Все записи
13:09  /  19.08.14

13061просмотр

Топ-10 лекций о мозге на ПостНауке

+T -
Поделиться:

Что мы знаем о мозге? Что о нем знают ученые? Нейрофизиологи начали проводить исследования структуры мозга еще в XIX веке, как раз тогда и было обнаружено, что мозг состоит из нейронов, которые коммуницируют между собой через синапсы, передавая друг другу электрические импульсы. Наш мозг состоит из 86 миллиардов нейронов, которые непрерывно обмениваются информацией. Мы имеем представление о том, как это происходит, но есть куча вопросов, ответы на которые нам только предстоит найти.

Ниже подборка из 10 самых интересных лекций с ПостНауки и прекрасная возможность получить полное представление о том, что известно о мозге на сегодняшний день, а также с пользой провести время ;) Enjoy!

1. Константин Анохин - Проблема сознания и мозга: http://postnauka.ru/video/23829

"Среди огромного количества фактов о сознании его связь с мозгом является одним из самых надежных. В научных записях не существует доказательств того, что сознание может существовать, когда нет мозга, или что сознание существует после того, как мозг умер. Любые утверждения о противоположном — это скорее демаркация, которая позволяет отличить истинно научные факты от псевдонаучных."

2. Михаил Бурцев - Искусственный интеллект: http://postnauka.ru/video/180

"Как отдельное направление исследований искусственный интеллект возник в середине XX века. Тогда на стыке нейрофизиологии и математики появилась дисциплина, которая получила название «кибернетика». В рамках этой области исследований математики и нейрофизиологи пытались вместе понять, как же организована работа мозга, используя математические методы. Примерно в это же время появились компьютеры, и это обеспечило технологическую платформу, ускоряющую кибернетические исследования. Ученым стало легче исследовать теории о том, как работает мозг, обычно требующие большого количества вычислений при помощи компьютера. Это и привело к возникновению направления исследований под названием искусственный интеллект."

3. Станислав Дробышевский - Эволюция мозга человека: http://postnauka.ru/video/12151

"Затылочная доля у современного человека отвечает за восприятие и распознавание зрительных образов. То есть что мы осознаем то, что видим. На самом деле, мы видим гораздо больше, чем осознаем. Почему она уменьшилась, это большой вопрос. Может быть, затылочная доля частично отвечала за что-то еще, кроме зрения. Может быть, то, чем занимается сейчас теменная доля, было характерно и для затылочной доли тоже. А может быть, для наших предков распознавание зрительных образов было гораздо важнее, чем для нас. Люди жили ближе к природе. Им нужно было распознавать опасности, хищников, еще какие-то явления и делать это очень быстро. Нам сейчас это не настолько актуально."

4. Александр Каплан - Технология мысли: http://postnauka.ru/video/10750

"Сейчас уже нет такого отбора как эволюция, не вымирает тот, кто менее приспособлен. Мы заботимся друг о друге, у нас социум, поэтому нет направленной эволюции. Но мир, который создал мозг – он в каждом из нас. Можно ли проникнуть в этот мир? Конечно. Мы друг с другом говорим, и этот разговор, вербальное общение, это и есть проникновение друг в друга. Учёные хотели бы получить новый канал, не вербальный, не мышечный, чтобы напрямую контактировать с этими образами. Возможно ли это?"

5. Ольга Сварник - Зеркальные нейроны: http://postnauka.ru/video/5178

"В тот момент, когда мы наблюдаем за действиями других живых организмов, у нас происходит активация тех нейронных групп, которые связаны с нашим собственным выполнением таких же действий или таких же видов поведения, – зеркальных нейронов. Этот феномен был установлен в начале 90-х годов, когда проводились эксперименты с регистрацией нейронной активности у животных. Скажем, в группе Риззолатти такая активность фиксировалась у обезьян. Эту группу интересовало, как и какие нейроны активируются в тот момент, когда животное захватывает какие-то объекты вроде апельсина или яблока. Регистрация проводилась в моторной коре, и логично было предполагать, что в тот момент, когда обезьяна протягивает лапу и берёт какой-то съедобный объект, активируются нейроны, связанные с выполнением этого действия."

