без ссылки на первоисточник) Владимир Ростиславович Мединский сотрудника «полиции мысли» O’Брайена из «1984» Джоржа Оруэлла в своей почти программной статье под заголовком «Интересная история», опубликованной 4 июля 2017 года в той же «Российской газете». «Идеи и мифы - тоже факты… Не видеть в мифе факта - значит перестать быть историком… Прошлое - всегда реконструкция из настоящего», - уверен пиарщик по своей первой работе Мединский. И далее: «Что значит - нельзя рассматривать исторические труды и события с позиции национальных интересов? Почему это "лженаучно"? Вот это вообще за гранью моего понимания», - восклицает в этом же опусе Мединский. (см: https://rg.ru/2017/07/04/vladimir-medinskij-vpervye-otvechaet-kritikam-svoej-dissertacii.html), для которого, оказывается, «из всех искусств важнейшим является история» (см: https://rg.ru/2015/08/26/pravda.html).

Резюмирую. Миф в интересах власти, по Мединскому, и есть истина.  Сравним со сказанным O’Брайеном в «1984»: «И, если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».

Надеюсь, в случае с «Талллинским переходом» этого все же не случится.--0--

 

Комментировать Всего 10 комментариев
Из-за неадекватной оценки ситуации советским военным руководством эвакуация из Таллина началась только 24 августа, а официальное разрешение на это было получено лишь 26-го.»

Дмитрию Маларёву:

Как по-Вашему, Дмитрий, эти два десятка тысяч человек, поставленные на грань и выдавленные на ту сторону, тоже погибли исключительно по вине поставивших мины и разбомбивших корабли, а те, кто до последнего задерживал эвакуацию, всё сделали правильно?

Сергею Мурашеву

Если Вы, приводя цитату из РГ (которая есть в тексте), хотели обратить мое внимание на некооторую нестыковку чисел, то так в статье газеты и было написано. В действительности, конечно, эвакуация началась после получения разрешения от "верхов". 28 после полудня первый караван вышел из гавани. И, конечно, всем (у кого есть мозги и совесть) понятно, кто виноват в этой катастрофе. 

Да нет, Евгений, мы тут с Дмитрием Маларёвым некоторое время беседуем про наше советское прошлое... И вот Дмитрий склонен не замечать вины советских лидеров в том и в этом, и перекладывать эту вину на Польшу, на Францию и Великобританию... Ну, так, как это стало модно с некоторых пор в российском руководстве.

Ну, пусть и дальше перекладывает. )))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

       "И вот Дмитрий склонен не замечать вины советских лидеров в том и в этом, и перекладывать эту вину на Польшу, на Францию и Великобританию... "

         Сергей... "не замечать вины советских лидеров в том И  В ЭТОМ" ... мягко говоря не корректно, если не назвать это просто передергиванием фактов, потому что уж о чем я точно не говорил и НИГДЕ в сети и блогосфере не писал, ни в каком качестве оценок, так это о Таллинском переходе... о его трагизме как минимум дстаточно прочитать у Зубкова... 

        Я думаю Вас сложилось впечатление что Вам не хватает аргументов в посте у Эдуарда Гурвича и Вы таким странным "боком" зашли в пост Евгения... в надежде на...? 

       Да ладно...

       Хозяин-барин...  Вы Сергей в праве вести себя как хотите...

мягко говоря не корректно, если не назвать это просто передергиванием фактов, потому что уж о чем я точно не говорил и НИГДЕ в сети и блогосфере не писал

:)

Дмитрий, а где Вы увидели у меня про то, что Вы якобы что-то писали про Таллинский переход?

Всё было много проще, чем почудилось Вам: мне показался интересным заголовок поста, я сам никогда так подробно об этом не читал, и мне стало интересно, как Вы оцените это событие - была ли, по-Вашему, в этой трагедии какая-то вина высшего советского руководства, или Вам эта вина снова неочевидна.

Вот ровно об этом я Вас и спросил.

Так у Вас найдётся ответ? Или Вы продолжите междустрочный поиск чего-то своего? Тогда попрошу Вас не отвлекать меня своими фантазиями обо мне и моих намерениях. :)

       Сергей, я мог бы ответить Вам примерно так же как Вы, не отвлекать меня вашими похождениями  по тем постам в которых я не участвую. И мог бы попросить Вас не отвлекать меня Вашими фантазии на тему  что я отвечу на то или на это.

