Все записи
16:04  /  17.03.19

361просмотр

Репин. К открытию выставки в Третьяковке.

+T -
Поделиться:

Репин.

Репин - это религиозный гимн, переходящий в исторические чтения с выражением.

        Название его работ стали уже давным-давно поговорками, что делает Илью Ефимовича действительно народным художником. Но, как это бывает с пафосным художественным высказыванием, образ иногда приобретает комические черты.

        Таков Репин поздний, оставшийся "вечным дачником", вне России, вне актуальности социальных сюжетов. Чем позже - тем банальнее становится дидактика его работ, скучнее живописные новации стиля. Репин-портретист много драматичнее. Его взаимоотношения с моделью становятся украшением истории русского искусства. Мы можем наблюдать его восторг женским обаянием или восхищение мужским образом.

           В собрании ГТГесть копия работы Рембрандта, выполненная Репиным. Фактурный, густой мазок Золотого Века нидерландской живописи, Илья Ефимович передает немного посредственно в деталях одежды, зато когда мы оцениваем живописную пластику в лице - свободы кисти кажется значительно больше.

       Его персонажи иконичны, внешним своим видом заставляют зрителя запомнить архетип русского интеллигента рубежа столетий. Удивительное правдоподобие достигается замысловатым психологическим настроением моделей. Герои портретов Репина ведут внутренний диалог с художником, которым тот щедро делится со зрителем. Уверенность, застенчивость, пафос, снисхождение - на множество проявлений человеческого характера у Репина имеется свой художественный вокабуляр, доступный любому заинтересованному зрителю.

         Между "Заседанием Государственного Совета" и "Иваном Грозным", так показательно похожим на рембрадтовские жанровые композиции - пропасть. С одной стороны - западноевропейская утончённость живописного исполнения, с другой - психологический анализ российской аристократии, которая сгинет в революционном пожаре. "Заседание Государственного Совета" - наверное, последний корпоративный портрет в дореволюционном русском искусстве. Потом будет герасимовская "1ая конная", которая, скорее, была инструкцией для репрессий, ибо практически все там изображенные были безжалостно уничтожены Сталиным спустя несколько лет после написания полотна. В "Заседании" ощутимы модернистские веяния. Там, не в тени, как в "Иване Грозном", а в ярком потоке перед нами встают, почти в кинематографической интерпретации, множество красных ритмов перевязей на мундирах. Динамичной спиралью закручивается стол, за которым сидят все государственные деятели. Репину удалось рассредоточить внимание зрителя. В работе нет единого центра, здесь множество смысловых концентраций, так грациозно выполненных в красках. Направление взглядов заседателей связывают все фрагменты воедино. Портрет Российской Империи накануне революции получился исключительно убедительным даже спустя столетие. .