Все записи
14:17  /  6.11.13

44738просмотров

Трогни чтобы начать. «Жизнь Адель»

+T -
Поделиться:

 

Недавно создатели приложения Shazam, определяющего исполнителя по звучащей песне, перевели интерфейс на русский, и теперь на экране написано «Трогни чтобы начать». Эта мысль, несмотря на ее кособокость, стала главной в фильме Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель».

Не странно даже, что его разрешили показать в России: фильм удивительно неэротичен, а контекст заставляет отказаться от секса в пользу семьи. Участники проекта «Сноб» посмотрели самый скандальный фильм года за день до официальной премьеры.

Этот текст должен быть таким же физиологичным, как фильм, иначе вы ничего не поймете, поэтому слабонервным лучше не читать и выйти из зала. 

Во-первых, за три часа мне удалось подробно рассмотреть клитор Адель Экзархопулос, а также ее сопли, вытекающие из носа в рот, и слюни, которые все время бликуют в углах ее вечно открытого рта. Рот Адель на протяжении всей «Жизни» был закрыт лишь однажды — когда она подпирала подбородок коленом. Во-вторых, я узнала несколько удивительных поз, применимых в лесбийском сексе — насколько реально их применить, не знаю: уж больно они напоминают фантазии мужчины-гетеросексуала, который снимает порно с элементами аэробики. В-третьих, порно, снятое мужчиной-гетеросексуалом, мало что рассказывает о лесбийском сексе, да и фильм-то, строго говоря, не о лесбиянках. Критики всего мира говорят, что фильм о любви, но я не согласна. Фильм о страсти, которая кончается — завтра или пусть даже через пару лет — ровно там же, где началась. И то верно: страсти совершенно нечего противопоставить любви, когда та появляется. Можно сунуть себе между ног руку человека, питавшего к тебе страсть, и на десять секунд он даже потеряет контроль... но не более. На вопрос «Как у вас в сексе?» Эмма отвечает Адель: «Не так, как с тобой» — и, скорее всего, это правда. Но это ничего не значащая правда: Эмма счастлива с другой, потому что любит ее, даже если в сексе та другая и не очень. Вот о чем этот фильм. И больше, кажется, ни о чем.

Адель омерзительна мне как героиня и как женщина: все время ревет и хочет трахаться. Наверное, каждая из нас была такой в 18 лет, но это некрасиво, непоучительно и неинтересно. Физиологичность и почти медицинская дотошность, с которой Кешиш препарирует своих героинь, похожи на собственный взгляд на себя десятилетней давности, когда стыдно становится за написанное когда-то в дневнике. Взять меня: в 18 лет я тоже искала что-то сильнее, чем любовь. Мощнее, чем любовь, — временно — бывает только страсть. Тогда я познакомилась с женщиной, которая в первую же встречу сказала одно лишь слово: «Раздевайся». Вероятно, у меня даже текли слюни и бликовали в углах открытого рта, и мне казалось, что умру, если она не прикоснется ко мне; казалось, что меня разорвет на части, если я к ней не прикоснусь. Все обошлось и произошло — амплитуда была высока, — а через год закончилось. Я не помню, чтобы это имело какое-то отношение к любви.

После триумфа «Жизни Адель» в Каннах я немедленно прочла оригинал — комикс или, как модно говорить, «графический роман» Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет». И вполне понимаю, почему Маро осталась экранизацией недовольна. В книге много про социальное неравенство и гомофобию, а также про любовь. Родители Адели (в комиксе ее зовут иначе) — пролетарии, которые все время едят макароны и считают, что искусство — ерунда, а главное для девушки — выйти замуж за мужчину, который ее обеспечит. (Макароны, кстати, в фильме остались. Размазанный по губам соус трогает Кешиша не меньше соплей и секрета во время кунилингуса, режиссеру лишь бы чего размазать по губам.) Родители Эммы — утонченные аристократы, высасывающие из раковин устриц, «похожих на кое-что», и полностью принимают дочь-лесбиянку. В комиксе эта социальная разница — ключевой момент, а в фильме — проходящий мазок соуса по губам, оранжевый и жирный.

В комиксе Адель влюбилась в свободную Эмму и ее синие волосы, как символ этой свободы. Свободы, которую сама героиня до конца жизни так и не смогла себе позволить. Я говорю «до конца жизни», потому что в комиксе ее жизнь конечна: Адель умирает через 10 лет после знакомства с Эммой. Она изменяет Эмме не потому, что оказалась пьяной шлюхой, которой стало скучно вечером одной, а потому что никак не может найти себя: в новой среде ей все чуждо, а в прежнюю она вернуться не может — родители не общаются с ней с того дня, как узнали, что она спит с женщиной, друзья прокляли. Все кончается трагически для всех, и я, в общем, рада, что в фильме Кешиша ни одной барышни не пострадало. Однако существенно пострадал смысл.