        Я Вам давно заявил что среди исторического периода связанного со Второй мировой и Великой Отечественной меня больше всего интересует предшествующий период 20-х и 30-х годов. До 22 июня 1941 года.

        В той трагедии что произошла во время Таллинского перехода много причин.

       Таллинским переход это даже не переход, это  прорыв.

        Это даже не Дюнкерк и не PQ, это проход через минно-артелерийскую позицию которую во Второй мировой никто не решался исполнить, а в Первую мировую через такую же минно-артилерийскую позицию проходил флот союзников в Дарданелах и это для них закончилось плачевно.

           В 1939 году английские военные отговорили Черчилля выполнить аналогичный прорыв  в Балтику через балтийские проливы, ввиду неприемлемых для них потерь.

         У нас же сложилась ситуация когда одновременно Таллин отрезается от Большой Земли, угроза перерезания железной дороги Ленинград-Москва, и самый канун замыкания Блокады, когда есть угроза падения Ленинграда.

      В Таллине  на все 225  вымпелов этого прорыва по нормативам 1940 года должно быть около 100 тральщиков, учитывая что по тактике траления и конвоирования конной надо разбивать на небольшие группы не вываливающиеся из кильватера зоны траления. 

      А было всего 10 быстроходных тральщиков и 18 тихоходных, тральщиков-буксиров  с осадкой 4 метра. Так что они сами могли подрываться на якорных минах. 

        В добавок управление войсками и флотом было рассредоточено.

       Кузнецов, которому флота не подчиняются, ни Балтийский, ни Черноморский ни Тихокеанский.

      Кузнецов  ратует за удержание Моонзундских островов, так как с них удается бомбить Берлин, поэтому ему Таллин необходим как материально-техническая поддержка этой боевой задачи.

        На месте командует Трибуц – он за то что бы с Моонзундских островов и Ханко вывести всех в Таллин и совместно по суши и морю прорываться в сторону Ленинграда.

      Ставка – которая им обеим указывает на то что они находятся в подчинении Северо-Западного командования Ворошилова, Жданова и адмирала Исакова что находятся в Ленинграде, они пытаются сдержать прорыв немцев через Лужский рубж и Таллин у них на переферии важности. Угроза падения Ленинграда. У них нехватает ресурсов.

       Там много всего, вплоть до того как двигался сам караван, «волнами», из за разности хода тральщиков и как они «захлестывали» друг друга и к чему это приводило  и как в караване шло(не шло)  боевое управление.

     И вот так «по ходя» Вы Сергей хотите от меня узнать кто там виноват?

     Ваш Сергей  подход к теме мало  чем отличается от подходов к этой теме авторов той статьи, на которую ссылается Евгений Верлин.

      Статьи где то же «по ходя»,  описан какой то непонятный осколок от всей картины того что там разворачивалось.

        Поэтому простого ответа от меня Сергей Вы не дождетесь.

       И конечно  я хотел бы извиниться перед Евгением Верлиным за  то  что этот странный диалог  между  мною и Сергеем произошел в его посте, который он явно не для этого писал.

      То что сейчас происходит в ЭСТОНСКИХ водах, и в них принимают участие дайверы России, ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ и ФИНЛЯНДИИ это по человечески очень сильный факт.

      Это можно только приветствовать и всячески поддерживать.

Сергей, я мог бы ответить Вам примерно так же как Вы, не отвлекать меня вашими похождениями по тем постам в которых я не участвую. И мог бы попросить Вас не отвлекать меня Вашими фантазии на тему чт

И это было бы совершенно оправдано, если бы я Вам приписывал всё подряд, так, как делаете Вы, уклоняясь от ответов, и требуя их от меня.

Итак, вины высшего советского руководства Вы и здесь не видите, так как "всё сложно"? А то, что военное искусство (как и дипломатия, и много что ещё) - это баланс необходимостей и возможностей, и высшее советское руководство явно этим искусством не владело, регулярно задерживая отход войск с целью минимизации потерь, Вам не очевидно?

Я рад Сергей что Вы так хорошо разбираетесь в военнном искусстве. Вы уж извините тут я Вам компанию составить не смогу.

Вы уж извините тут я Вам компанию составить не смогу.

А разве я просил? :)

Вы высказали своё мнение, я - своё, и каждый вправе в любой момент замолчать, по любой причине.

А в "военном искусстве" я разбираюсь примерно как Вы, я такой же в этом смысле обыватель, и мне это, в отличие от Вас, совсем не обидно: правде надо уметь смотреть в лицо.