Все записи
20:17  /  10.03.20

260просмотров

Кандинский. Статья для путеводителя по экспозиции Гтг на крымском Валу.

+T -
Поделиться:

Василий Васильевич Кандинский Композиция №7.

Контрапункты цвета и формы.

            В.Кандинский начал свою карьеру художника после 30 лет. Оставив место доцента на юридическом факультете Московского Университета, он целиком погрузился в изучение живописи. Записавшись в школу югославского художника Антона Ашбе, где слушателям предлагалось развивать персональную манеру, а не копировать руководителя, Кандинский постепенно приходит к абстрактной интерпретации визуальных форм.          Попав под обаянием Сезанна, с его кубистическим разложением пространства, Кандинский сначала включает его в свою стилистику, но потом, вовсе отказывается от фигуративных образов ради чистой живописной беспредметности.          Теоретические построения и логические обоснования мало заботят художника в тот период : «..рождение подлинного произведения искусства есть тайна. Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений …она сама найдет что сказать» ( В.В.Кандинский «О духовном в искусстве» , М.1910). Кандинский начинает рассматривать творческую реализацию живописца в отрыве от фигуративности. Позже, он скажет, что абстрактная форма, является духовным существом с качествами, которые должны говорить сами за себя.          Живописное пространство, по Кандинскому, есть выражение его чувств и переживаний, явленное через цвет и композицию. Важнейшим качеством картины им мыслятся «контрапункты», другими словами, противопоставления форм и колористических соотношений. Цвет лучше всего виден в контрасте с другим цветом, а вертикаль формы динамически подчеркивается горизонталью.Контрапункт – чрезвычайно широкое понятие для Кандинского. Это не только сравнительное подчеркивание формы и цветов, но еще и смысловое акцентирование.                   Кандинский связывает колорит с различными геометрическими формами. Исходя из сходства их внутренних напряжений, он развивает идею о соответствиях цветовых оттенков определенных геометрических фигур. Так желтый цвет более всего подобен треугольнику, красный – квадрату и.т.д Так, на «Композиции №7» композиционным контрапунктом является развитие формы по диагонали на площади прямоугольного холста. Направление движения фиксируется цветовыми акцентами синего(«элемент покоя») и красного («ощущение силы»)цветов, а центром является белая цветовая масса, вокруг которой, спиралевидно развивается все построение картины. Белый цвет, в теории художника, обозначает вечность, абсолютную константу бытия: «доночальное, до рождения сущее.             Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода.». На заседании секции монументального искусства Инхука (Института художественной культуры) в 1920 г. Кандинский представил аудитории таблицу «Параллели цвета и звука». В рамках своего доклада «Основные элементы живописи. Их сущность и ценность», он провел параллели между цветовой организацией колорита и принципами звукопостроения в музыке. И вот, зеленый уподабливается спокойным, растянутым тонам скрипки, фиолетовый – низкими звуками фагота, оранжевый – умиротворяющим звукам английского рожка. Не стоит рассматривать «Композицию № 7» как только живописное произведение. Это синтез всех эмоциональных переживаний Василия Кандинского. Можно с уверенностью сказать, что эта работа – сумма эстетического и визуального опыта художника, структурировавшего свои переживания в зрительной форме.           Каждая работа В.В.Кандинского будет являть собой определенный этап решения интересующих автора вопросов в сфере нового искусства – синтетического, где нет отдельно живописи или музыки, но все они вместе представляют картину грядущего мира.