Все записи
18:43  /  29.03.19

774просмотра

Конец актуальности или почему больше не интересен российский совриск

+T -
Поделиться:

 

Вот все сетуют на «непонятность» современного искусства. Слышится недовольное роптание выпускников различных художественных профтехучилищ, что, дескать и материал слабенький и идей не очень хватает, а главное - «плохо сделано». Это, конечно, все истинная правда. Материал нам буквально по помойкам находить приходится. Идёшь, бывало, а тут персонаж какой в мусоре ковыряется. Вот тебе и материал и сюжет. Понятное дело хочется возвышенного. Девушек голых или колхозный праздник, неважно, лишь бы все улыбались. Но вот ведь в чем беда. Последний год современное искусство почти совсем не продаётся. Рынок совриска в РФ перестал существовать как отрасль экономики. Нет, конечно, кто-то что-продаёт, а кто-то что-то крайне редко покупает. Но это не рынок. Это вообще-то называется скупкой. А почему так беспощадно обошёлся общественная покупательная способность с российским современным искусством? Почему так равнодушно холодны олигархи к молодым художникам? Отчего так пренебрежительны спонсоры к выставочным проектам вне нескольких госинституций? А ответ банален исторически логичен. Русское искусство перестало быть «актуальным». Оно застряло на сонных надеждах начала 2000ых и равнодушной сервильностью конца нулевых. Российская творческая среда не имеет авторитета среди широких народных масс. Уважать не за что. Поэт перестал быть пророком и стал журнальным колумнистом с легким налетом фельетонного шика. А публика-то не дура, прекрасно понимает, что творчество не всегда является высоким искусством. В 1960-70ых протест оправдывал экзотические поиски художественных реализаций. Тогда бунтарей не понимали, но уважали. 1990ые накрепко закрепились в общественной памяти с человеком-собакой, изображающего доведённого до состояния животного российского обывателя. Современное русское искусство, (первую очередь молодые авторы, пожилые-то все давным-давно сказали и отошли на безопасное расстояние по возрасту или местожительству) существует по инерции. Общественный интерес диктует внимание рынка из которого вырастает ценообразование и коллекционерское внимание. Если же творишь в каком-нибудь Союзе Художников, то последнее о чем ты будешь мечтать, так это о радикальных политических сдвигах, так как это может привести к потере мастерской, смене управления, лишению всяких льгот/пенсий. Только мы все позабыли, что художник всегда бунтарь по своей изначальной природе. Само творчество, не являясь рациональным занятием, по сути своей, есть восстание против животной рациональности. И те,кто пытается не замечать в искусстве актуальность современного времени, перестаёт быть интересен в исторической перспективе. Такие художники становятся со временем «крепкими ремесленниками» с относительно стабильным уровнем нищенских доходов. А потом навсегда растворяются в мутном временном потоке. Все это, конечно, очень печально, но совершенно неизбежно, как может быть неизбежен результат естественного отбора.