И еще несколько слов про эту знаменитую сцену коитуса — самую длинную за всю историю кинематографа — в 6 или 7 минут. Каждый раз, когда я вижу такие откровения на большом экране, всегда спрашиваю себя: смогла бы я сняться в таком фильме или нет. Я всегда думаю о родителях и друзьях, внутренне содрогаясь от мысли, что им пришлось бы увидеть это. Но под конец фильм настолько выглядит как хроника обычных для любого человека телесных подробностей, что не вызывает ровно никаких эмоций. Как в баню общественную сходил. И я, может быть, могла бы сняться в таком фильме. Написав этот текст, я уже, кажется, в нем снялась.

Комментировать Всего 22 комментария

Отличный текст.

Описание фильма, а точнее мысли о нем, напоминают мне мои же мысли по поводу "Незнакомца у озера", тоже показанного в Каннах, тоже снятого французом и, вроде, в той же равнодушной манере - только там геи подробно знакомятся друг с другом. Наверное, таким и должен быть кинематограф нового века - с новым бесстыдством, с равнодушием к прежним табу. В "Адели" клитор влажен долго и в деталях, в "Незнакомце" - член. Вернее даже назвать его хуем.  Вуайеризм кончился, из вглядывающихся мы превратились в смотрящих.  

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Очень круто написано; я хочу на оба фильма

Фильм действительно тронул, но до конца осознать, чем именно, не получается. С подобными жизненными ситуациями и с конечным выбором сталкивается, наверное, каждый, особенно в контексте женских взаимоотношений...данный момент наиболее ярок. Это скорее всего первое, что тронуло. Сцены секса оставили двоякое впечатление и немного скверное, так как как таковой страсти показано не было ) был просто хорошо снятый трах, но не эмоциональный секс между двумя женщинами :) "Комната в Риме" Медема более эротичен :) 

PS: текст отличный!

Эту реплику поддерживают: Виктория Дюк

Вот для меня и вопрс - режессер не смог снять эротично или же специльно хотел показать просто физиологию, оттолкнуть зрителя..

А вот интересно: нежелание (вопреки правилам) склонять имя Адель в названии "Жизнь Адель", – это тоже форма утонченного эротизма и артефакт незакрывающегося рта?  Ну, как "Больно нога", например. 

Скорей, нежелание намекать, что на деле не "Адель"  та мамзель, а "Аделя". 

Вот что интернет сообщает:  "В «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка практически все женские имена на -ль, такие как Марсель, Этель, Мишель, Сесиль, Люсиль, Ассоль, Эмманюэль, Габриэль и др., зафиксированы как несклоняемые (из склоняемых – только библейское имя Иезавель и та же Жизель; имена Адель, Нинель и Рашель даны как испытывающие колебания: склонение/несклонение). По аналогии, на наш взгляд, не следует склонять и Галадриэль".

Эх, а Пушкин-то как же? http://rupoem.ru/pushkin/igraj-adel-ne.aspx

А у меня эффект, противоположный оному у Сергея Любимова.

На фильм не собиралась, а теперь точно пойду - до того хорошо написано.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Да нет ничего противоположного. Отличная рецензия, которая позволяет понять, интересно тебе это или нет. Мне это не интересно. Сейчас. А лет так боюсь сказать сколько назад - просто помчался бы на этот фильм.

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский

Рецензия хорошая. Однако впечатление от фильма у меня другое. Он действительно про любовь. И про жизнь (Адель и всех людей). Я бы по-другому перевела ту фразу, что вы поставили в название - "Дотронься до меня. Будь со мной".  Сцены секса, возможно, чрезмерные. Но они и не суть. Трогает фильм. Пальмовая ветвь, на мой взгляд, вполне заслуженная.

Этот фильм исключительно для девочек, это подтверждают и комментарии к прекрасной рецензии Ксюши.

Но я рад что мы показали "Жизнь Адель" хоть и не понимаю почему он был удостоен Золотой ветви.. Ну да не в первой) 

Мужчинам, которым лесбийская эстетика чужда (как вот мне например) смотреть и осмыслять в работе Кешиша нечего. 

Шла с некоторым предубеждением: 3 часа - стоит ли фильм затрачиваемого времени, полученная награда - не идеологическое ли это, в основном, решение.

Фильм понравился. Награда вполне заслуженная и, прежде всего, тем за что она, собственно, дается - за его художественные достоинства.  Если сводить к какому-то жанру, то это психологическая драма, и в этом смысле, на мой взгляд,она сделана безупречно. Ну, а если о способах воплощения, то тут, конечно, на любителя. Излишняя натуралистичность - кем-то принимается, а кого-то только отталкивает. Моя подруга, например, ушла после первого час - стало подташнивать от всех этих крупных планов с соплями, едой и пр. Это она еще во всех подробностях не просмотрела все интимные сцены!

Меня вот только мучает вопрос: а что все французские подростки, когда едят, пальцы постоянно облизывают; их мама в детстве не учила, что так не гигиенично и не эстетично, или это знаки режиссерские какие-то ))) 

Эту реплику поддерживают: Виктория Дюк, Лариса Бабкина

Пальцы, которые Адель то облизывает, то просто сосёт - намёк на начинающееся компульсивное расстройство, мне кажется.

Эту реплику поддерживают: Тина Кубрак

С пальцами  действительно какая-то проблема существует - в переводных французских изданиях по воспитанию детей мне попадались загадочные главы - сначала как научить ребенка сосать большой палец руки - на случай, когда ребенку нужно успокоиться, а соски под рукой не оказалось. Ну а вторая тема - как наконец отучить ребенка сосать этот самый палец, потому что к семи годам уже желательно этого не делать. В общем, с нашим менталитетом не понять, но если все детство для тебя это считалось нормой, то вероятно отвыкнуть трудно. 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Тина Кубрак

Не слушайте Ксюшу.

Нежный, умный и почти целомудренный фильм. И вообще не про лесбийскую любовь - это так, орнамент.

Ему конечно, не хватает социального измерения по сравнению с литературным исходником. Но тут уж право режиссера на свою реальность.

Мне не нравится, что в своей рецензии ты тоже употребил слово "клитор" в лиде. Я употребила его первой. 

 Мне кажется, действительно  фильм не о лесбийской любви, а о нашем обществе в целом, недаром повторяются сцены приема пищи (опят же не эститично снято) за которыми не о чем говорить, подростки, которым особо неочем общаться сказать.. Первое, что пришло в олову после просмотра - Колигула нашего времени, тот же упадок.  Поколения ищет чего-то новое, все открыто, сексуальная революция давно прошла, а ведь человеская натура ищет чего-то запретного... 

  Для меня фильм Кешиша- о свободе. И внутренней психологической, и социальной.  Мне кажется, что режиссер потому пренебрег другими темами оригинала, что для него очень важно было исследовать именно эту тему.

  Героиня Эмма рассуждает о свободе, вроде бы живет свободно, и вроде бы выбирает себе партнеров свободно, но... как только речь идет о том, чтобы предоставить свободу партнерше, ее внутренного ресурса на такое прояление свободы не хватает. И, гонимая страхом, она прячется в эмоционально созависимых отношениях с новой партнершей.

  А Адель...Ее свободы только хватило на выбор партнера своего пола. А дальше... она ведет себя как простая клушка- вцепилась- не оторвать!

  Если бы не все эти заморочки с темой свободного выбора, то фильм был бы обычной мелодрамой, в которой любую из героинь можно заменить на гетеро-партнера и весь сюжет останется практически без изменений. Любовь, измена, ревность, долг- все, как всегда!

  К сожалению, не видела другие фильмы- участники конкурсной программы КФ и поначалу выбор этого фильма в качестве победителя и мне показался странным. Но сейчас, по прошедствии недели после просмотра, я понимаю, что фильм, безусловно, яркий, сталкивающий шоры сознания, проникающий в подсознание. Это может сделать только кино доступными ему средствами- шокирующими сценами, слезами, слюнями, крупными планами и многим-многим другим, что не осознается, но работает. 

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

"Посмотрел "Жизнь Адели" (все-таки так писать правильнее) второй раз, понял еще кучу всего, чего не увидел в первый. Рассмотрел цвета, расслушал музыку - поправьте меня, но, по-моему, об этих аспектах не писали ни хулители, ни хвалители, я в том числе. Осознал, среди прочего, что это аллегория о романе Живописи с Литературой. Ну и еще много чего. Как-то дико сочувствую тем, которые не прорубились. Осознаю, что это неполиткорректно, сейчас опять беситься начнут и т.д. Бедные. А вообще есть рецепт, когда тебя расстраивают хорошие (?) знакомые, топчущие и разоблачающие что-то очень тебе понравившееся. Не злись, не негодуй. Просто тихо (но настойчиво, добиться ответа необходимо) спроси: "Ок, это плохое. Допустим. А скажи-ка, что хорошее?". Услышав ответ, вздохни с облегчением." TAK NAPICAL ANTON DOLIN-RAZDELIAY!!!