6. Филипп Хайтович - Особенности развития мозга человека: http://postnauka.ru/video/25891

"Мозг годовалого ребенка содержит очень маленькое количество зрелых синаптических контактов. В отличие от макаки, у которой к первому году жизни уже все сформировано и даже очищено от ненужных контактов, у годовалого ребенка этот процесс только начинается, и он продолжается, особенно в префронтальной коре мозга, в регионе, который отвечает за сложные взаимодействия, очень долго. Мы точно не знаем и сложно сказать, когда происходит пик, но процесс может идти 5-7 и, может, даже 10 лет. Если вы посмотрите на семилетнего ребенка, то в его мозге будет в 2-3 раза больше контактов между нейронами, чем у взрослого человека. Но его контакты пока не оптимизированы."

7. Константин Анохин - Признаки сознания в мозге: http://postnauka.ru/video/25267

"Когда происходит сознательное восприятие явления внешнего мира, то области коры, связанные с восприятием, например зрительные или слуховые, начинают работать более активно. Какое-то время считалось, что, если стимул действует на мозг и не осознается, как бывает в случае маскировки, кора не участвует в переработке информации и работают только подкорковые структуры. Полагали, что до коры информация не доходит. Это не так. Оказывается, даже неосознаваемые восприятия стимула приводят к реакции активации зрительной коры в ответ на предъявление зрительного стимула."

8. Михаил Бурцев - Нейрогибридные системы: http://postnauka.ru/video/1926

"В современной нейробиологии существует много различных подходов к экспериментальному исследованию мозга. Они отличаются друг от друга временным и пространственным разрешением. Есть методы (электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография), которые позволяют увидеть активность мозга в целом, но обычно они обладают плохим временным и пространственным разрешением. В результате мы можем видеть, как активируется та или иная область мозга, но не то, как работают отдельные клетки. Другие методы позволяют нам зарегистрировать с высоким временным разрешением – 1 миллисекунда или выше, как работают отдельные клетки. Но тогда мы можем видеть лишь небольшую часть мозга."

9. Александр Каплан - Нейрокоммуникаторы: http://postnauka.ru/video/8676

"Что даст появление нейрокоммуникаторов, что нового принесет в наш мир? По-видимому, наступит совершенно новый этап в развитии техногенных средств коммуникации между человеком и окружающей средой. Электронными и вычислительными средствами для расшифровки электрической активности мы можем добиться прямого понимания намерения мозга еще до того, как мозг отдает команды мышцам. Ведь биологические моторные системы слишком инерционны – для того, чтобы обеспечить активность мышц, нужно сначала увеличить кровоток в мышцах, доставить к месту действия нужные метаболиты и так далее. Если использовать нейрокоммуникатор, решение, принятое мозгом, тут же перехватывается электронными вычислительными средствами, и без замедления передаются исполнительным устройствам."

10. Константин Анохин - Клеточные следы сознания в мозге: http://postnauka.ru/video/27824

"Мы хотим понять клеточные основы осознания и разума, субъективного опыта, дойти в изучении этих феноменов до самых фундаментальных процессов, не теряя при этом специфики этого субъективного опыта. За исключением нескольких редких ситуаций, связанных с нейрохирургическими операциями, мы не можем изучать работу отдельных клеток из 86 миллиардов нейронов, которые составляют мозг человека. Мы можем это сделать у животных, но в этом случае у нас нет субъективного отчета. Вопрос о путешествии животных во времени — эпизодической памяти животных — может быть тем мостиком, который соединяет экспериментальные исследования памяти с исследованиями опыта и сознания и дает возможность заглянуть в основы субъективного опыта на клеточном уровне."