Все записи
13:29  /  12.03.15

7903просмотра

Русский язык в XXI веке

+T -
Поделиться:

Трудно не заметить трансформации, которые переживает современный русский язык. На это оказывают влияние как внешние факторы, вроде давления английского языка, так и внутренние, вроде так называемых "игр с орфографией". Когда носители русского языка пытаются оценить происходящие перемены, то сталкиваются с рядом трудностей, так как по критериям "хорошо" или "плохо" это сделать не получается. Помочь здесь могут лингвисты и филологи, которые занимаются исследованиями современного русского языка. Как и почему меняется русский язык? Какие работы о русском языке можно назвать "книгами-легендами"? Как в русском языке появилась буква “ё”?

«Русский язык находится на этапе утраты грамматических категорий»

http://postnauka.ru/talks/37539

"Существует теория, согласно которой язык развивается по пути от простой грамматики, так называемой изолирующей, когда она существует исключительно в виде порядка слов в предложении, к более сложной системе морфологии, состоящей из систем склонения, спряжения, многочисленных правил словоизменения во многих частях речи. А затем от этой более сложной системы вновь начинает упрощаться и переходить к изолирующему типу. К сожалению, эту теорию можно проследить только на довольно большом промежутке времени, потому что язык развивается очень медленно. Но если попытаться проследить историю некоторых известных нам языков на протяжении тысячелетий, видно, что эта теория верна."

Интервью с лингвистом Кириллом Бабаевым о маятниковых изменениях в грамматике, креолизации языков и современных процессах в русском.

Эрратическая семантика

http://postnauka.ru/faq/16214

"Ситуация, в которой человек учит две системы написания, напоминает старый анекдот про пастуха, у которого спрашивают: «Как же вы считаете своих овец: они же бегут, вот эта шерсть — волнующееся море». Он говорит: «Да ну что вы, я никогда и не считаю по головам! Я считаю ноги и делю на 4». Это вот и есть эрратическое написание. Когда человек, нарочито искажая норму и сам для себя, и для своего читателя, на заднем плане держит правильное написание, нормативное. Почему он это делает — более сложный вопрос."

7 фактов о нарочном искажении слов и выражений носителями языка.

5 книг о русском языке

http://postnauka.ru/books/13214

"Многие мысли и слова Чуковского кажутся написанными о нашем времени. Вот например: «Но вот миновали годы, и я, в свою очередь, стал стариком. Теперь по моему возрасту и мне полагается ненавидеть слова, которые введены в нашу речь молодежью, и вопить о порче языка. Тем более что на меня, как на всякого моего современника, сразу в два-три года нахлынуло больше слов, чем на моих дедов и прадедов за последние два с половиной столетия» (напомню, что книга вышла в свет в 1962 году). А вот Чуковский, несмотря на то, что так полагается, не ненавидит. Хотя кое-что все-таки ненавидит. И для этого ненавидимого им объекта он придумал термин, который пережил свое время и используется до сих пор – «канцелярит» (собственно, так называется одна из глав его книги)."

Что читать об истории русского языка и его особенностях, рекомендует доктор филологических наук Максим Кронгауз.

«История буквы "ё" – одно из самых загадочных явлений в истории русской орфографии»

http://postnauka.ru/talks/26230

"На самом деле история буквы «ё» — одно из самых загадочных явлений в истории русской орфографии. Большая часть орфографических нововведений за последние, скажем, триста лет, начиная с Петра I, прослежена довольно хорошо. А про букву «ё» история очень загадочная, с большим количеством легенд и домыслов. Может быть, это связано с тем, что легализации буквы «ё» до сих пор не произошло.Известно, что буква «ё» появилась в конце XVIII века. И традиция уверенно на протяжении десятилетий (может быть, даже столетий) связывала ее появление с именем Николая Михайловича Карамзина — человека, во-первых, очень известного, во-вторых, очень прогрессивного."

Интервью с филологом Ильей Иткиным о букве «ё», феномене возникновения новых букв и реформах в истории русского языка.

Диалоги: Норма в русском языке

http://postnauka.ru/lectures/21373

"Есть интересная вещь: появляется какое-то слово, и что-то с ним не так, ему не удается нормально прижиться в языке. Что будет дальше? Либо с него сотрется какая-то неправильная окраска, и оно приживется, либо оно уйдет из языка. Есть некоторые слова, которые живут десятилетиями и веками с этой окраской, и веками люди сообщают «не люблю это слово, что-то в нем есть такое неправильное». Понятие нормы — это очень интересная вещь. Но нужно понимать, что все устроено более сложно. Нормы подвижны, они меняются, различаются социально и очень субъективны. Рассматривая все это и присматриваясь к языку, нужно скорее не гневно восклицать «Как же так? Тут неправильно говорят!», а пытаться задуматься о том, что перед нами и с чем мы имеем дело."

Беседа филолога Гасана Гусейнова и лингвиста Ирины Левонтиной о современном русском языке, его трансформации и об отношении людей к нарушениям норм речи.

Русская орфография

http://postnauka.ru/faq/11238

"До революции в России грамотными были значительно меньше половины всех жителей. Еще лет сто пятьдесят назад очень многие не умели читать и писать, и буквы для них были некоторым орнаментом, язык же существовал только в устной форме. К этим временам восходит представление о том, что орфография — это некоторая надстройка над языком, которая может быть устроена как угодно и не оказывает на него никакого влияния.

Это представление действительно справедливо там, где грамотные люди представляют собой особую избранную касту, но совершенно не подходит для тех обществ, в которых мы живем сейчас, где все люди заведомо умеют читать и писать."

7 фактов о функционировании и роли орфографии для языка в современных условиях.

Точка зрения | Школьный русский

http://postnauka.ru/talks/27840

"Главная проблема одна: часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература — главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников. Все остальные предметы — все без исключения! — второстепенны и подчинены этому, главному. И причина проста: это единственный предмет (отделять язык от литературы в школьной программе нелепо), который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого. Занимаясь физикой или математикой, ты должен внятно и точно выражаться, понимать задачу, уметь переформулировать ее. Поэтому, в частности, нужно отделять собственно учение в школе, долгие годы обильного чтения и общения о языке на языке, от финальной экзаменационной фазы, когда человек должен, уходя из школы, показать, чего он достиг."

Мнения экспертов ПостНауки об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе.